Урок биологии на тему «Паукообразные. Особенности их строения и жизнедеятельности»

1
0
Материал опубликован 6 December 2015

Урок на тему «Паукообразные. Особенности их строения и жизнедеятельности»

 

Цель урока: раскрыть особенности строения паукообразных

Задачи:

Образовательные:

расширить знания о признаках класса

выявить отличия паукообразных от ракообразных

изучить внешнее строение паукообразных

изучить внутреннее строение паукообразных

Развивающие:

Развивать умения анализа и синтеза

Развитие речи

Продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом

Развивать творческие способности учащихся

Воспитательные:

Эстетическое воспитание на примере сказок Леонардо да Винчи

Экологическое воспитание (показать роль паукообразных в живой природе, пользу пауков для человека)

Оборудование: таблицы: «Паук – крестовик» и «Внутреннее строение паука», текст сказки Леонардо да Винчи («Паук и виноград»)

Элемент урока

Содержание

Методы и приёмы

Организационный момент (1 мин)

Приветствие. Отметить отсутствующих.

 

Мотивация к учению

Мы уже начали изучать тип членистоногие и познакомились с ракообразными. Сегодня на уроке мы познакомимся с другими представителями типа членистоногие – с паукообразными.

 

Изучение нового материала (30 мин)

Знаете ли вы, как называется наука о пауках?

(Арахнология)

О происхождении названия этой науки есть одна интересная легенда.

(3 ученика, получившие опережающее задание, рассказывают стих.)

Арахна.

В древнейшие годы Арахна жила

Из тоненьких нитей полотна ткала.

И возгордилась своими трудами,

Твердо решив состязаться с богами

 

С богиней Афиной спор завела,

Что лучше ее полотна плела!

Решила Афина выткать людей.

Арахна сплела море божих страстей!

 

Работа Арахны прекрасней была.

Богиня со злости ее порвала!

Арахну она в паука превратила,

Чтоб вечно ткачиха плела паутину,

Чтоб люди труды ее вечно срывали,

Паучьи глаза ее, чтобы пугали…

 

Столетья прошли, но Арахна живет!

И с тем же уменьем полотна плетет!

Вот так и появилось название науки о пауках - Арахнология.

Общая характеристика внешнего строения пауков.

 

Пауки – самый большой отряд паукообразных: Сегодня учеными описано 35 тыс. видов, и, как считают, это число возрастает до 50 тыс. Пауки – одна из наиболее процветающих групп животных. Они освоили все природные зоны Земли – от пустынь и тропических лесов до островов Антарктиды. Их видели на высоте 7 км.! В тайге их насчитывается до 300-350 экземпляров на 1м2 почвы.

Характерной чертой пауков является отсутствие усиков и сложных глаз. Глаза у них простые и их количество от 1 пары до 5 пар у скорпионов. У клещей нет глаз. На головных сегментах ротовые органы – видоизмененные членистые конечности. 1 пара – хелицеры. При основании хелицер имеются ядовитые железы. 2 пара конечностей – ногощупальца (педипальпы) – это органы осязания, иногда они участвуют в передвижении, или они хватательные с клешнями.

Брюшко у них не всегда сегментировано; у многих клещей все членики брюшка сливаются, а само оно срастается с головогрудью, образуя единое тело; у скорпионов оно четко сегментировано. Конечностей на брюшке нет, есть паутинные бородавки.

А чтобы разобраться с внутренним строением паукообразных, я предлагаю вам разделиться на группы.

Учебник стр. 152

1 группа – пищеварительная система и выделительная

2 группа – нервная система и органы чувств,

3 группа – кровеносная система и дыхательная система

4 группа – размножение и развитие

(на работу 10 мин)

Ответы учащихся по группам (рассказать и показать на таблице «Внутреннее строение паука»)

Пищеварительная система:

начинается с расширения – глотки, в которую открывается пара слюнных желёз

Пищеварение наружно/внеполостное (секрет вводится в тело жертвы, переваривает её содержимое в жидкую кашицу и высасывается пауком)

Паукообразные в основном хищники, но имеются и паразиты.

Выделительная система:

Пара ветвящихся мальпигиевых сосудов - трубчатых канальцев, являющихся слепыми выростами кишечника.

Продукты обмена веществ поступают по канальцам в просвет кишки и выводятся из организма.

Нервная система:

Высокое развитие надглоточного нервного узла, связанного с органами чувств.

Головной мозг устроен сложнее, чем у ракообразных.

Брюшная нервная цепочка образована крупными нервными узлами.

Органы чувств:

Осязание – чувствительные волоски на педипальцах

Зрение – простые глаза на спинной поверхности головогруди, 1-6 пар

Кровеносная система:

незамкнутая

мешковатое сердце, от которого отходит несколько сосудов, открывающихся в полость тела.

Органы дыхания:

Лёгочные мешки или трахеи, либо и то и другое.

Лёгочные мешки – более древние органы, чем трахеи

У некоторых мелких паукообразных газообмен совершается через тонкие покровы тела.

Размножение и развитие:

Раздельнополые

Половые железы лежат в брюшке

Внутреннее оплодотворение

Большинство откладывает крупные, защищённые паутинным коконом яйца

В коконе происходит эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие прямое

У некоторых клещей и скорпионов – живорождение

Зарисуйте, пожалуйста, себе в тетрадь схему «Внутреннее строение паука»

Рассказ

Беседа

Иллюстрация

Практическая работа в группах

Первичное закрепление (10 мин)

Ребята, вы уже знаете признаки ракообразных и в задании они есть. А сегодня мы узнали признаки паукообразных. Вам необходимо заполнить таблицу. В левую колонку вы выписываете признаки ракообразных, а в правую – паукообразных.

1. Покров тела хитиновый.

2. Тело состоит из головогруди и брюшка.

3. Животные имеют восемь ног.

4. Усиков нет.

5. Усиков две пары – длинные и короткие.

6. Брюшко членистое.

7. Брюшко нечленистое.

8. Органы дыхания – жабры.

9. Органы дыхания – трахеи и легкие.

10. У животных пять пар ног.

11. Раздельнополые животные.

12. Кровеносная система незамкнутая.

13. У большинства животных по два сложных глаза.

14. Глаза простые (от одной пары до шести пар).

15. Желудок мускулистый «сосательный»

16. Органы выделения - две зеленые железы.

17. Челюсти, ротовой аппарат – грызущий.

18. Потомство развивается на брюшных ножках.

19. Потомство развивается в коконах.

 

Ответы: паукообразные – 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 19.

ракообразные – 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18.

 

Обсуждение

Практическая работа по заполнению таблицы

Домашнее задание

Закончить сказку Леонардо да Винчи «Паук и виноград»

Скачать сказку

Учебник стр. 152-153

 
     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации