Урок биологии на тему «Паукообразные. Особенности их строения и жизнедеятельности»
Урок на тему «Паукообразные. Особенности их строения и жизнедеятельности»
Цель урока: раскрыть особенности строения паукообразных
Задачи:
Образовательные:
расширить знания о признаках класса
выявить отличия паукообразных от ракообразных
изучить внешнее строение паукообразных
изучить внутреннее строение паукообразных
Развивающие:
Развивать умения анализа и синтеза
Развитие речи
Продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом
Развивать творческие способности учащихся
Воспитательные:
Эстетическое воспитание на примере сказок Леонардо да Винчи
Экологическое воспитание (показать роль паукообразных в живой природе, пользу пауков для человека)
Оборудование: таблицы: «Паук – крестовик» и «Внутреннее строение паука», текст сказки Леонардо да Винчи («Паук и виноград»)
Элемент урока | Содержание | Методы и приёмы |
Организационный момент (1 мин) | Приветствие. Отметить отсутствующих. | |
Мотивация к учению | Мы уже начали изучать тип членистоногие и познакомились с ракообразными. Сегодня на уроке мы познакомимся с другими представителями типа членистоногие – с паукообразными. | |
Изучение нового материала (30 мин) | Знаете ли вы, как называется наука о пауках? (Арахнология) О происхождении названия этой науки есть одна интересная легенда. (3 ученика, получившие опережающее задание, рассказывают стих.) Арахна. В древнейшие годы Арахна жила Из тоненьких нитей полотна ткала. И возгордилась своими трудами, Твердо решив состязаться с богами
С богиней Афиной спор завела, Что лучше ее полотна плела! Решила Афина выткать людей. Арахна сплела море божих страстей!
Работа Арахны прекрасней была. Богиня со злости ее порвала! Арахну она в паука превратила, Чтоб вечно ткачиха плела паутину, Чтоб люди труды ее вечно срывали, Паучьи глаза ее, чтобы пугали…
Столетья прошли, но Арахна живет! И с тем же уменьем полотна плетет! Вот так и появилось название науки о пауках - Арахнология. Общая характеристика внешнего строения пауков.
Пауки – самый большой отряд паукообразных: Сегодня учеными описано 35 тыс. видов, и, как считают, это число возрастает до 50 тыс. Пауки – одна из наиболее процветающих групп животных. Они освоили все природные зоны Земли – от пустынь и тропических лесов до островов Антарктиды. Их видели на высоте 7 км.! В тайге их насчитывается до 300-350 экземпляров на 1м2 почвы. Характерной чертой пауков является отсутствие усиков и сложных глаз. Глаза у них простые и их количество от 1 пары до 5 пар у скорпионов. У клещей нет глаз. На головных сегментах ротовые органы – видоизмененные членистые конечности. 1 пара – хелицеры. При основании хелицер имеются ядовитые железы. 2 пара конечностей – ногощупальца (педипальпы) – это органы осязания, иногда они участвуют в передвижении, или они хватательные с клешнями. Брюшко у них не всегда сегментировано; у многих клещей все членики брюшка сливаются, а само оно срастается с головогрудью, образуя единое тело; у скорпионов оно четко сегментировано. Конечностей на брюшке нет, есть паутинные бородавки. А чтобы разобраться с внутренним строением паукообразных, я предлагаю вам разделиться на группы. Учебник стр. 152 1 группа – пищеварительная система и выделительная 2 группа – нервная система и органы чувств, 3 группа – кровеносная система и дыхательная система 4 группа – размножение и развитие (на работу 10 мин) Ответы учащихся по группам (рассказать и показать на таблице «Внутреннее строение паука») Пищеварительная система: начинается с расширения – глотки, в которую открывается пара слюнных желёз Пищеварение наружно/внеполостное (секрет вводится в тело жертвы, переваривает её содержимое в жидкую кашицу и высасывается пауком) Паукообразные в основном хищники, но имеются и паразиты. Выделительная система: Пара ветвящихся мальпигиевых сосудов - трубчатых канальцев, являющихся слепыми выростами кишечника. Продукты обмена веществ поступают по канальцам в просвет кишки и выводятся из организма. Нервная система: Высокое развитие надглоточного нервного узла, связанного с органами чувств. Головной мозг устроен сложнее, чем у ракообразных. Брюшная нервная цепочка образована крупными нервными узлами. Органы чувств: Осязание – чувствительные волоски на педипальцах Зрение – простые глаза на спинной поверхности головогруди, 1-6 пар Кровеносная система: незамкнутая мешковатое сердце, от которого отходит несколько сосудов, открывающихся в полость тела. Органы дыхания: Лёгочные мешки или трахеи, либо и то и другое. Лёгочные мешки – более древние органы, чем трахеи У некоторых мелких паукообразных газообмен совершается через тонкие покровы тела. Размножение и развитие: Раздельнополые Половые железы лежат в брюшке Внутреннее оплодотворение Большинство откладывает крупные, защищённые паутинным коконом яйца В коконе происходит эмбриональное развитие Постэмбриональное развитие прямое У некоторых клещей и скорпионов – живорождение Зарисуйте, пожалуйста, себе в тетрадь схему «Внутреннее строение паука» | Рассказ Беседа Иллюстрация Практическая работа в группах |
Первичное закрепление (10 мин) | Ребята, вы уже знаете признаки ракообразных и в задании они есть. А сегодня мы узнали признаки паукообразных. Вам необходимо заполнить таблицу. В левую колонку вы выписываете признаки ракообразных, а в правую – паукообразных. 1. Покров тела хитиновый. 2. Тело состоит из головогруди и брюшка. 3. Животные имеют восемь ног. 4. Усиков нет. 5. Усиков две пары – длинные и короткие. 6. Брюшко членистое. 7. Брюшко нечленистое. 8. Органы дыхания – жабры. 9. Органы дыхания – трахеи и легкие. 10. У животных пять пар ног. 11. Раздельнополые животные. 12. Кровеносная система незамкнутая. 13. У большинства животных по два сложных глаза. 14. Глаза простые (от одной пары до шести пар). 15. Желудок мускулистый «сосательный» 16. Органы выделения - две зеленые железы. 17. Челюсти, ротовой аппарат – грызущий. 18. Потомство развивается на брюшных ножках. 19. Потомство развивается в коконах.
Ответы: паукообразные – 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 19. ракообразные – 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18.
Обсуждение | Практическая работа по заполнению таблицы |
Домашнее задание | Закончить сказку Леонардо да Винчи «Паук и виноград» Учебник стр. 152-153 | |