Первый урок алгебры в 7 классе
Потехина О.М.
Первый урок алгебры в 7 классе.
МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Курская область Рыльский район
Учитель математики Потехина О.М.
Цель:
повторить основные темы курса математики 5-6 класса (действия с обыкновенными дробями);
познакомить с историей развития алгебры ;
показать различие между арифметикой и алгеброй.
План урока:
Организационный момент.
Из истории развития алгебры.
Изучение нового материала.
Закрепление и повторение.
Основные понятия курса 5-6 класса
Правила действий над обыкновенными дробями.
Правила действий с отрицательными и положительными числами.
5. Подведение итогов.
6. Задание на дом.
Ход урока:
-
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Вот и пролетело лето. Сегодня у нас первая встреча в этом учебном году. Мы приступаем к изучению нового и очень древнего предмета- АЛГЕБРЫ. (Слайд №1-2)
2. Из истории математики.
Рассказ учителя можно сопроводить слайдами.
Алгебра, вместе с арифметикой, есть наука о числах и через посредство чисел – о величинах вообще. Не занимаясь изучением свойств каких-нибудь определенных, конкретных величин, обе эти науки исследуют свойства отвлеченных величин, как таковых, независимо от того, к каким конкретным приложениям они способны. Различие между арифметикой и алгеброй состоит в том, что первая наука исследует свойства данных, определенных величин, между тем как алгебра занимается изучением общих величин, значение которых может быть произвольное, а, следовательно, алгебра изучает только те свойства величин, которые общи всем величинам, независимо от их значений. Таким образом, алгебра есть обобщенная арифметика. Это подало повод Ньютону назвать свой трактат об алгебре "Общая арифметика". Гамильтон, полагая, что подобно тому, как геометрия изучает свойства пространства, алгебра изучает свойства времени, назвал алгебру "Наукою чистого времени" – название, которое Морган предлагал изменить на "Исчисление последовательности". Однако такие определения не выражают ни существенных свойств алгебры, ни исторического ее развития. Алгебру можно определить как "науку о количественных соотношениях".
Деление алгебры
В настоящее время, отчасти из педагогических соображений, отчасти вследствие исторического развития этой науки, алгебру делят на низшую и высшую. К низшей алгебре относят теорию простейших арифметических операций над алгебраическими выражениями, решение уравнений первой и второй степени, теорию степеней и корней, теорию логарифмов и комбинаторику. К высшей алгебре относят теорию уравнений произвольных степеней, теорию исключений, теорию симметрических функций, теорию подстановок, и, наконец, изложение различных частных способов отделения корней уравнений, определения числа вещественных или мнимых корней данного уравнения с численными коэффициентами, и приближённое или аналитическое (когда это возможно) уравнений произвольных степеней.
История алгебры
Происхождение термина "алгебра" (Слайд №3)
Происхождение самого слова "алгебра" не вполне выяснено. По мнению большинства исследователей этого вопроса, слово "алгебра" произошло от названия труда арабского математика Аль-Хорезми (Слайд № 5) (от самого имени которого согласно большинству исследователей происходит популярное слово "алгоритм") "Аль-джабр-аль-мукабалла", то есть "учение о перестановках, отношениях и решениях", но некоторые авторы производят слово "алгебра" от имени математика Гебера, однако само существование такого математика подвержено сомнению.
Древнейшие сочинения по алгебре
Первое дошедшее до нас сочинение, содержащее исследование алгебраических вопросов, есть трактат Диофанта (Слайд №6), жившего в середине IV века. В этом трактате мы встречаем, например, правило знаков (минус на минус дает плюс), исследование степеней чисел, и решение множества неопределенных вопросов, которые в настоящее время относятся к теории чисел. Из 13 книг, составлявших полное сочинение Диофанта, до нас дошло только 6, в которых решаются уже довольно трудные алгебраические задачи. Нам неизвестно о каких бы то ни было иных сочинениях об алгебре в древности, кроме утерянного сочинения знаменитой дочери Теона, Гипатии.
