РАЗДЕЛЯЙ С НАМИ!
Направление: экология
Тема работы: «РАЗДЕЛЯЙ С НАМИ!»
Клейменова Мария Сергеевна
МБОУ Одинцовская гимназия № 13, г. Одинцово, Московская область
9 класс
Научный руководитель:
Маланина Елена Алексеевна,
учитель химии высшей КК
г. Одинцово, 2020г.
Содержание
Паспорт проекта | ……………………………….…… | 3 | |
Актуальность проекта | ……………………………….…… | 4 | |
Этапы и сроки реализации проекта | ……………………………….…… | 5 | |
Обоснование проекта | ……………………………….…… | 6 | |
Реализация проекта | ……………………………….…… | 8 | |
Заключение | ……………………………….…… | 11 | |
Используемые источники | ……………………………….…… | 12 | |
Приложение | ……………………………….…… | 13 |
Паспорт проекта
Название учебного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская гимназия № 13 |
Тема проекта | РАЗДЕЛЯЙ С НАМИ! |
Тип проекта | социально-экологический, общешкольный, практико-ориентированный, долгосрочный |
Срок реализации проекта | с 01.09.2017 г – бессрочно (ежегодное проведение мероприятий по плану проекта) |
Аннотация проекта | Автор проекта, члены ШОО «Эко-Актив», под руководством руководителя проводят просветительскую и организаторскую деятельность по теме «Раздельный сбор мусора» в образовательном учреждении среди обучающихся гимназии. Просветительская деятельность заключается в проведении экологических уроков, видео-лекций, создание презентаций, социальных видеороликов по теме проекта. Организаторская деятельность предполагает работу по организации раздельного сбору мусора (макулатура, батарейки, отработанная бытовая техника, пластиковые крышечки) среди классных коллективов с привлечение педагогического коллектива, и родителей. |
Авторы проекта | |
Руководитель проекта | Маланина Елена Алексеевна, учитель химии |
Участники проекта | учащиеся 1-11 классов и их родители, педагогический коллектив МБОУ Одинцовской гимназии № 13 |
Актуальность проекта
Важной проблемой современного общества стала проблема бытовых отходов. Это проблема не сегодняшнего дня, ещё с древних времен люди сваливали в ямы мусор и зарывали их землей. Только такие отходы легко разрушались под действием естественных природных процессов. Развитие цивилизации и промышленности, дало людям новые материалы, удобные в использовании, однако с утилизацией таких материалов природа быстро справиться не может, а сжигание наносит еще больший вред.
Отходы, которые в огромных количествах накапливаются в наших домах, урнах относятся к категории твёрдых бытовых отходов. По статистике, каждый из нас отправляет на свалку примерно 400 кг мусора в год. Вынося из дома мусор, мы редко задумываемся о том, что же с ним происходит дальше. Общегородские свалки, мусорные полигоны переполнены смешанным мусором, до 80 % которого могло бы стать качественным вторсырьём при условии его раздельного сбора. Количество твёрдых бытовых отходов с каждым годом увеличивается. Свалки неэффективны в борьбе с возрастающим объемом отходов, кроме того, выделяя вредные вещества, они наносят немалый вред окружающей среде и здоровью человека.
Цели проекта:
формирование экологической культуры, повышение сознательности школьников и их родителей через привлечение их в процесс раздельного сбора мусора;
организация мероприятий в рамках проекта по вовлечению школьников и их родителей в процесс раздельного сбора мусора.
Задачи проекта:
информировать школьников и их родителей о проблемах, создаваемых бытовыми отходами, и о преимуществах раздельного сбора мусора;
привлечь внимание жителей Одинцовского городского округа к проблеме раздельного сбора отходов.
Ожидаемые результаты:
повышение у школьников и их родителей сознательного и ответственного отношения к окружающей среде посредством проведения экологических акций;
расширение знаний, формирование навыков цивилизованного обращения с мусором, бережного отношения к своему здоровью;
развитие у ребят - организаторов интереса к добровольческой деятельности, экологическое воспитание подростков;
формирование активной гражданской позиции, навыков проведения экологических мероприятий, способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
формирование команды активных подростков и молодежи, способных в распространении опыта.
Этапы и сроки реализации проекта
I этап – организационно - подготовительный (сентябрь-май 2017г)
Создание школьного объединения обучающихся «Эко-Актив».
Информирование школьников и их родителей о начале деятельности экологического проекта «Разделяй с нами!».
Проведение экологических уроков, видео-лекций, экологических конкурсов для учащихся гимназии.
Формирование инициативной группы среди учащихся гимназии, родителей и педагогического состава.
Сбор информации о видах бытового мусора, подлежащие практике раздельного сбора.
Анкетирование участников проекта о готовности участия в проекте раздельного сбора мусора.
Организация работы с организациями по приему разделенного вида мусора.
