12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дементьева Ирина Михайловна43890
Педагогический стаж 34 года. Дефектолог. Олигофренопедагог.
Россия, Оренбургская обл., Бугуруслан
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
34

Урок с презентацией по биологии «Среда обитания и внешнее строение земноводных»



Тема урока: Среда обитания и внешнее строение земноводных

 Класс: 8 (интеллектуальные нарушения)

Цель: создать условия для знакомства со средой обитания и внешним строением земноводных

Задачи:

Образовательные:

продолжать знакомить обучающихся с земноводными, познакомить с их средой обитания внешним строением на примере лягушки;

Коррекционно-развивающие:

корригировать и развивать связную устную речи через полные ответы на вопросы;

корригировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки через выполнение самостоятельной работы, работы с учебником;

корригировать и развивать зрительные восприятия на основе работы с презентацией;

развивать слуховое восприятия на основе прослушивания музыкальных материалов;

 

Воспитательные:

воспитывать интерес к учебе, предмету.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: интерактивный комплекс Smart, презентация, учебники, рабочие тетради, гимнастические палки для физминутки, раздаточный материал, сигнальная карточка для установления обратной связи, оценочный лист обучающихся, коллекция фигурок лягушек.

1.Организация начала урока.

-Приветствую вас, ребята, на уроке биологии. Садимся. Напоминаю, что нельзя опираться грудью о край парты, руки лежат свободно, обе ноги всей ступнёй опираются на пол, спина прямая. Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради, ручка, карандаши, клей). Кто готов- сигнализируйте карточками (Приложение1).

2. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы знакомились с общими признаками земноводных, узнали представителей этого класса. Если были трудности при подготовке домашнего задания, то сигнализируйте красным цветом, если нет – зелёным. Молодцы. С помощью игры мы проверим как справились с домашним заданием. Игра «СОГЛАСЕН. НЕ СОГЛАСЕН». Условия игры: на слайде я разместила утверждения. Если вы согласны, то показываете зелёный сигнал, если не согласны с утверждением, то показываете красный сигнал.

-На следующем слайде названия животных. Исключите лишнее животное и объясните почему.

ЖАБА ТРИТОН СКАТ ЛЯГУШКА

-Молодцы. Вы очень добросовестно отнеслись к выполнению домашнего задания.

3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.

-Продолжим знакомиться с удивительными животными из класса Земноводные. Героем нашего урока станет…. А кто, мы узнаем, если составим картинки из фрагментов. Задание «Пазлы». Работаем парами. На парте разрезные картинки (Приложение 2). Картинки разные по уровню сложности.

- Итак, героиней нашего урока станет лягушка.

4. Изучение нового материала.

- Мы должны о нашей лягушке узнать многое. Где она обитает, каково её внешнее строение, чем питается.

Беседа с опорой на жизненные знания и опыт обучающихся. Используется презентация.

-Где же мы встретим лягушку в нашей местности? (ответы детей).

- Верно, наши зелёные лягушки обитают в реках, озёрах, прудах. Можно их встретить и по берегам водоёмов. Посмотрите видео. Я еле заметила лягушку среди водных растений. А почему? (ответы детей). Да, зелёная окраска тела делает нашу красавицу незаметной на этом фоне. Как это помогает лягушке? (ответы детей). Правильно, этот камуфляж помогает ловить добычу и самой спасаться от врагов: журавлей, цапель, аистов.

- Теперь рассмотрим нашу лягушку. По внешнему виду она похожа на рыбу или отличается? (ответы детей). Какие части тела вы можете назвать? (ответы детей). Есть голова, туловище, передние конечности и задние. Туловище короткое. Сравните передние и задние конечности (ответы детей). Передние лапы лягушки, снабженные характерными для всех земноводных четырьмя пальцами, довольно короткие. Задние лапки сильно развиты и имеют по пять пальцев. Пространство между ними затянуто кожистой перепонкой, пальцы конечностей не имеют когтей.

-У вас на парте для каждого есть материал для приклеивания (Приложение3). Откроем тетрадь, запишем число, тему урока, наклеим. Учитель напоминает правила посадки и размещения тетради на парте при письме.

-Подпишите части тела лягушки. А теперь внимательно рассмотрим голову лягушки. Она большая и плоская, слегка заострённая спереди. Есть глаза. Подберите как можно больше прилагательных, чтобы описать глаза лягушки.

Глаза (Какие?) _____________, __________________, _____________________.

Большие, выпуклые, красивые и т.д. Они защищены прозрачным веком от высыхания и загрязнения. Сзади каждого глаза лягушки находится место, затянутое тонкой кожицей (барабанная перепонка). Две ноздри, которые имеют специальные клапаны, расположены немного выше огромного рта с мелкими зубами. А как же голова соединяется с туловищем? Узнаем из учебника. Работа с учебником с. 73. Дети находят ответ.

_ Да, у лягушки нет шеи, повернуть голову она не может.

-Рыбы плавают, человек ходит, собака бегает. А как передвигаются лягушки? Работа с учебником с. 73. Дети находят ответ на вопрос.

-Да, на суше передвигаются прыжками, а в воде плавают.

5. Динамическая пауза под музыку (физминутка).

Упражнения с гимнастическими палками для формирования правильной осанки (Приложение 4). Учитель показывает правильность выполнения.

6. Первичная проверка усвоения знаний.

-Отдохнули, пора и за дело приниматься. На партах у каждого листок (Приложение5). Изображена лягушка. Соединить стрелками части тела с названиями. Один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске.

