Урок биологии в 7 классе «Размножение рыб. Значение рыб и их охрана»
Конспект урока «Мир животных» для 7 класса
Тема: Размножение рыб. Значение рыб и их охрана.
Цель: Формировать знания о позвоночных животных – рыбах, формировать знания об особенностях размножения и развития рыб;
- развивать зрительную память, речь; обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.
-воспитывать мотивацию к учению, любознательность, любовь к природе
Ход урока.
1.Постановка задач. Сегодня на уроке мы повторим изученный материал о рыбах, познакомимся с новой темой.
2. Объяснение нового материала.
Размножение рыб. -Ребята, что такое размножение?
Это процесс, при котором происходит увеличение числа живых организмов.
-Какое значение имеет размножение в жизни животных?
.Большинство рыб, в основном весной плывут в места, благоприятные для размножения.
Например, лосось, который всю свою жизнь проводит в солёном океане плывёт размножаться в реки ( а там пресная вода). Вот такая интересная рыба, способная жить как в соленой, так и пресной воде.
Щуки и окуни собираются на мелководье реки или озера, в которых они живут. Самки рыб вымётывают икринки
Икринки – это яйца рыб. (запись в тетради)
В них находится зародыш и питательные вещества, которым питается этот зародыш.
Икринки прикрепляются к водным растениям, либо опускаются на дно, либо плавают на поверхности.
Через некоторое время из икринок появляются личинки рыб.
Личинка питается, растет и превращается в маленькую рыбу – малька.
Малёк в свою очередь тоже растёт и превращается во взрослую рыбу.
3. Физминутка.
Рыбы бывают живородящие и икромечущие.
Живородящие – это рыбы, которые рождают уже развившихся в их организме личинок.
А икромечущие рыбы - это рыбы, которые вымётывают икру.
4. Закрепление. Запишите в тетрадь и нарисовать рисунки
5. Значение рыб.
Значение рыб в жизни человека очень велико: общий мировой улов рыбы в год составляет примерно 50 млн. тонн. Главная ценность рыбы в белках. Мясо рыбы по питательным свойствам не уступает мясу крупного рогатого скота. Оно хорошо переваривается и почти полностью усваивается в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, из рыбы получают рыбий жир, богатый аминокислотами и витамином Д.
Рыбу рекомендуют для диетического питания больным атеросклерозом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, страдающим заболеваниями желудка, печени. Калорийность сельди не уступает калорийности куриных яиц. Из рыбы можно приготовить множество блюд.
6. Работа с диаграммой «Использование рыбы».
32% - удобрение или корм для скота (рыбья мука).
35% - продается в свежем или замороженном виде как продукт питания.
16% - консервируется.
16% - идет на заготовки (солится, сушится).
1% - изготовление рыбьего жира, клея, витаминов, лекарств, мыла и др.
7. Хозяйственная деятельность человека. Редкие и исчезающие виды.
- Рыбные богатства не бесконечны. Своей хозяйственной деятельностью человек сокращает и уничтожает место обитания рыб. Мы строим города, дома, заводы, загрязняем и осушаем водоемы – нет рыбам пристанища.
К сожалению, все больше видов рыб попадает на страницу Красной книги, и в этом виноват человек.
- Воздействие человека на природную среду постоянно растет, в результате под угрозой исчезновения оказались многие виды рыб.
8. Физминутка «Гимнастика для глаз».
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз).
2. Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз (10 раз).
3. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
9. Охрана рыб.
- У нас в стране принят закон «Об охране и использовании животного мира». Отдельная глава посвящена рыбам. Закон предписывает всем рыболовецким учреждениям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства.
Правила рыболовства.
Меры по сохранению и увеличению рыбных богатств.
5. Итог урока.
-Что изучали на уроке? - Что запомнилось? -Что больше всего понравилось?