II этап – основной (сентябрь - май) - этап проходит ежегодно с сентября 2018г.
Определение видов бытового мусора, подлежащие к разделению: макулатура, батарейки, пластиковые крышечки.
Привлечение обучающихся МБОУ Одинцовской гимназии № 13 в процесс раздельного сбора мусора и сбора определенных видов мусора.
Привлечение родителей к участию в раздельном сборе отходов.
Участие в акциях по сбору макулатуры, батареек, пластиковых крышечек.
Применить разработанные рекомендации и наработанный опыт по организации, информированию и пропаганде раздельного сбора бытовых отходов
Повысить эффективность деятельности МБОУ Одинцовской гимназии №13 в повышении экологической культуры школьников.
Обоснование проекта
Переработкой мусора называют деятельность по получению полезного сырья или энергии. Примерно 50% массы бытового мусора может служить источником вторичного сырья. Более десятка разновидностей отходов подлежат переработке. Прежде всего, это различные пластмассы, макулатура, металлолом, стекло, резина. Для каждого из видов разработаны приемлемые для экологии и эффективные экономически технологии переработки во вторсырьё.
Для того чтобы переработка мусора была эффективной и оправданной, необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерева и т. д. Мировая практика показывает, что раздельный сбор отходов начали внедрять с 80-х - начала 90-х годов в Германии, Франции, Японии и других странах. Традиции раздельного сбора мусора существуют и в России. В период советской истории особенно были развиты сбор макулатуры, металлолома и стеклотары. В России сформировался стереотип о том, что сбор мусора и сдача его на переработку – удел бедных слоев населения. Населению пока гораздо удобнее и привычнее выбрасывать все отходы в мусоропровод, чем сортировать и выносить часть мусора на улицу. А ведь именно от степени вовлеченности жителей в этот процесс зависит будущее мусорной проблемы. Реализация проекта позволит привлечь внимание школьников и их родителей к экологическому состоянию г.о. Одинцово и Подмосковью.
Разделение мусора осуществляется с целью избежать смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду.
Раздельный сбор мусора зависит от активности и сознательности участников процесса на всех этапах. Раздельный сбор мусора находится под ответственностью каждого отдельно взятого гражданина страны. В самом деле, чтобы система выборочного сбора мусора приносила ожидаемые результаты, необходимо активное участие каждого, кто выбрасывает мусор. Без этого применение системы местными органами власти будет неэффективно. Разделение мусора также требует определенного времени и приложения усилий для обучения жителей.
Для чего нужен раздельный сбор мусора? Срок разложения некоторых
видов пластика составляет 100-200 лет, а алюминиевой банки – 500 лет. Вспомните, сколько пластиковых бутылок и консервных банок вы выбросили
за последнюю неделю. Теперь умножьте получившееся число на количество жителей вашего города или поселка. По стандартному сценарию сбора и утилизации отходов весь мусор оказывается на свалках. Там он разлагается под воздействием естественных причин, отравляя землю и грунтовые воды.
Законодательство в России в сфере разделения мусора только начинает
появляться. Так, 31 декабря 2017 года президентом был подписан закон о вводе раздельного сбора мусора и обеспечении стимулирующих мер. С января 2018 года многие категории отходов запрещается проводить захоронение на полигонах.
Так, с 2018 года запрещено захоронение черных и цветных металлов, отходов, содержащих ртуть. С 2019 года — захоронение отходов бумаги картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары, с 2021 года – компьютерной и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов. С 1 января 2019 года, согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», раздельный сбор отходов стал обязательным на всей территории России.
С января 2018 года стартовал пилотный проект по раздельному сбору отходов в Подмосковье. Система предусматривает разделение отходов на два вида: «чистые» (бумага, пластик, стекло, металл) и «грязные» (пищевые, растительные, загрязненные отходы, средства личной гигиены)». Для раздельного сбора на всех городских контейнерных площадках установили баки синего и серого цветов. Кроме того, разные виды отходов теперь вывозят разные автомобили: «чистые» отходы забирает синий автомобиль, «грязные» – серый. Отходы отправляют на сортировочные пункты или на крупные перерабатывающие комплексы.
Во многих городах Подмосковья есть пункты приема вторсырья. А использованные батарейки и лампы можно складывать в специальные урны, которые установлены во многих магазинах. Эти примеры дают надежду на то, что в России уже в ближайшем будущем заработает единая система раздельного сбора мусора.
Реализация проекта
Проект апробирован и реализуется уже второй учебный год.
Все мероприятия проход согласно деятельности школьного объединения обучающихся экологического направления «Эко-Актив».
