12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дементьева Ирина Михайловна43890 Педагогический стаж 34 года. Дефектолог. Олигофренопедагог. Россия, Оренбургская обл., Бугуруслан Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Урок с презентацией по биологии «Среда обитания и внешнее строение земноводных»
Тема урока: Среда обитания и внешнее строение земноводных
Класс: 8 (интеллектуальные нарушения)
Цель: создать условия для знакомства со средой обитания и внешним строением земноводных
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить обучающихся с земноводными, познакомить с их средой обитания внешним строением на примере лягушки;
Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать связную устную речи через полные ответы на вопросы;
корригировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки через выполнение самостоятельной работы, работы с учебником;
корригировать и развивать зрительные восприятия на основе работы с презентацией;
развивать слуховое восприятия на основе прослушивания музыкальных материалов;
Воспитательные:
воспитывать интерес к учебе, предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: интерактивный комплекс Smart, презентация, учебники, рабочие тетради, гимнастические палки для физминутки, раздаточный материал, сигнальная карточка для установления обратной связи, оценочный лист обучающихся, коллекция фигурок лягушек.
1.Организация начала урока.-Приветствую вас, ребята, на уроке биологии. Садимся. Напоминаю, что нельзя опираться грудью о край парты, руки лежат свободно, обе ноги всей ступнёй опираются на пол, спина прямая. Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради, ручка, карандаши, клей). Кто готов- сигнализируйте карточками (Приложение1).
2. Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы знакомились с общими признаками земноводных, узнали представителей этого класса. Если были трудности при подготовке домашнего задания, то сигнализируйте красным цветом, если нет – зелёным. Молодцы. С помощью игры мы проверим как справились с домашним заданием. Игра «СОГЛАСЕН. НЕ СОГЛАСЕН». Условия игры: на слайде я разместила утверждения. Если вы согласны, то показываете зелёный сигнал, если не согласны с утверждением, то показываете красный сигнал.
-На следующем слайде названия животных. Исключите лишнее животное и объясните почему.
ЖАБА ТРИТОН СКАТ ЛЯГУШКА
-Молодцы. Вы очень добросовестно отнеслись к выполнению домашнего задания.
3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.
-Продолжим знакомиться с удивительными животными из класса Земноводные. Героем нашего урока станет…. А кто, мы узнаем, если составим картинки из фрагментов. Задание «Пазлы». Работаем парами. На парте разрезные картинки (Приложение 2). Картинки разные по уровню сложности.
- Итак, героиней нашего урока станет лягушка.
4. Изучение нового материала.
- Мы должны о нашей лягушке узнать многое. Где она обитает, каково её внешнее строение, чем питается.
Беседа с опорой на жизненные знания и опыт обучающихся. Используется презентация.
-Где же мы встретим лягушку в нашей местности? (ответы детей).
- Верно, наши зелёные лягушки обитают в реках, озёрах, прудах. Можно их встретить и по берегам водоёмов. Посмотрите видео. Я еле заметила лягушку среди водных растений. А почему? (ответы детей). Да, зелёная окраска тела делает нашу красавицу незаметной на этом фоне. Как это помогает лягушке? (ответы детей). Правильно, этот камуфляж помогает ловить добычу и самой спасаться от врагов: журавлей, цапель, аистов.
- Теперь рассмотрим нашу лягушку. По внешнему виду она похожа на рыбу или отличается? (ответы детей). Какие части тела вы можете назвать? (ответы детей). Есть голова, туловище, передние конечности и задние. Туловище короткое. Сравните передние и задние конечности (ответы детей). Передние лапы лягушки, снабженные характерными для всех земноводных четырьмя пальцами, довольно короткие. Задние лапки сильно развиты и имеют по пять пальцев. Пространство между ними затянуто кожистой перепонкой, пальцы конечностей не имеют когтей.
-У вас на парте для каждого есть материал для приклеивания (Приложение3). Откроем тетрадь, запишем число, тему урока, наклеим. Учитель напоминает правила посадки и размещения тетради на парте при письме.
-Подпишите части тела лягушки. А теперь внимательно рассмотрим голову лягушки. Она большая и плоская, слегка заострённая спереди. Есть глаза. Подберите как можно больше прилагательных, чтобы описать глаза лягушки.
Глаза (Какие?) _____________, __________________, _____________________.
Большие, выпуклые, красивые и т.д. Они защищены прозрачным веком от высыхания и загрязнения. Сзади каждого глаза лягушки находится место, затянутое тонкой кожицей (барабанная перепонка). Две ноздри, которые имеют специальные клапаны, расположены немного выше огромного рта с мелкими зубами. А как же голова соединяется с туловищем? Узнаем из учебника. Работа с учебником с. 73. Дети находят ответ.
_ Да, у лягушки нет шеи, повернуть голову она не может.