Алгебра арабов
В Европе алгебра снова появляется только в эпоху Возрождения, и именно от арабов. Каким образом арабы дошли до тех истин, которые мы находим в их сочинениях, дошедших до нас в большом количестве, – неизвестно. Они могли быть знакомы с трактатами греков, или, как думают некоторые, получить свои знания из Индии. Сами арабы приписывали изобретение алгебры. Магоммеду-бен-Муза, жившему около середины IХ-го века в царствованние халифа Аль-Мамуна. Во всяком случае, греческие авторы были известны арабам, которые собирали древние сочинения по всем отраслям наук. Магоммед-Абульвефа перевел и комментировал сочинения Диофанта и других предшествовавших ему математиков (в Х веке). Но ни он, ни другие арабские математики не внесли много нового, своего в алгебру. Они изучали ее, но не совершенствовали.
Возрождение алгебры в Европе
Первым сочинением, появившимся в Европе после продолжительного пробела со времен Диофанта, считается трактат итальянского купца Леонардо, который, путешествуя по своим коммерческим делам на Востоке, ознакомился там с индийскими (ныне называемыми арабскими) цифрами, и с арифметикой и алгеброй арабов. По возвращении в Италию, он написал сочинение, охватывающее одновременно арифметику и алгебру и отчасти геометрию. Однако сочинение это не имело большого значения в истории науки, ибо осталось мало известным и было открыто вновь только в середине 18-го века в одной Флорентийской библиотеке. Между тем сочинения арабов стали проникать в Европу и переводиться на европейские языки. Известно, например, что старейшее арабское сочинение об алгебре Магоммеда-бен-Музы было переведено на итальянский язык, но перевод этот не сохранился до нашего времени. Первым известным печатным трактатом об алгебре является "Summa de Arithmetica, Geometria, Proportioni et Proportionalita", написанное итальянцем Лукасом дэ Бурго. Первое издание его вышло в 1494 г. и второе в 1523 г. Оно указывает нам, в каком состоянии находилась алгебра в начале XVI века в Европе. Здесь нельзя видеть больших успехов по сравнению с тем, что уже было известно арабам или Диофанту. Кроме решения отдельных частных вопросов высшей арифметики, только уравнения первой к второй степени решаются автором, и притом вследствие отсутствия символического обозначения, все задачи и способы их решения приходится излагать словами, чрезвычайно пространно. Наконец нет общих решений даже квадратного уравнения, а отдельные случаи рассматриваются отдельно, и для каждого случая выводится особый метод решения, так что самая существенная черта современной А. – общность даваемых ею решений – еще совершенно отсутствует в начале XVI века.
Решение уравнений 3-ей и 4-ой степени
В 1505 году Сципион Феррео впервые решил один частный случай кубического уравнения. Это решение однако не было им опубликовано, но было сообщено одному ученику – Флориде. Последний, находясь в 1535 году в Венеции, вызвал на состязание уже известного в то время математика Тарталью из Брешии и предложил ему несколько вопросов, для разрешения которых нужно было уметь решать уравнения третьей степени. Но Тарталья уже нашел раньше сам решение таких уравнений и, мало того, не только одного того частного случая, который был решен Феррео, но и двух других частных случаев. Тарталья принял вызов и сам предложил Флориде также свои задачи. Результатом состязания было полное поражение Флориде. Тарталья решил предложенные ему задачи в продолжение двух часов, между тем как Флориде не мог решить ни одной задачи, предложенной ему его противником (число предложенных с обеих сторон задач было 30). Тарталья продолжал, подобно Феррео, скрывать свое открытие, которое очень интересовало Кардано, профессора математики и физики в Милане. Последний готовил к печати обширное сочинение об арифметике, алгебре и геометрии, в котором он хотел дать также решение уравнений 3-ей степени. Но Тарталья отказывался сообщить ему о своем способе. Только когда Кардано поклялся над Евангелием и дал честное слово дворянина, что он не откроет способа Тартальи для решения уравнений и запишет его в виде непонятной анаграммы, Тарталья согласился, после долгих колебаний, раскрыть свою тайну любопытному математику и показал ему правила решений кубических уравнений, изложенные в стихах, довольно туманно. Остроумный Кардано не только понял эти правила в туманном изложении Тартальи, но и нашел доказательства для них. Не взирая, однако, на данное им обещание, он опубликовал способ Тартальи, и способ этот известен до сих пор под именем "формулы Кардано".