План мероприятий по реализации проекта
Характеристика мероприятия | Сроки | Партнёры |
Проведение экологических уроков, видео-лекториев | ежегодно с 2017г | проект «Экокласс» проект «Разделяй с нами» |
Участие в экологических конкурсах | ежегодно с 2017г | проект «Экокласс» ООО Инфоурок проект «Добрая школа» |
Создание информационных материалов (презентации, социальные ролики) | ежегодно с 2017г | - |
Акция по сбору макулатуры | весна 2019, осень 2019, далее ежегодно – осень/весна | Благотворительный фонд «Линия жизни» совместно с проектом «Добрая школа» Управление образования Одинцовского г.о. |
Акция по сбору батареек | ежегодно с 2018г | Супермаркет «Глобус» |
Акция по сбору пластиковых крышечек | ежегодно с 2018г | Волонтер г. Одинцово |
Акция по сбору электронной отработанной техники | в соответствии с графиком с 2019г весна | Фонд рационального природопользования |
Система по раздельному сбору мусора требует основных принципов сортировки. В связи с этим мы проводим экологические уроки, видео-лекции, организуем проведение различных экологических конкурсов среди обучающихся гимназии.
Темы экологических уроков:
Разделяй с нами
Как жить экологично в мегаполисе
Чистый город начинается с тебя
Раздельный сбор и утилизация электронных отходов
Основные принципы сортировки:
Полезные отходы нужно собирать отдельно от пищевых отходов и смешанного мусора.
Тару надо освободить от остатков пищи и жидкости – промыть.
Делаем все компактно, для этого прессуем пластик, металлические банки, собираем бумагу в связки.
Что подлежит переработке – в синий контейнер.
Бумага, журналы, газеты, картон
Пластиковые бутылки (любые) предварительно помыв их. Желательно скрутить крышечки, и, скопив их, сдать их в пункт приема.
Тетрапак (пакеты от соков и молока) предварительно отмыв и сплющив.
Стекло (даже битое) – отправляем вымытым в «чистое» ведро.
Стаканчики из-под йогурта – помойте, вставив один в другой
Чистые полиэтиленовые пакеты любого типа.
Мусор, не подлежащий переработке – в серый контейнер.
Бумажные салфетки, втулки из-под туалетной бумаги, одноразовые бумажные стаканчики и бумажные контейнеры из-под яиц.
Фольгированная упаковка (например, из-под творожного сырка или майонеза).
Вакуумные лотки для сыра и колбасы.
Пищевые отходы (все возможные виды), а также упаковки загрязнены пищевыми отходами, которые, и их невозможно очистить.
Выбрасывать нельзя!
Опасные отходы (аккумуляторы, батарейки, люминесцентные лампы) их необходимо отнести в пункты сбора.
Изучив проблему разделения отходов, мы решили проверить, как же к ней относятся жители нашего города. Мы провели социологический опрос по теме раздельного сбора мусора. Участники опроса: учителя, учащиеся 1-11 класса и их родители. В опросе приняли участие 386 респондентов. Результаты опроса в приложении.
Социологический опрос:
Волнует ли вас проблема бытового мусора?
Сортируете ли вы мусор для раздельного сбора?
Считаете ли вы, что если мы не будем покупать товары в упаковке, то уменьшится количество мусора?
Знаете ли вы что такое опасные бытовые отходы?
Известны ли вам пункты приема вторсырья в г. Одинцово?
Как вы оцениваете экологическое состояние в Одинцовском городском округе?
Определили возможные пункты по раздельному сбору бытовых отходов на территории города. Изучили информацию о пунктах раздельного сбора мусора в г. Одинцово с помощью сайта Recyclemap – это карта, показывающая места раздельного сбора мусора.
Пункт приема шин - г. Одинцово, ул. Железнодорожная, д. 21
Пункт приема черного металла и крупной бытовой технике - Одинцово, Транспортный проезд, д. 8
Контейнер для батареек – г. Одинцово, ул. Можайское шоссе, д. 79а магазин магазин «ВкусВилл».
Контейнер для батареек. Пандомат для сбора пластиковых бутылок (РЕТ) – г. Одинцово, ул. Маршала Неделина, д. 9 магазин «ВкусВилл».
Контейнер для батареек – г. Одинцово, Маршала Крылова б-р, д. 25А магазин «ВкусВилл».
Контейнер для сбора вещей благотворительного проекта «МОРЕДОБРА» – г. Одинцово, ул. Можайское шоссе, д. 45а, ТЦ "Ивушка".
Контейнер для сбора вещей благотворительного проекта «МОРЕДОБРА» – г. Одинцово, ул. Привокзальная площадь, д. 1а, ТК “Одинцовский пассаж”.
Ежегодно количество твердых бытовых отходов на полигонах увеличивается. От этого страдает вся окружающая среда, и постепенно человечество двигается к точке невозврата. Человек в ответе за то, что он производит.
