Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

0
0
Материал опубликован 20 April 2016

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме:

«Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».

Учитель математики МБОУ Рудниковская СОШ

Горбачёва О.В.

Предмет

Алгебра

Класс

7

Автор УМК

Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014.

Тема урока

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

Тип урока

урок «открытия» новых знаний

Цели деятельности

учителя

Дидактические цели: формировать представление о возведении в квадрат суммы и разности двух выражений; развивать умение возведения в квадрат суммы и разности двух выражений.

Развивающие цели: способствовать развитию математической речи, наглядно-действенного мышления; самостоятельного добывания знаний.

Воспитательные цели: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; обеспечить условия для воспитания аккуратности, культуры общения, ответственного отношения к учению, интереса к изучению математики.

Формировать универсальные учебные действия:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; выявление сделанных ошибок; высказывать свое предположение; формировать самооценку – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: понимать алгоритм возведения в квадрат суммы и разности двух выражений; уметь возводить в квадрат сумму и разность двух выражений; определять содержание и последовательность действий при возведении в квадрат суммы и разности двух выражений.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, выявления сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Формулы возведения в квадрат суммы и разности двух выражений

Ресурсы

Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014.

Презентация к уроку.

Организация

пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная, самостоятельная работа.

 

Ход урока

Этап урока.

Цель урока.

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Самоопределение к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

(К): уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; слушать и понимать других

Включаются в ритм урока

Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к уроку, организует внимание детей

Актуализация знаний (подготовка к восприя-

тию нового материала)

Цель: актуализировать мыслительные операции:

анализ, сравнение, обобщение

 

 

Для успешной работы на уроке давайте повторим знания необходимые вам.

Слайды1-8: Укажите выражение, соответствующее словесной формулировке.

(презентация интерактивна: при правильном ответе – ответ пропадает, при неправильном-мигает красным; в результате остаются выражения (х+у)2; (a-b)2; (a+b)(a+b))

Дайте словесную формулировку оставшимся выражениям.

Слайд9-17: Выполните действие.

(презентация интерактивна: при правильном ответе – ответ пропадает, при неправильном-мигает красным; в результате появляется высказывание С.Ковалевской)

Сегодня эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Софьи Ковалевской: «У математиков существует свой язык-это формулы».

Вы познакомитесь с формулами, которые называются формулами сокращённого умножения. Сократить, значит выполнить меньше, именно поэтому эти формулы необходимы.

Давайте устроим соревнование: «Кто быстрее вычислит: вы или я?»

42; 102; 152; 202; 312; 1012; 10,52.

Как вы думаете, почему я вычислила быстрее?

Действительно, я знаю, как можно сократить выполнение возведения в квадрат и в конце урока вы сами ответите на поставленный вопрос.

(Р) самоконтроль:

осознавать то, что

уже усвоено и что

еще нужно усвоить, осознавать

качество и уровень усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной точ-

ностью и полнотой; умение слушать и понимать

речь других.

(П) формирование

мыслительных

операций: анализ,

сравнение, обоб-

щение.

Работают устно, вспоминают изученный ранее материал

Понимают, что их знаний недостаточно для более успешной работы

Организует работу по актуализации опорных знаний

Акцентирует внимание учеников на значимость данной темы

Выявление места и причины затруднения.

Цель: согласовать тему и цель урока.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».

Цели урока: вывести формулы сокращенного умножения, вырабатывать умение применения формул сокращенного умножения.

(Л)Наблюдатель-ность

(П) Учатся опреде-лять и формули-ровать тему урока и цель деятельности на уроке.

(Р) Логичность и направленность

Записывают тему урока в тетрадь

 

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: актуализировать умение умножать многочлен на многочлен

 

Реализация построенного проекта.

Цель: выполнить анализ и сравнение результатов, вывести формулы сокращенного умножения

Возьмите карточку на парте.

Внимательно рассмотрите записанные выражения, дайте им словесную формулировку.

Выполните действие:

(a+b)2

(c+d)2

(x+y)2

(h+k)2

Какие предложения по выполнению задания?

Что заметили в результате?

