12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Борисова Ольга Николаевна9


Тема: «Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках»

Цель: создание условий для  знакомства с рассказом Н. Сладкова «Домики на ножках».

Задачи:

образовательные: актуализировать знания о Н. Сладкове и его произведениях; учить анализировать содержание рассказа, использованные автором средства эмоционального воздействия; выявлять средства художественной выразительности: сравнения; развивать навыки выразительного чтения через рассказ «Домики на ножках»;

развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение делать вывод; развивать грамотную речь;

воспитательные: воспитывать положительные качества личности: самостоятельность, целеустремленность; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности; формировать ценностное отношения к получаемой информации.
Планируемые результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: знает информацию о Н. Сладкове и его произведениях; анализирует содержание рассказа, использованные автором средства эмоционального воздействия; выявляет средства художественной выразительности: сравнения; выразительно читает.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

познавательные: устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы, согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике.

регулятивные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; ответственно выполнять свою часть работы; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Направление ВУД: общеинтеллектуальное.

Программа ВУД: «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы отправимся с вами в подводное путешествие и познакомимся с одним речным жителем. С каким, вы узнаете позже, когда прочитаете рассказ Н. Сладкова.

-Посмотрите на слайд. Что здесь изображено?

t1712246544aa.jpg

-Вы правы. Как будет называться рассказ?

-Тема нашего занятия звучит следующим образом: ««Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках»

-Какие задачи мы поставим перед собой?

-Хорошо. Я сформулировала задачи следующим образом:

1.Познакомиться с биографией Н. Сладкова и его произведениями.

2.Прочитать рассказ «Домики на ножках», проанализировать его.

3.Подготовиться к выразительному чтению рассказа.

-Надевайте свой водолазный шлем, мы начинаем погружение.

t1712246544ab.png

Приветствуют.






-Дом на ножках.







Предполагают.






Предполагают задачи.





2. Основной этап

-Вот нас встречает Пескарь Иванович. Он приготовил для вас задание.

t1712246544ac.jpg

-Сейчас вы поработаете в группах по 5 человек. Поэтому давайте вспомним правила работы в сотрудничестве.

- На карточках у вас пронумерованные предложения, в которых описана биография Николая Сладкова.

- Пескарь Иванович предлагает нам поставить эти предложения в нужной последовательности и представить рассказ для всех.

1 группа:

1. Николай Иванович Сладков – редкий писатель, выбравший для своего творчества служение природе.

2. Его талант удивительным образом сочетал дар прекрасного рассказчика и блестящее знание природы родного края.

3. Свои произведения Сладков посвятил детям.

4. Широко известны его книги «Подводная газета», «За пером синей птицы», «Краешком глаза» и другие.


2 группа:

1. Николай Иванович Сладков родился в Москве.

2. С самого раннего детства прогулки доставляли мальчику особое удовольствие.

3. Коля любил бывать в парках и скверах, где можно было встретить то белку, то яркого дятла, то стайку веселых птиц.

4. Во время прогулок Коля научился распознавать «голоса» птиц, различать следы зверей, ядовитые растения от полезных.

5. Свои наблюдения мальчик записывал в дневник, а полученные знания дополнял чтением множества книг о природе, ее тайнах и законах.


3 группа:

1. Будучи школьником, Сладков записался в кружок. Сюда приходили известные зоологи, которые делились знаниями с ребятами.

2. Юные ученики ходили в увлекательнейшие походы по уголкам дикой природы.

3. Здесь Сладков сделал первые шаги в писательском творчестве, написал первые рассказы.

4. Вышла в свет первая книга под названием «Серебряный хвост».

5. В ней автор собрал короткие истории о своих встречах с забавными лесными обитателями, их жизни в дикой природе, повадках и особенностях.


4 группа:

1. Собирая материал для своих произведений, писатель много путешествует.

2. Книгу «Земля солнечного огня», он посвятил своему изучению пустыни, жизни обитателей этого мира.

3. В его обширной библиографии есть книги, посвященные путешествию по Африке («Миомбо») и Индии («Белые тигры»).

4. А сколько раз автор пересек родную страну – просто не счесть: и вплавь, и пешком, и на вертолете. Иногда эти вояжи становились поистине экстремальными.


5 группа:

1. Известен случай, когда Сладков, планируя проплыть реку или вниз по течению, лишился байдарки. Тогда он проплыл часть реки до Балхаша вплавь на спине, поместив под голову надувную подушку, а вещи и припасы поместил на резиновый плотик и привязал к ноге.

2. А однажды Николай Иванович 9 дней прожил на горном карнизе у гнезда беркутов. Писатель питался частью добычи, принесенной для птенцов, а потом потихоньку спустился, используя ветки, заимствованные из гнезда.

