Урок на тему «Разнообразие и внешнее строение млекопитающих. Их сходство и различие» (8 класс)
ОГКОУ «КИНЕШЕМСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 2»
Разнообразиеи
внешнеестроение
млекопитающих.
Их сходство и различие.
ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ: СМИРНОВА Т.И.
ЯНВАРЬ 2019 ГОДА
Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих.
Задачи:познакомить обучающихся со средой обитания млекопитающих, их сходством и отличием, продолжить формирование умений узнавать млекопитающих; развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания; обогащать словарный запас школьников; способствовать формированию бережного отношения к живой природе.
Оборудование. Компьютерная презентация по теме урока; рисунки млекопитающих; птиц, карточки с заданиями, картинки рефлексии настроения, аппликация поляны успеха, ребус, словарное слово (млекопитающие), индивидуальные таблицы для заполнения «Места обитания млекопитающих», карточки животных для рефлексии успеха.
Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.
ДЕВИЗ УРОКА:
«Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю – лес, степь, горы».
М.М.Пришвин
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Я рада вновь встрече с вами. - Настроенье каково? - Во!
- Все такого мнения? - Все, без исключения.
- Посмотрите вокруг и подарите, пожалуйста, всем окружающим ваши улыбки.
- А сейчас сядут за стол только те ученики, которые назовут любую птицу (садятся по очереди, назвав птицу).
- Внимательно посмотрите на рисунки на доске. Которая картинка более созвучна вашему настроению? (на доске две картинки с изображением воробья: один озябший и мокрый, другой – весёлый и ярко раскрашен).
- Очень рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы начать урок.- Кто догадался, какую тему мы будем сегодня повторять?
- Прочитайте девиз нашего урока. Как вы понимаете его смысл?
Повторение ранее изученной темы.
- Назовите отличительные признаки класса птиц.
- На какие группы можно разделить всех птиц, которых мы изучили? Привести примеры каждой группы птиц.
- Почему ласточки и стрижи не садятся на землю?
- Как дятел приспособился к жизни на деревьях?
- Каковы отличительные признаки внешнего вида хищных птиц?
- Назовите общие признаки водоплавающих птиц.
- Какую пользу приносят птицы в природе?
- Каких птиц выращивают люди в домашнем хозяйстве и на птицефермах?
- Для чего человек разводит и выращивает птиц?
- Внимательно посмотрите на картинки на стенах вокруг вас. Кто здесь лишний? Как вы догадались?
- Чем заяц отличается от птиц?
- К какому классу животных относится заяц? (это зверь)
- Другое название класса этих животных вы прочитаете, если разгадаете ребус (млекопитающие). Объяснить происхождение слова по таблице:
млеко=молоко, сложное слово). Вывод.
- Приведите примеры млекопитающих животных.
III. Изучение новой темы.
Слайд 1.Объявление темы.Тема нашего урока: Разнообразие и внешнее строение млекопитающих. Их сходство и различие.
- Цели и задачи урока записаны у вас на карточках (даны разные утверждения, надо выбрать правильные и повесить их на аппликацию поляны успеха).
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Так каких же животных относят к млекопитающим?
Слайд 2.- Запишите в тетрадь. Млекопитающие – это класс животных, которые выкармливают своих детёнышей молоком.
На доске план:
1. Среда обитания млекопитающих.
2. Общие признаки млекопитающих.
3. Какими рождаются детёныши у млекопитающих?
4. Значение волосяного покрова млекопитающих.
5. Отличительные признаки млекопитающих.
Работа по таблице. Слайд 3.
- Где живут млекопитающие (обращается внимание на девиз урока):
- В каких природных зонах можно встретить млекопитающих?
Подземлёй: В зоне арктических пустынь:
Наземле: В лесной зоне:
В воде: В горах:
В воздухе: В пустыне:
Слайд 4.- Животные приспособились к природным условиям, у каждого есть свои особенности в строении. Но все млекопитающие имеют и общие признаки. Какие?
Слайд 5.У большинства млекопитающих - волосяной покров (его роль).
Слайд 6.Обратить внимание на отсутствие волосяного покрова у китов.
Слайд 7.Ноги у млекопитающих находятся под туловищем (сравнить с пресмыкающимися).
Слайд 8.Веки с ресницами (зачем?), большинство млекопитающих хорошо видят.
Слайд 9.Наружная ушная раковина (лучше улавливать звуки).
Слайд 10.Млекопитающие рождают живых детёнышей, выкармливают их молоком.
Слайд 11.- Детёныши млекопитающих рождаются разными: самостоятельными или слепыми и беспомощными. Об этом вы прочитаете на стр. 138, один абзац – под картинками. После прочтения постарайтесь сделать вывод.
- Какие детёныши рождаются у разных млекопитающих?
- Привести свои примеры.
Слайд 12.Физкультминутка для глаз.
- Посмотрите на план и скажите, о чём ещё мы не говорили на уроке?
Действительно, несмотря на общие черты в строении млекопитающих, у них имеется множество отличительных признаков.
Слайд 13.- По каким признакам их можно узнавать? Как различать млекопитающих?
Слайд 14.По форме тела,
Слайд 15.- по величине синий кит (150 т, занесён в Красную книгу, охраняется законом) – землеройка,
Слайд 16.– слон (самый большой на земле), в наших лесах – лось и медведь,
Слайд 17.- по окраске (заяц-беляк и заяц-русак),
Слайд 18.- по способу передвижения (летучая мышь, заяц, кошка)
и по многим другим признакам.
IV. Физкультминутка-пантомима (учитель называет животное, а дети показывают, как оно передвигается).
Слон, кит, летучая мышь, заяц, кошка, медведь, лягушка, дельфин.
- Какое животное среди названных мною оказалось лишним? Почему?
V. Закрепление:Слайд 19. - Поиграем?
Слайды 20-23.- Игра « Найди лишнее животное», объяснить (по картинкам на слайдах).
- Так каких же животных называют млекопитающими?
- Назвать общие признаки млекопитающих.
- Чем млекопитающие отличаются друг от друга?
Слайд 24.VI. Домашнее задание:
Стр. 136-139, читать и отвечать на вопросы 1 и 2 группы.
Рома и Оксана – стр. 136-137, вопросы 1, 5, 6.
Всем - закончить работу с таблицей.
Слайд 25.VI. Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне понравилось …
Я понял…
Я работал на…
(выбрать отметку на карточке, перевернуть карточку и заселить нашу поляну успеха лесными жителями).
Среди зверей есть лишние, назвать их, доказать, что они лишние. Слон – в лесу не живёт, дятел – это птица, а не зверь (млекопитающее), ящерица – это пресмыкающееся, лошадь – это домашнее животное.
Анализ, оценивание работы. Работа с дневниками учащихся.
Слайд 26.- Спасибо за работу на уроке.
VII. Самостоятельная работа.
Начать заполнение таблицы на карточках (задание дифференцировано).
1,2 группы – млекопитающие в различных природных зонах.
3 группа – млекопитающие в разных средах обитания.