Урок в 7 классе по биологии на тему «Места обитания и внешнее строение земноводных»
Урок в 7 классе по биологии на тему: «Места обитания и внешнее строение земноводных».
Автор: Шикова Елена Вячеславовна, учитель биологии МОУ «СОШ с. Багаевка им.Н.В.Котлова Саратовского района Саратовской области».
Цели:
Деятельностная цель: развитие умения работать в группах и парах, анализировать, делать выводы, работать с разными источниками информации.
Содержательная цель: расширение понятий базы за счет включения новых терминов: оцепенение, плавательная перепонка, барабанная перепонка, резонаторы.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная установка, технологическая карта урока (Приложение 1), дополнительная информация (Приложение 2), протоколы №1 и №2 (Приложение 3), тест (Приложение 4).
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
формирование учебно-познавательных и внешних мотивов;
способность к самооценке, в том числе самоанализ;
Регулятивные УУД:
сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
определять цель учебной деятельности;
сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
волевая саморегуляция;
сличение заданным эталонам, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровню усвоения;
Познавательные УУД:
сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);
Коммуникативные УУД:
сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
сформировать умение, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Предметные результаты:
Формировать умение определять особенности строения и жизнедеятельности земноводных;
Формировать умение понимать смысл биологических терминов: оцепенение, плавательная перепонка, барабанная перепонка, резонаторы
Этап |
Содержание |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Самоопределение к деятельности. Орг. момент |
Включение в деловой ритм. |
Подготовка к работе |
Личностные УУД Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, формирование учебно-познавательных и внешних мотивов |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Презентация. Слайд 1 Учащимся предлагается прочесть и проанализировать текст и закончить последнее предложение на слайде. В истории развития нашей планеты наблюдались изменения климата – потепления, похолодания, ледниковые периоды. Приблизительно 250 млн. лет назад количество морей и океанов уменьшалось, территория суши поднималась. Эти изменения влияли на существование обитателей нашей планеты. Поэтому часть морских обитателей погибали, а часть морских обитателей…. Вопросы к классу: 1)Как называется группа животных, которая вышла на сушу, но сохранила связь с водой? Слайд 2 Основные представители класса земноводные. |
Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Предположения учащихся. Учащиеся читают и выписывают причину и следствия. Отвечают на вопросы учителя |
Познавательные УУД Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Постановка учебной задачи. |
Учитель подводит учащихся к определению темы и постановки целей урока. Слайд 3 Тема урока: «Места обитания и внешнее строение земноводных» (Приложение 1) На примере, какого земноводного будет изучаться тема? Проблемный вопрос: можно ли встретить зеленую лягушку на территории, которой проживают учащиеся и где её можно встретить? |
Учащиеся определяют тему и цели урока. Учащиеся записывают тему в технологическую карту урока. |
Регулятивные УУД. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). |
Построение проекта выхода из затруднения (групповая работа - метод «зигзаг») |
Урок проходит в виде консилиума по вопросам определения местообитания и внешнего строения зеленой лягушки, на который съехались специалисты из разных университетов нашей страны: Саратовского университета, Московского университета, Петербургского университета. За столами сидят специалисты из разных областей наук: экологи, морфологи, ортопеды. Прежде чем начнем общий консилиум, специалисты должны поработать по вопросам своей узкой специальности. Всем экологам предлагается пересесть за первый стол, всем морфологам сесть за второй стол, всем ортопедам сесть за третий стол. В технологической карте урока каждая группа узких специалистов записываю ответы на задания. Экологи используют дополнительную литературу (Приложение 2). Специалисты возвращаются в университеты и совместно заполняют оставшиеся позиции технологической карты урока до конца. |
Работа в группах. Выполняют задания в технологической карте урока. |
Регулятивные УУД. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Волевая саморегуляция. Познавательные УУД. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. |
5. Первичное закрепление |
Консилиум внутри университетов закончился. Специалисты обменялись знаниями, и проверяется насколько они разобрались в изученной информации. В каждом университете выбирается посыльный и секретарь. Секретарь в протоколах№1 и №2 (Приложение 3) записывает ответ от университета на заданный вопрос учителя. Вопрос №1: Перечислите отделы позвоночника лягушки? Посыльный приносит протокол №1 с ответом и забирает протокол №2. В это время учитель проверяет протокол №1 и выставляет отметку. Вопрос №2: В какое время года лягушки впадают в оцепенение? Посыльный приносит протокол №2 с ответом и забирает протокол №1. В это время учитель проверяет протокол №2 и выставляет отметку. Вопрос №3: Место обитания зеленой лягушки? Посыльный приносит протокол №1 с ответом и забирает протокол №2. Вопрос №4:Сколько пар конечностей? Посыльный приносит протокол №2, который учитель проверяет и возвращает посыльному. В университетах подсчитывается среднее арифметическое значение по двум протоколам Результат университетов записываются на доске. |
Работа в группах. Выбирают посыльного и секретаря. Отвечают на вопросы в протоколах.
|
Познавательные УУД. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
В виде теста проверяются новые знания о земноводных. (Приложение 4) Взаимопроверка тестов по эталону и выставление оценок своему однокласснику согласно критериям. На слайде 4 ответы и критерии |
Индивидуальная работа. Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы теста, взаимопроверяют тесты. |
Регулятивные УУД. Сличение заданным эталонам, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровню усвоения. |
Рефлексия деятельности(итог ) |
д/з § 36. Творческое задание на тему: «Земноводные – рекордсмены». Форма выполнения: сообщение или презентация. Слайд5 Рефлексия: закончи предложение Достигнуты ли цели урока? Я узнал... Я научился... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Совпала ли ваша оценка по тесту со средним арифметическим результатом университета (да/нет, почему?) Спасибо за урок! Слайд 6 |
Учащиеся записывают задание в дневник. Отвечают на вопросы рефлексии. |
Коммуникативные УУД Сформировать умение, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Личностные УУД Способность к самооценке, в том числе самоанализ. |