-Рыбы плавают, человек ходит, собака бегает. А как передвигаются лягушки? Работа с учебником с. 73. Дети находят ответ на вопрос.
-Да, на суше передвигаются прыжками, а в воде плавают.
5. Динамическая пауза под музыку (физминутка).
Упражнения с гимнастическими палками для формирования правильной осанки (Приложение 4). Учитель показывает правильность выполнения.
6. Первичная проверка усвоения знаний.
-Отдохнули, пора и за дело приниматься. На партах у каждого листок (Приложение5). Изображена лягушка. Соединить стрелками части тела с названиями. Один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске.
Проверка. Учитель устанавливает правильность и осознанность усвоения материала, выявляет пробелы, проводит коррекцию.
7. Закрепление знаний.
-Вы просто молодцы. Хочу проверить вашу наблюдательность. Один знакомый художник нарисовал лягушку. Красивая получилась. Только мой знакомый давно учился в школе и что-то подзабыл. Рассмотрите внимательно картину на слайде. Какую ошибку допустил художник? (ответы детей).
- Да, мы знаем, что у лягушки нет шеи, поэтому поворачивать голову она не может. Молодцы, вы очень наблюдательны.
8. Контроль и проверка знаний.
-Посмотрите на слайд. Какая красивая лягушка к нам решила заглянуть. Задумалась. У неё есть вопросы. Ответим? Нам поможет учебник с.73-74.
-И тут вы справились. Я очень довольна вами.
-А теперь повернитесь к своему соседу по парте лицом. Задайте свой вопрос по нашей теме ему на ушко. А он ответит тоже на ушко. Обсуждение ответов.
9. Подведение итогов.
-Потрудились мы на славу! Сегодня продолжили знакомство с удивительными животными. Что узнали о лягушке? Что бы вам хотелось ещё узнать? Каждый из вас старался. Оценивание работы каждого обучающегося с учётом индивидуальных возможностей и на основе записей в оценочном листе обучающихся (Приложение 6)
10. Домашнее задание.
Поработать с материалом учебника с.73-74. Устно ответить на вопросы.
Сильной группе обучающихся: используя ресурсы интернета, рассмотреть фото разных лягушек, узнать о них.
По желанию: вспомнить и записать в тетрадь художественные произведения, где герои земноводные.
11. Рефлексия.
-Скажу вам по секрету. Лягушки-мои самые любимые животные. У меня дома целая коллекция фигурок лягушек. Я некоторые принесла. Познакомимся. Дети рассматривают, ощупывают фигурки. Получают эмоциональный заряд. Делятся впечатлением. (Приложение 7).
-Я думаю, что мы с интересом будем изучать земноводных на следующих уроках.
Приложение1.
Карточка-сигнал двусторонняя для установления обратной связи. У каждого ученика.
Приложение2.
Разрезные картинки. Формат А4. Из фрагментов собирается картинка. Картинки раздаются в зависимости от уровня обучающихся.
Приложение 3.
Раздаточный материал. Размер 6смх6см. Обучающиеся приклеиваю в тетрадь. Подписывают части тела лягушки.
Приложение 4.
Упражнения с гимнастическими палками для формирования правильной осанки.
I. И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу. 1—2 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 3—4 — И. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе, руки не сгибать, ноги с места не сдвигать.
II. И. п.— о. с., палка внизу. 1 — наклон вперед, палкой коснуться носков ног (выдох); 2 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать.
III. И. п.— стойка ноги врозь, палка на плечах. 1 — поворот туловища влево (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, пятки от пола не отрывать, ноги с места не сдвигать.
IV. И. п.— о. с., палка внизу, хват ниже плеч. 1 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 2 — сгибая руки, палку назад на лопатки (выдох); 3 — руки вверх (вдох); 4 — и. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Отводя палку назад, стараться свести лопатки, прогнуться.
V. И. п.— о. с., палка горизонтально за спиной над локтями. 1 — отставить правую ногу назад и опуститься на колено; 2 — то же левой ногой, сед на пятках; 3—4 — поднимаясь и выставляя правую ногу вперед, встать. То же с левой ноги. Повторить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Туловище держать вертикально, голову не наклонять. Дыхание равномерное, без задержек.
Приложение 5.
Раздаточный материал. Формат А6. Соединить стрелками части тела с названиями.
Приложение 6.
Оценочный лист обучающихся. Образец.
№п/п | Ф.И. | Этапы урока | ||||
1. | Дима К. | + | + | + | + | + |
2. | Данила С. | + | - | - | + | + |
3. | Егор З. | + | + | + | + | + |
4. | Саша Е. | + | + | + | + | + |
5. | Тимур Н. | + | + | - | + | + |
6. | Вова Я. | + | - | + | + | + |
7. | Юля Т. | + | + | + | + | + |
Приложение 7.
Знакомство с коллекцией.