Какое выражение является результатом возведения в квадрат?

Что представляет собой первый одночлен, второй, третий?

Получается, можно сократить работу по возведению в квадрат?

Каким образом?

(a+b)2=a2+2ab+b2

Дайте словесную формулировку формулы квадрат суммы.

Найдите правило в учебнике, прочитайте про себя.

Как вы думаете, квадрат разности отличается от квадрата суммы? Чем?

Обоснуйте.

(a-b)2=a2-2ab+b2

Дайте словесную формулировку формулы квадрат разности.

Найдите правило в учебнике, прочитайте про себя.

Итак, при возведении в квадрат суммы или разности двух выражений лучше воспользоваться формулами сокращённого умножения

(a+b)2=a2+2ab+b2

(a-b)2=a2-2ab+b2

Замечу, что формулы сокращенного умножения были известны ещё 4000лет назад. В «Началах» Евклида справедливость формулы квадрата суммы была доказана геометрически.

(Л) Собранность и внимательность

(Р) Формировать правильное пред-ставление понятия квадрата суммы и квадрата разности.

(К)Уметь выражать свои мысли

(Л) Умение само-реализоваться, выполнив задание верно и заметить ошибку на доске

(П)Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью,

(К)умение грамотно комментировать свои

действия, умение понимать речь других

Выполняют задания на ранее изученный материал, анализируют результаты, выводят формулы сокращённого умножения

Формулируют с помощью учителя правило возведения в квадрат суммы,

Фиксируют правило в учебнике

Формулируют с помощью учителя правило возведения в квадрат суммы,

Фиксируют правило в учебнике

С помощью учителя делают вывод,

записывают формулы в тетрадь

Стимулирует правильную словесную формулировку выражений, создает проблемную ситуацию,

помогает найти выход из проблемной ситуации

Организует проблемно-поисковую работу в индивидуальных картах

Создаёт проблемную ситуацию, стимулирует учащихся к выводу формулы квадрата разности

Показывает справедливость тождества с точки зрения геометрии
 

Первичное закрепление

Цель: актуализировать умение возводить в квадрат суммы и разности двух выражений

с156 учебника №799 у доски

803 в форме игры «Найди ошибку»

(Л) Умение само-реализоваться, выполнив задание верно и заметить ошибку на доске

(П)Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью,

(К)умение грамотно комментировать свои

действия, умение понимать речь других

Учащиеся выполняют задания у доски, комментируя свои действия и отвечая на дополнительные вопросы

Организует работу над заданием из учебника.

Задаёт дополнительные вопросы, стимулирующие понимание деятельности учащимся.

Физкультминутка (зарядка для глаз)

Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости

Коммуникативные: умение работать в группе

Меняют вид деятельности, выполняют упражнения

Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: контроль полученных знаний, умений.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Преобразуйте выражение в многочлен:

а) (2а-1)2 в) (a-3b)2

б) (3b+4)2 г) (0,5c-2m)2


 

Упростите выражение:

а) (2a+3b)2+(3a-2b)2

б) (7c-3q)2 –(3q+7c)2


 

Самопроверка по эталону:

 

Попробуйте применить полученные знания: 312, 1012

(Л) самореализация.

(П) умение выпол-нить задание по полученным знаниям

(К)формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез

Работают самостоятельно, проверяют по эталону, анализируют и исправляют ошибки

Направляет на внимательность выполнения

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать содержание изученного на уроке.

Организовать рефлексию и самооценку ученика

Чем занимались сегодня на уроке?

Чему равен квадрат суммы, квадрат разности?

Д/з: п32 №800, 804,810

Доп. задание (по желанию):

вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности трех выражений

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Записывают в дневники домашнее задание

Побуждает к высказываниям: формулы сокращенного умножения, квадрат суммы, квадрат разности.

Побуждает к осмысленной словесной формулировке формул.

