Урок алгебры в 7 классе на тему «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
________________ Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений _______________
(Тема урока)
|
ФИО (полностью) |
Новодранова Инна Леонидовна |
|
Место работы |
МБОУ СОШ №3 г.Красный Сулин Ростовской обл. |
|
Должность |
учитель |
|
Предмет |
алгебра |
|
Класс |
7 |
|
Тема и номер урока в теме |
Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Урок №1. |
|
Базовый учебник |
Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /[ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К.И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. - 18-е изд.- М.: Просвещение, 2009.-240 с. |
Цель урока: создание учебно-методических условий, способствующих достижению обучающимися следующих результатов:
предметных
- понимание смысла понятия «формулы сокращенного умножения» и умение употреблять его в письменной и устной речи; понимать, что составление и преобразование выражений происходит по четко определенным правилам;
- понимание важнейших тождеств как правил преобразования выражений;
- умение читать и записывать формулы квадрата суммы и квадрата разности двух одночленов, выполнять различные практические задания базового уровня; осознано использовать буквенные исчисления как формально-оперативный аппарат математики;
метапредметных
умение
- выражать мысль «иными» способами;
- самостоятельно изучать учебный материал; выполнять различные творческие работы; определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая Интернет-ресурсы;
- владеть монологической и диалогической речью;
- оценивать свои учебные достижения, своё эмоциональное состояние;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким критериям;
личностных
- умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли; читать и учиться самостоятельно;
- способность вырабатывать собственное мнение;
- приобретение опыта выработки у себя уверенности во взаимоотношениях с людьми;
- умение уверенно и легко выполнять математические операции.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, проектор, экран.
Структура и ход урока.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Организационно-мотивационный момент |
Организовывает начало занятия. Предлагает выбрать ученикам личностные цели или личностные результаты, для достижения которых каждый из них постарается максимально поработать на данном уроке: 1. Умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли. 2. Умение читать и учиться самостоятельно. 3. Вырабатывать собственное мнение. 4. Умение уверенно и легко выполнять математические операции. |
Настраиваются на работу. Определяют для себя результаты, к которым будут стремиться на уроке, и записывают номер на полях в тетради. |
2 |
||
2 |
Фронтальная работа |
Предлагает выполнить с аргументацией устные задания. Задания, выполненные в Power Point (приложение), проецируются на доску. У учеников, которые подняли красную карточку, выясняет, в чем заключается их мнение. Задание 1 Задание 2 Задание 3 -Сравните две разности. -Что вы можете сказать о значениях этих выражений? Учитель ставит проблему: -Сравните квадрат разности двух чисел в первом и во втором случае и сделайте вывод. -Как можно найти квадрат разности двух числе? -Как можно выполнить возведение в квадрат разности двух выражений? -Еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножить короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного умножения, их несколько. Сегодня мы рассмотрим две очень важные формулы и будем учиться применять их при решении заданий. |
Аргументировано отвечают на поставленные учителем вопросы. Отвечает один ученик, остальные ученики поднимают зеленую карточку, если согласны с ответом, и красную, если у них иное мнение. Возможные варианты ответов: -В первой строке 52, т.к. это квадрат числа, а 25 и 10 – числа, 2) 25, т.к. 52 =10(ученик допускает ошибку), 10, т.к. 52=25, -Во второй строке 1) 3а2, т.к. (3а)2=9а2, 2) (3а)2- запись выражения содержит скобки, 3) 9а2- числовой множитель 9, в двух других выражениях – 3. -В третьей строке (8-4)2 – квадрат числового выражения, а 16 и 48 – числа, 48, т.к. (8-4)2=16. – В четвертой строке -32, т.к. 32=(-3)2, 32, т.к. в записях двух других выражений есть знак «-», (-3)2- в записи выражения есть скобки. Аналогичные ответы по пятой строке. Во втором примере ошибки допущены при раскрытии скобок в знаках третьего и четвертого слагаемого. Вызванный к доске ученик, выполняет задание 3 на переносной доске, остальные – в тетрадях. Затем проводится проверка правильности решения. Ученики показывают карточками свое мнение, просмотрев решение своего одноклассника на доске и, по просьбе учителя, аргументируют свой ответ. При записи разности двух чисел возможны варианты: a-b b-a - Если a≠b, то значения выражений - противоположные числа. При записи квадрата разности двух чисел возможны такие варианты: (a-b)2 (b-a)2 -Значения квадратов разности двух чисел в первом и во втором случаях совпадают, так как квадраты противоположных чисел равны. -Найти разность и возвести в квадрат. -Заменить возведение в квадрат умножением и выполнить умножение двучлена на двучлен: каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные результаты сложить. |
8 |
||
3 |
Изучение нового материала |
Предлагает учащимся, работая в парах, самостоятельно вывести формулы. Для работы предлагает алгоритмы: Во время самостоятельной работы учитель подходит к ученикам, которые поднимают синюю карточку, объясняет им причины затруднений. На доске появляются формулы - Прочитайте формулу на обычном языке. - Чем отличаются формулы? -Чем они похожи? -Запишите квадрат разности чисел a и b другим способом. -Сравните эту формулу с формулой . Сделайте вывод. - Запишите в тетради эти формулы удобным для запоминания способом: - Произнесите их словами. - Найдите формулировку в учебнике и сравните. - В чем отличие? - Суть одинакова или нет? - Какая из формул легче для запоминания? Учитель говорит ученикам о том, что запомнить эту формулу можно в удобном для них виде. |
Работая в парах, учащиеся сами получают формулы сокращенного умножения, оформляют решение на листочках, а затем сверяются с текстом в учебнике. При возникновении затруднений, ученики сигнализируют синей карточкой и просят помощи у учителя. По окончанию работы в парах представитель от каждого ряда рассказывает о полученных выводах. Решение ученика проецируется на доску. Если кто-то из учеников заметит ошибку при выводе формулы, сигнализирует красной карточкой.