Вскоре было открыто и решение уравнений четвертой степени. Один итальянский математик предложил задачу, для решения которой известные до той поры правила были недостаточны, а требовалось умение решать биквадратные уравнения. Большинство математиков считало эту задачу неразрешимою. Но Кардано предложил ее своему ученику Луиджи Феррари, который не только решил задачу, но и нашел способ решать уравнения четвертой степени вообще, сводя их к уравнениям третьей степени. В сочинении Тартальи, напечатанном в 1546 году, мы также находим изложение способа решать не только уравнения первой и второй степени, но и кубические уравнения, причем рассказывается инцидент между автором и Кардано, описанный выше. Сочинение Бомбелли, вышедшее в 1572 г., интересно в том отношении, что рассматривает так называемый неприводимый случай кубического уравнения, который приводил в смущение Кардано, не сумевшего решить его посредством своего правила, а также указывает на связь этого случая с классическою задачей о трисекции угла.
Развитие алгебры в странах Европы
В Германии первое сочинение об алгебре принадлежит Христиану Рудольфу из Иayepa, и появилось впервые в 1524 г. а затем вновь издано Стифелем в 1571 г. Сам Стифель и Шейбль, независимо от итальянских математиков, разработали некоторые алгебраические вопросы.
В Англии первый трактат об алгебре принадлежит Роберту Рекорду, преподавателю математики и медицины в Кембридже. Его сочинение об алгебре называется "The Whetstone of Wit". Здесь впервые вводится знак равенства (=). Во Франции в 1558 году появилось первое сочинение об алгебре, принадлежащее Пелетариусу; в Голландии Стевин в 1585 г. не только изложил исследования, известные уже до него, но и ввел некоторые усовершенствования в алгебру. Например, он уже обозначал неизвестные. Правда, для обозначения неизвестных он использовал всего лишь числа, обведенные в кружочек. Так первая неизвестная (теперь обычно обозначаемая x) у него обозначалась обведенной в кружочек единицей, вторая – обведенной двойкой, и так далее. Громадные успехи сделала алгебра после сочинений Виета (Слайд №7), который первый рассмотрел общие свойства для уравнений произвольных степеней и показал способы для приблизительного нахождения корней каких бы то ни было алгебраических уравнений. Он же первый обозначил величины, входящие в уравнения буквами, и тем придал алгебре ту общность, которая составляет характеристическую особенность алгебраических исследований нового времени. Он же подошел весьма близко к открытию формулы бинома, найденной впоследствии Ньютоном, и, наконец, в его сочинениях можно даже встретить разложение отношения стороны квадрата вписанного в круг к дуге круга, выраженное в виде бесконечного произведения. Фламандец Албер Жирар или Жерар, трактат которого об алгебре появился в 1629 г. первый ввел понятие мнимых величин в науку. Агличанин Гарриот показал, что всякое уравнение может рассматриваться, как произведение некоторого числа множителей первого порядка, и ввел в употребление знаки > и <. Его труды были опубликованы в 1631 г. Варнером.
Приобретение алгеброй законченного вида
После этих сравнительно незначительных успехов алгебра вдруг движется быстрыми шагами вперед, благодаря работам Декарта( Слайд №8,9), Фермата, Валлиса и в особенности Ньютона, не говоря уже о множестве математиков менее знаменитых, но все же подвинувших совокупными усилиями алгебру в течение сравнительно короткого времени на значительную степень выше их предшественников и придавших ей ту форму, которую она сохранила до настоящего времени. Нет возможности в этом кратком очерке обозреть успехи, которым алгебра обязана названным математикам. Мы вкратце только упомянем о главных пунктах дальнейшего быстрого совершенствования алгебры, шедшего шаг за шагом за совершенствованием иных отраслей математики вообще. С этого времени также алгебра входит в более тесную связь с геометрией, после разработки Декартом аналитической геометрии, а также с анализом бесконечно малых, изобретенным Ньютоном и Лейбницем (Слайд №10). В XVIII столетии классические труды Эйлера и Лагранжа, изложенные в "Novi Commentarii" первого и в "Traite de la resolution des equations" второго, довели алгебру до высокой степени совершенства. Позже работы Гаусса, Абеля, Фурье, Галуа, Коши, а затем Кейли, Сильвестера, Кронекера, Эрмита и др. создали новые точки зрения на важнейшие алгебраические вопросы и придали алгебре высокую степень изящества и простоты.