3. Однако никакие трудности не пугали Николая Сладкова. Наоборот, каждое прикосновение к природе приносило новый радостный опыт, знания, которыми хотелось поделиться с читателями.

4. Самой благодарной и искренней аудиторией писателя всегда были дети. Он сам, полюбив природу еще в нежном возрасте, отчаянно нуждался в книгах, которые стали бы для него проводниками в желанный и волшебный мир. Поэтому сам писал детские сказки, в которых наделял лесных обитателей человеческими качествами («Бюро лесных услуг», «Лесной календарь»), короткие живые рассказы о том, как взаимодействуют люди и животные («Трясогузкины письма», «Медвежья горка»).

-Ребята, давайте проверим, как вы справились с заданиями.

-Всем спасибо за выступления!

-Ребята, какую задачу нашего занятия мы решили?

-Верно. Как звучит следующая задача?

-Сейчас мы пойдём в гости к тёте Моте. Она расскажет нам об удивительных речных жителях.

t1712246544ad.jpg

-Что нужно сказать, когда заходишь в гости?

-Верно. Поздороваемся с тётей Мотей. Как нужно слушать, когда другой человек нам что-то рассказывает?

-Итак, слушайте внимательно рассказ. Тётя Мотя приготовила для вас вопросы по этому рассказу.

Прослушивание аудиозаписи:

«Заплыл я в дремучий подводный лес. И вижу: стоит на поляне домик на ножках. Рядом — ещё домики. Каждый построен по-особому, но все на ножках.
Один слеплен из разноцветных камешков: красных, белых, зелёных. Другой — из ярких надкрылий жуков. Третий — из маленьких перламутровых раковин. Есть из еловых хвоинок, из палочек и травинок.
Целый подводный городок!
Над городком зелёный рассвет. Чёрный клоп-гладыш набрал под надкрылья воздух и пролетел над городком, как блестящий самолёт. Как ракета, толчками качая воду, промчала личинка стрекозы.

Проснулся городок. Нет, не высыпали на его улицы весёлой гурьбой обитатели домиков. Проснулись, сдвинулись с места и зашагали… сами дома!
Зашагал домик из разноцветных камешков. Пополз перламутровый дом. Домик из хвоинок засеменил, как рассерженный колючий ёж. Быстро бежит на шести-то ногах!
Но живёт в домике не баба-яга, а «шитик» — личинка ручейника. Куда шитик ни пойдёт — домик на себе несёт. Где еды много — остановится, поживёт немного. Другие домики подойдут: опять целый городок.
Подрастёт «шитик», тесен домик станет — пристройку сделает. Скрепляет песчинки или хвоинки паутиной и внутри паутиной же выстилает.
И происходит в домике чудо: подводный червяк превращается постепенно в надводную бабочку. У червяка вырастают крылья! Прямо как в сказке. Да другого и быть не может: домик-то не простой, а на ножках. Сказочный домик!»

-Ребята, понравился вам рассказ?

-О каком жители вы узнали?

-Посмотрите, как он выглядит:

t1712246544ae.jpgt1712246544af.jpg

-У каждого свой неповторимый домик.

-Сейчас вы выполните задание тёти Моти в парах.

-Перед выполнением повторим, что такое сравнение?

-Заполните карточку, ответив на вопросы:


1. Как автор называет подводный мир?

2. Из чего слеплены домики?

3. Что автор называет чудом?

4. Найдите в тексте сравнения.


-Проверим, как вы справились с заданием.

-Молодцы!

-Как вы думаете, зачем Сладков использовал столько сравнений?

- Благодаря сравнению, мы более подробно можем проникнуть в ту красоту подводного мира, в котором был автор.

-Какую задачу мы решили?

-Какую ещё не решили?

-Как вы думаете, с какой интонацией мы должны читать этот рассказ?

-Автор был заворожён красотой подводного мира, он пытался рассмотреть буквально все, до каждого пузырька и травинки. Поэтому мы будем читать спокойным, завороженным голосом, предложения с восклицательным знаком, мы будем выделять интонационно!

-Сейчас мы с вами потренируемся. Помогут нам в этом мальки. Вы будете читать одновременно в парах. Когда мальки скажут: «Поиграйте с нами», вы начинаете читать.

t1712246544ag.jpg

-Итак, начнём.

-Молодцы, вы отлично справились с заданием. У кого не совсем получилось, попробуйте дома с кем-нибудь почитать олновременно.

Воспринимают информацию учителя.


Вспоминают правила.










Выполняют задания в группах.