- В первой формуле в квадрат возводится сумма, а во второй - разность. В первой формуле перед удвоенным произведением знак «+», а во второй «-». - В обеих формулах слева записаны квадраты выражений. В правой части и в первой, и во второй формулах есть квадраты чисел a2, b2. Вызванный по желанию к доске ученик производит запись: - В правых частях вторые и третьи слагаемые меняются местами. - Одинакова, так как от перестановки слагаемых сумма не меняется. Ученики высказывают свое мнение. Скорее всего большинство учеников назовут второй способ удобным для запоминания. |
6 |
||
4 |
Закрепление изученного материала |
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений,№1 Отработка навыков по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений", №2 |
Организует решение задач из учебника. (№803). В случае ошибочного решения или затруднения, учитель обращается к классу с предложением помочь отвечающему. Запуск ЭОР №1. Фронтальная работа с классом. Запуск ЭОР №2. |
Ученики по очереди выходят к доске и с комментированием записывают решение на доске. Остальные ученики выполняют решение в тетрадях. Вызванные ученики аргументировано отвечают на вопросы, записывают решение на доске, остальные сигнализируют карточками и при наличии иного мнения высказывают свою точку зрения с аргументацией. |
13 |
|
5 |
Самостоятельная работа обучающего характера |
Квадрат суммы и квадрат разности, №3 |
Запуск ЭОР №3 для самостоятельного выполнения учащимися заданий. Отметки не выставляются. Во время выполнения учащимися самостоятельной работы учитель проводит индивидуальную работу с теми учениками, у которых возникли затруднения, и помогает им понять причины затруднений и ошибок. После выполнения самостоятельной работы у доски, учитель руководит процессом обсуждения учениками решения того задания, которое вызвало затруднение у большинства учеников. |
Ученики самостоятельно выполняют задания на ПК. Во время выполнения самостоятельной работы ученики фиксируют затруднения и в этом случае могут задать учителю вопросы. Обсуждают решения заданий, наиболее трудных для многих, задают вопросы учителю. |
7 |
|
6 |
Решение занимательной задачи |
Учитель напоминает ученикам, что «математика – это гимнастика ума» и предлагает перед подведением итога урока решить самостоятельно занимательную логическую задачу. «Один из попугаев А, В и С всегда говорит правду, другой - всегда врёт, а третий – хитрец, иногда говорит правду, иногда врёт. На вопрос «Кто В?» попугаи ответили так: Если никто из учащихся не решил задачу, ученикам предлагается подумать над задачей до следующего урока. |
A — честный попугай, B — лжец, C — хитрец. Каждый ученик решает самостоятельно, затем по желанию дети рассказывают решение. |
2 |
||
7 |
Домашнее задание |
Выучить формулы (п.32), №800, №801. Для желающих рекомендовано задание: «Используя Интернет-ресурсы, найти, в каком труде древнегреческого ученого приводится геометрическая интерпретация формулы квадрата суммы двух выражений».
Учитель раздает карточки с Интернет-ресурсом. |
Запись домашнего задания в дневник |
2 |
||
8 |
Итог урока, рефлексия |
Постановка вопросов: -Что нового узнали? -Как вы думаете, почему данные формулы называются формулами сокращенного умножения? -Так все же будем выполнять само действие умножение? - Что научились делать? - Что понравилось на уроке больше всего и почему? -Что удивило? - Вспомните о тех целях, которые вы поставили перед собой в начале урока. Если вы считаете, что достигли этой цели, то поставьте рядом с ее номером знак «+», если не достигли, то поставьте знак «-» и постарайтесь достигнуть этой цели на следующем уроке. |
Аргументированные ответы на вопросы учителя. Могут звучать такие ответы. -С помощью этих формул умножение можно выполнить быстрее. - В левой части сокращается (убирается) действие умножение. -Действие умножение в формуле остается, когда мы находим удвоенное произведение, но умножение многочленов производить не будем. -Выражать свои мысли. -Учиться самостоятельно. - Вырабатывать собственное мнение. - Применять формулы сокращенного умножения. Ученики на полях тетради ставят знаки «+» или «-» рядом с номером цели. По желанию поясняют свои действия. |
5 |
Приложение к плану-конспекту урока
_____________ Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений_____________
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений (N 191219) |
ЦОР, учебные материалы (УМ) для ученика, наборы цифровых ресурсов к учебникам (НЦРУ) («Алгебра», 7 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.), практический модуль (П). |
Задание, интерактивная модель. |
|
2 |
Отработка навыков по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений" |
ЦОР, (УМ) для ученика, НЦРУ. («Алгебра», 7 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.), П. |
Тест с подсказкой, интерактивная модель. |
|
3. |
Квадрат суммы и квадрат разности. К1 |
Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), контролирующий модуль. |
Тест с подсказкой. Параметризированные задания, предназначенные для дифференцированного контроля. |
http://fcior.edu.ru/card/1702/kvadrat-summy-i-kvadrat-raznosti-k1.html |