Краткий конспект урока русского языка в 7 классе по программе С.И. Львовой «Разные виды омонимов»
Разные виды омонимов
(краткий конспект урока русского языка в 7 классе по программе С.И.Львовой)
Цели урока:
образовательные: обобщить сведения о разных видах омонимов; научиться различать их и не путать с многозначными словами;
развивающие: развивать умение анализировать предложенный материал, делать выводы, приводить собственные примеры к изучаемому на уроке;
воспитательные: воспитывать умение работать в группе, выступать в роли учителя.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями; инструкции для работы в первичной группе и «группе единомышленников»; таблички с обозначением лексических единиц (с опознавательным знаком); «Справочные материалы» к учебнику русского языка для 7 класса С.И. Львовой, В.В. Львова.
Форма урока групповая («Обучение в сотрудничестве»), в основе которой приём РКМ «Зигзаг – 2» (автор Славин). Класс поделён на 5 групп.
Ход урока
I Оргмомент
II Стадия вызова: повторение сведений о разных видах омонимов (составление кластера)
ОМОНИМЫ
омофоны лексические омографы омоформы
(фонетические омонимы: (графические (грамматические
омонимы): стрела от лука- омонимы): омонимы):
Атлас – атлАс горького лука груздь – грусть тёплая печь – печь пироги
? Можно ли многозначность слов рассматривать как вид омонимов? Почему?
III Работа в первичных группах.
На данном этапе обучающиеся получают карточки с одинаковым языковым материалом, но у каждого члена группы СВОЁ задание (смотри Приложения). Общаться ребятам пока нельзя. На работу отводится 5 минут.
IV Работа в «группе единомышленников».
По команде учителя обучающиеся объединяются в «группы единомышленников», то есть теперь вместе собираются ребята, выполнявшие одно и то же задание. Сделать это быстро помогут таблички с обозначением лексических единиц и опознавательными знаками (такими же, как на индивидуальных карточках обучающихся) – смотри Приложения). Задача «единомышленников» - проверить правильность выполнения задания, при необходимости исправить ошибки и составить предложения с использованием доставшейся лексической единицей (смотри Инструкцию для работы в «группе единомышленников») – приём ТРИЗ «Свои примеры». На работу отводится 8 - 10 минут.
V Возвращение в первичные группы.
Вернувшись в первичные группы, каждый ученик выполняет роль учителя. Его задача – продиктовать и объяснить одноклассникам пример (составленный совместно с «единомышленниками») употребления «своей» лексической единицы (смотри Инструкцию для работы в первичной группе).
К концу урока в тетрадях обучающихся должны быть:
кластеры по теме урока;
индивидуальная (если необходимо, скорректированная в «группе единомышленников») работа;
примеры употребления многозначных слов и разных видов омонимов, составленных обучающимися при работе в «группах единомышленников».
Домашнее задание: упр. 915, с. 193 (третье и четвёртое задание).
Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены лексические омонимы.
1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» - посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10) Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.
Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены омофоны.
1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» - посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10) Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.
Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены омографы.
1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» - посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10) Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.
Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены омоформы.
1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» - посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10) Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.
Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены многозначные слова.
1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» - посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10) Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.
Инструкция для работы в «группе единомышленников»
1. Проверьте правильность выполнения задания каждым членом группы. Если необходимо, исправьте ошибки.
2. Пользуясь словариком омонимов в «Справочных материалах», составьте свою пару предложений.
Инструкция для работы в первичной группе
1. Продиктуй одноклассникам пример употребления своей лексической единицы, объяснив её особенности.
2. Проверь! В твоей тетради должны быть примеры употребления многозначных слов, лексических омонимов, омографов, омофонов и омоформ .