Проверка. Учитель устанавливает правильность и осознанность усвоения материала, выявляет пробелы, проводит коррекцию.

7. Закрепление знаний.

-Вы просто молодцы. Хочу проверить вашу наблюдательность. Один знакомый художник нарисовал лягушку. Красивая получилась. Только мой знакомый давно учился в школе и что-то подзабыл. Рассмотрите внимательно картину на слайде. Какую ошибку допустил художник? (ответы детей).

- Да, мы знаем, что у лягушки нет шеи, поэтому поворачивать голову она не может. Молодцы, вы очень наблюдательны.

8. Контроль и проверка знаний.

-Посмотрите на слайд. Какая красивая лягушка к нам решила заглянуть. Задумалась. У неё есть вопросы. Ответим? Нам поможет учебник с.73-74.

-И тут вы справились. Я очень довольна вами.

-А теперь повернитесь к своему соседу по парте лицом. Задайте свой вопрос по нашей теме ему на ушко. А он ответит тоже на ушко. Обсуждение ответов.

 

9. Подведение итогов.

-Потрудились мы на славу! Сегодня продолжили знакомство с удивительными животными. Что узнали о лягушке? Что бы вам хотелось ещё узнать? Каждый из вас старался. Оценивание работы каждого обучающегося с учётом индивидуальных возможностей и на основе записей в оценочном листе обучающихся (Приложение 6)

10. Домашнее задание.

Поработать с материалом учебника с.73-74. Устно ответить на вопросы.

Сильной группе обучающихся: используя ресурсы интернета, рассмотреть фото разных лягушек, узнать о них.

По желанию: вспомнить и записать в тетрадь художественные произведения, где герои земноводные.

11. Рефлексия.

-Скажу вам по секрету. Лягушки-мои самые любимые животные. У меня дома целая коллекция фигурок лягушек. Я некоторые принесла. Познакомимся. Дети рассматривают, ощупывают фигурки. Получают эмоциональный заряд. Делятся впечатлением. (Приложение 7).

-Я думаю, что мы с интересом будем изучать земноводных на следующих уроках.


земноводные
PPTX / 14.94 Мб

Приложение1.

Карточка-сигнал двусторонняя для установления обратной связи. У каждого ученика.

Приложение2.

Разрезные картинки. Формат А4. Из фрагментов собирается картинка. Картинки раздаются в зависимости от уровня обучающихся.

Приложение 3.

Раздаточный материал. Размер 6смх6см. Обучающиеся приклеиваю в тетрадь. Подписывают части тела лягушки.


 

Приложение 4.

Упражнения с гимнастическими палками для формирования правильной осанки.

I. И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу. 1—2 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 3—4 — И. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе, руки не сгибать, ноги с места не сдвигать.

II. И. п.— о. с., палка внизу. 1 — наклон вперед, палкой коснуться носков ног (выдох); 2 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать.

III. И. п.— стойка ноги врозь, палка на плечах. 1 — поворот туловища влево (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, пятки от пола не отрывать, ноги с места не сдвигать.

 

IV. И. п.— о. с., палка внизу, хват ниже плеч. 1 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 2 — сгибая руки, палку назад на лопатки (выдох); 3 — руки вверх (вдох); 4 — и. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Отводя палку назад, стараться свести лопатки, прогнуться.

V. И. п.— о. с., палка горизонтально за спиной над локтями. 1 — отставить правую ногу назад и опуститься на колено; 2 — то же левой ногой, сед на пятках; 3—4 — поднимаясь и выставляя правую ногу вперед, встать. То же с левой ноги. Повторить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Туловище держать вертикально, голову не наклонять. Дыхание равномерное, без задержек.

 

Приложение 5.

Раздаточный материал. Формат А6. Соединить стрелками части тела с названиями.

Приложение 6.

Оценочный лист обучающихся. Образец.

№п/п

Ф.И.

Этапы урока

         

1.

Дима К.

+

+

+

+

+

2.

Данила С.

+

-

-

+

+

3.

Егор З.

+

+

+

+

+

4.

Саша Е.

+

+

+

+

+

5.

Тимур Н.

+

+

-

+

+

6.

Вова Я.

+

-

+

+

+

7.

Юля Т.

+

+

+

+

+


 


 

Приложение 7.

Знакомство с коллекцией.


 


 

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (15)

сменить сортировку
Дементьева Ирина Михайловна, 05.12.17 в 19:40 5Ответить Пожаловаться
Людмила Ивановна, спасибо БОЛЬШОЕ!!!!!

Козлова Раиса Александровна, 13.12.17 в 22:18 4Ответить Пожаловаться
Всё очень понравилось! Спасибо!
Дементьева Ирина Михайловна, 13.12.17 в 22:46 5Ответить Пожаловаться
Раиса Александровна, спасибо за отзыв!!!!!

Понакшина Валентина Ивановна, 18.12.17 в 19:40 5Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, хорошая разработка урока, УМНИЦА, поздравляю!!! Успехов!!!
Дементьева Ирина Михайловна, 18.12.17 в 19:42 4Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна, благодарю за Ваши добрые слова и поздравление!!!
Дементьева Ирина Михайловна, 18.12.17 в 20:00 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна, за внимание и отзыв!!!!!!!!!!
Цехановская Ольга Борисовна, 24.12.17 в 13:54 3Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, очень интересный урок, а лягушки просто прелесть! Поздравляю с победой!
Дементьева Ирина Михайловна, 24.12.17 в 20:52 3Ответить Пожаловаться
Ольга Борисовна, спасибо большое!!!!!!!!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.