Подготовила Столика С.Е. Трудовое воспитание основано на стремлении детей к активности и самостоятельности. Элементы трудовой деятельности и направлены на удовлетворение их потребности в активной деятельности. Ребенка привлекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу, не доводят ее до конца. Так, девочка начала стирку, выстирала только одно платье куклы, а дальше стирку прекратила. Мальчик строил железную дорогу, работая с конструктором, дорогу до конца не достроил и уже пустил по ней паровозик. Такое отношение детей к результату труда соответствует их ситуативным интересам. Перед воспитателем и стоит задача – сформировать устойчивый интерес детей к конечному результату любого труда. Именно это и способствует воспитанию трудолюбия у ребенка. С малых лет ребенка приучают к аккуратному обращению с игрушками, учат их беречь и ремонтировать в случае необходимости, укладывать их на место. Впоследствии эту работу дети проводят самостоятельно. Значит, именно под руководством взрослых дети получают знания о труде, о профессиях, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, машины, выпекал хлеб и т. п. Ребята в семье, в детском саду обучаются не только трудовым умениям и навыкам, но и постоянно знакомятся с трудом взрослых. Такое знакомство воспитывает у детей уважение к труду других людей, учит бережно относиться ко всему тому, что создано человеком. Работа эта сложная, так как ребенок видит в жизни и негативное отношение к материальным ценностям. Поэтому другая задача воспитателя – раскрыть значимость создаваемых материальных ценностей для каждого человека, для семьи и государства. Последовательно и настойчиво воспитатель формирует у детей умение трудиться в группе. Именно в совместной деятельности дошкольники учатся распределять обязанности, выполнять поручения-сверстника или старшего по возрасту. Многие дошкольники стремятся в процессе выполнения трудовых поручений проявлять творчество, вносить в работу элементы игры. В совместной деятельности дети учатся оказывать помощь другому, доброжелательным отношениям. Если труд организован правильно, ребенок прилагает определенные усилия, развивает физическую силу и волю. Организуя трудовую деятельность дошкольников различных возрастных групп, нужно помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным. В детском саду дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе, ручной труд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию детей приучают с раннего детства. Хозяйственно-бытовой или просто бытовой труд в детском саду связан с дежурством в группе. Это может быть дежурство по подготовке к обеду, ужину, работе в живом уголке, подготовке учебной или игровой комнаты. Труд в природе не только способствует формированию умений и навыков, но и особенно положительно влияет на нравственно-социальное становление личности ребенка. Дети с большой любовью ухаживают за животными, готовят грядки, весной ухаживают за цветами. Именно труд в природе дает возможность увидеть ее красоту, сезонные изменения, постичь особенности цветовой гаммы растений, создавать прекрасное в детском саду из природного материала. Ручной труд детей направлен на развитие мелких мышц, творческого воображения, формирование самостоятельности в том или ином виде трудовой деятельности – работа с картоном, тканью, бумагой. Ручной труд чаще всего связан с игрой. Это игра в скорую помощь для книг и игрушек, работа ателье модного платья, ремонта и починки обуви, настольных игр. В целом различные виды трудовой деятельности дают возможность ребенку самоутвердиться, вступать в общение со сверстниками и взрослыми, хорошо представляя свои трудовые обязанности. Кроме того, воспитатель формирует у детей умение планировать свой труд, делить его на определенные этапы, способность распределять обязанности между детьми, если труд носит коллективный характер. Как видно, направления и содержание трудового воспитания детей многогранны. В отборе его содержания воспитателю помогают комплексные программы воспитания иразвития детей дошкольного возраста, которые связаны с возрастным развитием детей. Так, программа «Истоки» обращает внимание педагогов детского сада на безопасность поведения в процессе трудовой деятельности. У детей необходимо вырабатывать осторожное поведение в ситуациях, которые могут быть опасными для ребенка. Воспитатели систематически и целенаправленно обучают детей как нужно вести себя на участке детского сада, в поликлинике, на улице и т. д. В процессе участия дошкольников в труде дети могут взять в руки опасные для здоровья вещи. Взрослый учит ребенка пользоваться ножницами, ножом, но обязательно индивидуально и при этом должен быть рядом с ребенком. Главное – это уважать труд ребенка, показывать его значимость для других. Только в этом случае дети научатся уважать труд других людей.
|
Источник:http://studopedia.org/1-112648.html
Koyyott
Столика Светлана Евгеньевна
Сидорова Зоя Григорьевна