Дает комментарий к домашнему заданию


Здесь будет файл: /data/edu/files/a1461148230.pptx (сопровождение к уроку)

Предварительный просмотр презентации

Сопровождение к уроку по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений». Горбачёва Ольга Владимировна МБОУ Рудниковская СОШ

Укажите выражение, которое является суммой квадратов: (х+у)² 2ху (a-b)² (х+у)³ 3kn² n²+m² (а-с)³ а²-b² (а+b)(a+b)

Укажите выражение, которое является кубом суммы: (х+у)² 2ху (a-b)² (х+у)³ 3kn² (а-с)³ а²-b² (а+b)(a+b)

Укажите выражение, которое является удвоенным произведением: (х+у)² 2ху (a-b)² 3kn² (а-с)³ а²-b² (а+b)(a+b)

Укажите выражение, которое является разностью кубов : (х+у)² (a-b)² 3kn² а³-b³ а²-b² (а+b)(a+b)

Укажите выражение, которое является утроенным произведением : (х+у)² (a-b)² 3kn² а²-b² (а+b)(a+b)

Укажите выражение, которое является разностью квадратов : (х+у)² (a-b)² а²-b² (а+b)(a+b)

Дайте словесную формулировку данным выражениям. (х+у)² (a-b)² Квадрат суммы х и у. Квадрат разности a и b. (а+b)(a+b) Квадрат суммы a и b.

64х² 6а⁵ 9а⁶ а²х⁴ Выполните действие: (8х)² 16х² 4а²х⁴ -4а²х⁴ 100а²у² 4а⁴х²

У математиков Существует свой язык-это формулы. С.Ковалевская 6а⁵ 9а⁶ 4а²х⁴ 4а⁴х² а²х⁴ 100а²у² Выполните действие: (4х)² 16х² -4а²х⁴

У математиков Существует свой язык-это формулы. С.Ковалевская -4а²х⁴ 6а⁵ 9а⁶ 4а²х⁴ 4а⁴х² а²х⁴ 100а²у² Выполните действие: (10ау)²

У математиков Существует свой язык-это формулы. С.Ковалевская -4а²х⁴ 6а⁵ 9а⁶ 4а²х⁴ 4а⁴х² а²х⁴ Выполните действие: - (2ах²)²

У математиков Существует свой язык-это формулы. С.Ковалевская 6а⁵ 9а⁶ 4а²х⁴ 4а⁴х² а²х⁴ Выполните действие: (-2ах²)²

У математиков Существует свой язык-это формулы. С.Ковалевская 6а⁵ 9а⁶ 4а⁴х² а²х⁴ Выполните действие: (0,5ах²)²

У математиков Существует свой язык-это формулы. С.Ковалевская 6а⁵ 9а⁶ 4а⁴х² Выполните действие: (2а²х)²

У математиков Существует свой язык-это формулы. С.Ковалевская 6а⁵ 9а⁶ Выполните действие: (2а²)²·1,5а

У математиков Существует свой язык-это формулы. С.Ковалевская 9а⁶ Выполните действие: (3а³)²

a+b S= (a+b)² a b S=a²+ab+ab+b²= a²+2ab+b² (a+b)²= a²+2ab+b² а b

х+9 (2х+3)²=4х²+ 6 12 (7у-6)²=49у²-84у+ 12 36 (10+8k)²=100+160k+64 k k² (5y-4x)²=25y²-40xy - 16x² + (5a+0,2b)²=25a²+ ab+0,04b² 2 ( m-2n)²= m² + 4mn - 4n² - + Найди ошибку:

Проверка а) (2а-1)²= 4а²- 4а+1 б) (3b+4)²= 9b² +24b+16 в) (а-3b)²= а²- 6аb+9b² г) (0,5c+2m)²= 0,25c²+2cm+4m² №1 №2 a) (2а+3b)²+(3a-2b)²= 4a²+12ab+9b²+9a²-12ab+4b²= 13a²+13b² б) (7c-3q)²-(3q+7c)²= 49c²-42cq+9q²-(9q²+42cq+49c²)= 49c²-42cq+9q²-9q²-42cq-49c²= -84cq

Д/з: п32 №800, 804,810 Доп. задание (по желанию): вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности трех выражений Спасибо за урок!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации