Урок алгебры в 7 классе «Разность квадратов»
Эпиграф к уроку:
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь.
Тема урока: «Разность квадратов»
Цели урока:
1. Познакомить с формулой сокращенного умножения - разность квадратов.
2. Выработать умение применять формулу разности квадратов для тождественных преобразований выражений:
применять формулу для вычислений;
упрощать выражения.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!». Давайте будем следовать совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием.
Проверка домашнего задания. № 605
А) 0,04 с2 - 0,4ср3 + р6
Б) 1,44 + 4,8q3 + 4q6
В) 16х4 – 24х2у2 + 9у4
Г) а4 – 16а2с5 +64с10
Д) а4 – 2а2с + с2
Е) у6 – 2у3х + х2
Актуализация опорных знаний.
№1. Устно:
а) Заполнить пробелы:
б). а2 = ______;
(___ + В)2 = А__ +___АВ + В2 (ах)у = _____.
( А __ В)__ = А2 __ 2 ____ +В2
К |
Р |
Ы |
М |
№2. Устно:
В таблице зашифровано слово. Ключ к решению – правильные ответы, которые вы получите, установив соответствие между квадратом двучлена и результатом возведения в квадрат.
1 |
(в + 2а)2 |
Ы |
4а2 + 8ав + 4в2 |
2 |
(2а – в)2 |
М |
а2 – 4ав + 4в2 |
3 |
(2а + 2в)2 |
В |
в2 - 2ав + 4а2 |
4 |
(а – 2в)2 |
К |
в2 + 4ав + 4а2 |
5 |
Д |
а2 + 4ав + 4в2 |
|
6 |
Р |
4а2 – 4ав + в2 |
Ы |
М |
В |
К |
Д |
Р |
|||||||
1 |
Х |
|||||||||||
2 |
Х |
|||||||||||
3 |
Х |
|||||||||||
4 |
Х |
Изучение материала.
Задание: выполнить умножение на доске:
А) (2а – 5)(2а + 5) = 4а2 – 25
Б) (3х + 2у)(3х – 2у) = 9х2 – 4у2
В) (4 + 2х)(4 – 2х) = 16 – 4х2
Г) (8 + 3)(8 – 3) = 64 – 9 = 55
Д) (11 – 4)(11 + 4) = 121 – 16 = 105
Какую закономерность вы увидели ребята?
А) Многочлены в скобках состоят из одинаковых одночленов;
Б) Знаки в скобках противоположны.
Такие выражения, ребята, называются сопряженными.
Т.О. вы встретились при выполнении умножения с тождеством:
(а + в)(а – в) = а2 – в2
И оно тоже является формулой сокращенного умножения.
Схема: (∆ - □)(∆ - □) = ∆2 - □2
Читается так: Произведение суммы двух выражений на разность двух выражений равно разности квадратов этих выражений. ИЛИ
Произведение двух сопряженных выражений равно разности квадратов этих выражений.
Закрепление знаний.
№1. Составьте из данных выражений все возможные тождества.
(1 – а)(1 + а); 2. 9в4 – а2; 3. (у – 3)(у + 3); 4. (3 – у)(3 + у);
5. 9 – у2; 6. 1 – а2; 7. (3в2 – а)(3в2 + а); 8. у2 – 9.
Ответ: 1- 6 7 – 2 3 – 8 4 – 5
Учебник № 854
Учебник №861
а) (САМА) 52 · 48 = (50 + 2)(50 – 2) = 502 – 22 =2500 – 4 = 2496
№2. Выполняем задание «Зашифрованное слово»:
Вычислите, выберите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – великий ученый математик древней Греции. Назовите его имя.
1. 22 · 18 Е. 840; Я. 840; Ф. 396
2. 11 · 13 И. 116; А. 143; В. 160
3. 13 · 15 Л . 195; К. 400; Г. 105
4. 31 · 29 М. 900; Е. 899; О. 799
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ф |
А |
Л |
Е |
С |
5. 16 · 12 Б. 158; Н. 202; С. 192
Фале́с (640/624 — 548/545 до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета.
Именем Фалеса названа геометрическая теорема.
Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем, а именно:
вертикальные углы равны;
имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;
углы при основании равнобедренного треугольника равны;
диаметр делит круг пополам;
вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.
Учебник №869
VI. Домашнее задание: §13, п.34(читать, формулу выучить), ср./ур. - № 855,
дос./ур. - № 855(а-г), № 857,
выс./ур.- № 857, 867(а,б,в).
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
А теперь ребята продолжите предложение:
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я закрепил…
Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…
Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету…
Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с формулой сокращенного умножения – разность квадратов. Но сегодня был только первый урок знакомства. Завтра мы с вами попробуем применять эту формулу для упрощения выражений, решения уравнений.
VIII. Оценивание.