1 группа:

1. Николай Иванович Сладков – редкий писатель, выбравший для своего творчества служение природе.

2. Его талант удивительным образом сочетал дар прекрасного рассказчика и блестящее знание природы родного края.

3. Свои произведения Сладков посвятил детям.

4. Широко известны его книги «Подводная газета», «За пером синей птицы», «Краешком глаза» и другие.


2 группа:

1. Николай Иванович Сладков родился в Москве.

2. С самого раннего детства прогулки доставляли мальчику особое удовольствие.

3. Коля любил бывать в парках и скверах, где можно было встретить то белку, то яркого дятла, то стайку веселых птиц.

4. Во время прогулок Коля научился распознавать «голоса» птиц, различать следы зверей, ядовитые растения от полезных.

5. Свои наблюдения мальчик записывал в дневник, а полученные знания дополнял чтением множества книг о природе, ее тайнах и законах.


3 группа:

1. Будучи школьником, Сладков записался в кружок. Сюда приходили известные зоологи, которые делились знаниями с ребятами.

2. Юные ученики ходили в увлекательнейшие походы по уголкам дикой природы.

3. Здесь Сладков сделал первые шаги в писательском творчестве, написал первые рассказы.

4. Вышла в свет первая книга под названием «Серебряный хвост».

5. В ней автор собрал короткие истории о своих встречах с забавными лесными обитателями, их жизни в дикой природе, повадках и особенностях.


4 группа:

1. Собирая материал для своих произведений, писатель много путешествует.

2. Книгу «Земля солнечного огня», он посвятил своему изучению пустыни, жизни обитателей этого мира.

3. В его обширной библиографии есть книги, посвященные путешествию по Африке («Миомбо») и Индии («Белые тигры»).

4. А сколько раз автор пересек родную страну – просто не счесть: и вплавь, и пешком, и на вертолете. Иногда эти вояжи становились поистине экстремальными.


5 группа:

1. Известен случай, когда Сладков, планируя проплыть реку или вниз по течению, лишился байдарки. Тогда он проплыл часть реки до Балхаша вплавь на спине, поместив под голову надувную подушку, а вещи и припасы поместил на резиновый плотик и привязал к ноге.

2. А однажды Николай Иванович 9 дней прожил на горном карнизе у гнезда беркутов. Писатель питался частью добычи, принесенной для птенцов, а потом потихоньку спустился, используя ветки, заимствованные из гнезда.

3. Однако никакие трудности не пугали Николая Сладкова. Наоборот, каждое прикосновение к природе приносило новый радостный опыт, знания, которыми хотелось поделиться с читателями.

4. Самой благодарной и искренней аудиторией писателя всегда были дети. Он сам, полюбив природу еще в нежном возрасте, отчаянно нуждался в книгах, которые стали бы для него проводниками в желанный и волшебный мир. Поэтому сам писал детские сказки, в которых наделял лесных обитателей человеческими качествами («Бюро лесных услуг», «Лесной календарь»), короткие живые рассказы о том, как взаимодействуют люди и животные («Трясогузкины письма», «Медвежья горка»).



1.Познакомиться с биографией Н. Сладкова и его произведениями.

2.Прочитать рассказ «Домики на ножках», проанализировать его.









-Здравствуйте.


-Внимательно, не шуметь, не перебивать.







Слушают аудиозапись.


































-Да.

-О личинке ручейника.


Рассматривают иллюстрации.



-Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Работают в парах:

1. Дремучий подводный лес, подводный городок.

2. Из разноцветных камешков: красных, белых, зелёных; из ярких надкрылий жуков; из маленьких перламутровых раковин; из еловых хвоинок, из палочек и травинок.

3. И происходит в домике чудо: подводный червяк превращается постепенно в надводную бабочку. У червяка вырастают крылья!

4. Вода – лес; чёрный клоп-гладыш пролетел над городком, как блестящий самолёт; как ракета, промчала личинка стрекозы; домик из хвоинок засеменил, как рассерженный колючий ёж.

Высказывают своё мнение.
2.Прочитать рассказ «Домики на ножках», проанализировать его.

3.Подготовиться к выразительному чтению рассказа.


Предполагают.













Читают одновременно по абзацу.

3.Заключительный этап

- Ребята! На этом наше занятие заканчивается. Нам пора возвращаться на сушу. Но на следующем занятии мы с вами ещё раз отправимся в гости к подводным жителям и прочитаем вместе с ними выразительно рассказ.

-Скажите, что нового и полезного мы сегодня узнали?

-Какие задания мы для этого выполняли?

- Всем спасибо за занятие, вы хорошо поработали, можете быть свободны. Всего вам доброго!




Высказывают своё мнение.




Прощаются.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.