Управление отходами – это искусство извлекать из него полезные компоненты и после переработки использовать повторно. Такой подход решает многие проблемы:
- сохраняет природные ресурсы для наших потомков,
- сокращает объем отходов, которые вывозят на свалку,
- сокращает транспортные расходы,
- меньше загрязняет окрестности,
- сохраняет наше здоровье.
Мы предлагаем внедрить наш социально – экологический проект во всех образовательных учреждениях Одинцовского городского округа.
Надеемся, что наши жители будут всё активнее включаться в раздельный сбор собственных отходов. Работа по раздельному сбору мусора продолжается, и только от нас с вами зависит, удастся ли району освободить свои полигоны от лишних отходов.
Используемые источники и материалы
Мазелли М. История мусора. М.:Издательский Дом Мещерякова, 2019
Мазелли М. Вторая жизнь мусора или как сделать отходы полезными. М.: Издательский Дом Мещерякова, 2019
Файви Э. Мусорная революция. Свалка о двух концах. – М.:Пешком в историю. 2019
Катрин де Сильги. История мусора: От средних веков до наших дней. М.: Текст, 2011
Старк Д. Путь в чистую страну. Самиздат, 2016
Зайцев В. Промышленная экология. М.: Бином, 2012
Вишневский Д. Что происходит с мусором? М.: АСТ, 2016
Интернет – источники:
Экологическое движение – «РазДельный Сбор»: https://rsbor-msk.ru/
Всероссийские экоуроки – «Экокласс»: http://xn--80ataenva3g.xn--p1ai/
Сайт «ПростоРазделяй»: http://xn--80aidgmlqahkckn3q.xn--p1ai/
Раздельный сбор мусора в Подмосковье: https://mosreg.ru/sobytiya/infografika/razdelnyy-sbor-musora-v-moskovskoy-oblasti
Сайт экологических конкурсов «Страна экологическая»: https://eco.rosuchebnik.ru/
Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: https://otkazniki.ru/events/permanent/kryshechki/
Сайт Фонда рационального природапользования: https://eko-fond.ru/
Федеральный экологический образовательный и благотворительный проект «Добрая школа»: https://kind.school/
Приложение
Создание школьного объединения
учащихся «Эко-Актив» сентябрь 2017г.
У становка контейнеров по раздельному сбору мусора в гимназии и в классных кабинетах.
Результаты социологического опроса
Волнует ли вас проблема бытового мусора?
Сортируете ли вы мусор для раздельного сбора?
Считаете ли вы, что если мы не будем покупать товары в упаковке, то уменьшится количество мусора?
Знаете ли вы, что такое опасные бытовые отходы?
Известны ли вам пункты приема вторсырья в г. Одинцово?
Как вы оцениваете экологическое состояние в Одинцовском городском округе?
Проведение экологических уроков
Проведено 14 уроков (2017-2018 уч. год); 36 уроков (2018-2019 уч. год).
Проведение видео-лекций по теме «Раздельный сбор мусора»:
156 человек 7-9 классы (2018г); 214 человек 6-10 классы (2019г)
Акция по сбору макулатуры:
май 2019г, собрано 320 кг макулатуры, региональная акция «Собери макулатуру – сохрани дерево», организатор Управление образования.
ноябрь 2019г, собрано 806 кг макулатуры; партнер акции «Добрая школа». Следующая акция состоится в апреле 2020г.
Акция по сбору электронной отработанной техники, собрано 200 кг, партнер акции «Фонд рационального природопользования».
май 2019г.
Акция по сбору батареек (2019г.), Акция проходила в течение учебного года, собрано 9кг, батарейки переданы в гипермаркет «Глобус». | Акция по сбору батареек и пластиковых крышечек (2020г.) Акция проходит в течение всего учебного года, подведение итогов - май |
Участие в экологических конкурса[ образовательных интернет-порталов: Страна экологическая, проекта «Добрая школа», «Экокласс», ООО «Инфоурок».
в сероссийский конкурс «Школьный Экодвор», результат – победители (2019г).
всероссийский конкурс рисунков и плакатов «Дети против мусора» образовательный портал «Ника» (2019г.).
Победитель – Кирюпина Александра (7Г)
всероссийский конкурс «Час экологии и энергосбережения» (2019г.) сайта ООО «Инфоурок» (2019г).
Количество участников – 30 человек (8-10 классы)
Победители – Борисов Евгений (8Г), Козлова Анастасия (10Б)
П ризёры – Плешко Максим (9Б), Шеметова Арина (9А), Петриашвили Дарико (9Б), Харитонова Вероника (8Г).
Создание творческих проектов учащимися гимназии:
презентации по теме «Раздельный сбор мусора»;
социальные ролики по теме «Сохраним планету чистой»;
разработка экологических уроков и игр для учащихся 1-6 классов.
Ковалева Галина Валентиновна
Маланина Елена Алексеевна
Литвиненко Ирина Витальевна
Маланина Елена Алексеевна