3.Знакомство с учебником (Слайд №12).
Чтобы узнать что такое алгебра, нам поможет учебник «Алгебра.7 класс». Авторы его Ю.Н. Макрычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков и С.В. Суворова. Давайте познакомимся с ним поближе. В учебнике 6 глав,16 параграфов и 46 пунктов. Для того чтобы найти нужную информацию в конце учебника есть оглавление (стр.238), предметный указатель (стр.231), для проверки правильности решённого задания – ответы (стр.232) , а также чтобы вспомнить, что вы изучали в 5-6 классах - сведения из курса математики (стр.226). На форзацах учебника находится шпаргалка, которую будем использовать по мере необходимости. (Рассмотреть условные обозначения).
4. Изучение нового и повторение.
Записать число, классная работа в тетради. (Можно сказать о нужном количестве тетрадях и их объёме)
Итак, приступим к изучению алгебры с решения задач. Задачи решаем устно, а решения записываем в тетрадь. (По ходу решения задаются вопросы, которые я думаю, учитель сам сформулирует.)
Задача №1(Слайд №13).
В саду на даче растут пять яблонь, четыре вишни и три сливы. При сборе урожая в среднем было собрано по 30 кг фруктов с яблони, 10кг – с вишни и 15 кг – со сливы. Какой урожай фруктов был собран в саду?
Решение:
30·5+10·4+15·3=235(кг)
Ответ: 235 кг фруктов собрали в саду.
Задача № 2(Слайд №14)
Найдите периметр прямоугольника со сторонами 4см и 6см.
Решение:
4+4+6+6=20(см)
(4+6)·2=20(см)
4·2+6·2=20(см)
Ответ: 20см периметр прямоугольника.
Решая задачи, мы с вами получили выражения, которые записаны с помощью чисел, знаков действий. Такие выражения называются - числовые. В результате выполнения всех действий, соблюдая порядок действий, получили число, которое называют – значением числового выражения. (Сформулировать определения можно вместе с учениками).
(Слайд №15). По условию задачи можно составить разные числовые выражения, но результат его вычисления не изменится, учитывая свойства арифметических действий.
( Можно их вспомнить).
Задание №3 Слайд №16.
(Вспомнить вычисление квадрата и куба числа)
Найдите значения выражений
(5²-3·6):7 = 1
(5³-1):(15-3·5) не имеет смысла
(9²-3·5+1):(2³-9+1) не имеет смысла
При вычислении ребята получать деление на нуль. Ввести понятие «выражение не имеет смысла».
5. Закрепление. (Слайд №17).
В ходе решения на доске и в тетрадях повторяем правила действий с обыкновенными дробями и положительными , отрицательными числами.
№4(а, б, д, е)
+
№ 6(б, д, з)
(Работа в паре). Составьте выражения, которые:
а) не имеют смысла;
б) имеют смысл.
Если выражение имеет смысл, найдите его значение.
5. Итог
Слайд №18
Что называется числовым выражением?
В каком случае выражение не имеет смысла?
Что называется значением числового выражения?
6. Домашнее задание
Слайд №19
№4(г,ж,з)
№6(а,г,ж)
№14
Литература
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=391 фото Виета
http://fio.ifmo.ru/archive/03102000/c2u6/public_html/ch_00.html как появилась алгебра
http://ivkozn.narod.ru/alghist.html история возникновения алгебры
http://persona.rin.ru/view/f/0/19741/dekart-pene фото Декарта
Ю.Н. Макарычев и др.Алгебра, 7 класс. М-Просвещение, 2007.
А.Н. Рурукин, др. Поурочные разработки по алгебре: 7 класс. – М.:ВАКО, 2006.