12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раушания206
Россия, Татарстан респ., г. Агрыз

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Карточки для коррекции знаний по русскому языку разработаны для обучающихся 5- 9 классов.

Карточки позволяют учителю:

- отследить уровень усвоения учеником материала;

- дают возможность при составлении индивидуального коррекционного маршрута обратить внимание на пробелы в знаниях;

внимание на те темы, которые обучающимися недостаточно усвоены;

Данные карточки можно использовать:

- для индивидуальной работы на уроках русского языка;

- для выполнения домашней работы;

- для контроля знаний

Автор материала

Ганеева Раушания Ринатовна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 4 г.Агрыз Республики Татарстан

Предмет

Русский язык

Класс

7 класс

Название материала

Разноуровневые карточки

Вид ресурса

Учебно-дидактический материал

Название раздела учебного курса

Морфология. Причастие

УМК, авторы

образовательной программы

УМК по русскому языку Т.А Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой

Цель и задачи

   материала

Цель:  создание условий для осмысления,  решения практических заданий и последующей проверки знаний, умений, приобретённых в результате повторения раздела.

Задачи:

- повторение и обобщение материала по теме, формирование речевой грамотности обучающихся и культуры речи.

- расширение  общелингвистического и культуроведческого кругозора; развитие коммуникативных способностей учащихся.

- воспитание критического отношения к ошибкам в собственной речи,  интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию, забота о сохранении чистоты речи.

Формируемые УУД

Личностные:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные:

владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Предметные:

знать характеристику причастия по значению, признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь находить слова, обозначающие признак предмета по действию, в предложениях; определять синтаксическую роль причастия, находить и исправлять ошибки в употреблении причастий, определять вид и время причастий.

Как реализуется на уроке

Данные карточки можно использовать:

- для индивидуальной работы на уроках русского языка;

- для выполнения домашней работы;

- для контроля знаний

Использованные источники

Грамота.ру. Словарь трудностей: http://new.gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id=36_15.

История происхождения 25 русских фразеологизмов:  https://pikabu.ru/story/proiskhozhdenie_25_russkikh_frazeologizmov_953391

Подготовка к олимпиаде по русскому языку: http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/?file=133.



Карточка 1


Вы отправились в кафе, вам подали меню.

Прочитайте меню и исправьте допущенные в нем ошибки.

1. Салат из белокочаной маринованой капусты

2. Закуска из печённого или тушённого птичьего мяса

3. Яйца фаршированные овощами.

4. Кукуруза, варёная с луком

5. Сазан заливной фаршированый

6. Телятина с ветчиной, запеченная в соусе.

7. Суп картофельный с макароными изделиями

8. Щи из квашенной капусты со сметаной .


Используя энциклопедию «10000 афоризмов великих людей», 2011 г. найдите три высказывания известных людей о дружбе, содержащих причастия, и запишите их.

ЭТАЛОН:

Человек, живущий одиноко, существует только наполовину.(П. Буаст)

Как сладки замечания, исходящие из дружеских уст: в них веришь; от них становится грустно, ибо нет сомнения в том, что они правильны, но они не причиняют боли.(О. Бальзак)

Друг – это одна душа, живущая в двух телах . (Аристотель)

Украшение дома – друзья, его посещающие. (Р.Эмерсон)


Прочитайте четверостишие Григория Водэ. Какая картина вам представляется? Что нам хочет донести автор стихотворения? Есть ли здесь причастия? Назовите их. Составьте небольшой монолог на тему: «Я краткое причастие».


Мой белый город, ты цветок из камня,

Омытый добрым солнечным дождём,

Как ветрами, овеян ты веками,

Как песня, в сердце ты звучишь моём.




ЭТАЛОН

Я краткое причастие, являюсь формой полных страдательных причастий. Меня надо писать с одной Н. С частицей НЕ не дружу, стою от нее отдельно. В предложении являюсь сказуемым, изменяюсь по родам и числам.

Овеянный - овеян, овеяна, овеяно, овеяны.



Карточка 2

Восстановите автобиографию причастия _______________.

Я, причастие_______________, обозначаю________________, происхожу из семьи частей речи: _________________ и _________.

Мой отец, ______, оставил мне в наследство свои признаки:___________________.

Я причастие_____________, ____________ времени, ____________ вида.

Моя мать,_____________, подарила мне вопрос_________, свою синтаксическую роль__________________, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме __________ рода,_________ падежа, ______________числа. В предложении выполняю роль _______________________.

ЭТАЛОН

Я, причастие – самостоятельная часть речи, обозначаю признак предмета по действию , происхожу из семьи частей речи: глагола и прилагательного.

Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: вид и время.

Я причастие настоящего, прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида.

Моя мать, прилагательное, подарила мне вопрос КАКОЙ, свою синтаксическую роль определение, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме мужского (среднего, женского) рода, именительного падежа, единственного (множественного) числа. В предложении выполняю роль определения, а в краткой форме – сказуемого..



Представьте, что вы редактор светской хроники. Перед вами набросок статьи журналиста об одном из мероприятий. Помогите исправить ошибки, допущенные в статье.

В гости…ой все было готово к торжестве…ой встрече, зажже…ы свечи и накрыт стол. Слое…ые пироги и смородиновый сок, солее..ые грибочки и жаре…ая курица – все вкусно пахло, дразня аппетит всех присутству…щих. Хозяйка была необыкнове…о хороша: румя…ая от волнения и растеря…ая от важности происход…щего момента. Именинник, в глаже…ой-переглаже…ой рубашке, сия…щий бриллиантовыми запонками и лакирова…ыми туфлями, взволнова…о поглядывал на гостей.

ЭТАЛОН

В гостиНой все было готово к торжествеННой встрече, зажжеНы свечи и накрыт стол. СлоеНые пироги и смородиновый сок, солеНые грибочки и жареНая курица – все вкусно пахло, дразня аппетит всех присутствуЮщих. Хозяйка была необыкновеННо хороша: румяНая от волнения и растеряННая от важности происходЯщего момента. Именинник, в глажеНой-переглажеННой рубашке, сияЮщий бриллиантовыми запонками и лакироваННыми туфлями, взволноваННо поглядывал на гостей.

Подберите из «Фразеологического словаря русского языка» под редакцией А.И.Молоткова, изд. «Советская энциклопедия» Москва, 1968 г. фразеологические обороты с Н и НН в причастиях.

ЭТАЛОН

Фразеологические обороты с полными страдательными причастиями прошедшего времени (пишется НН) :
1. Выеденного яйца не стоит (разг. ) – так говорят о чём-нибудь пустячном, не имеющем никакого значения.
2. Места не столь отдаленные (часто ирон. ) – удаленные от центра территории; места ссылки. Выражение из речи чиновников, взято из «Уложения о наказаниях» царской России, согласно которому ссылка делилась на две степени: в отдаленные и не столь отдаленные места Сибири.
3.Облиневанный факт– достоверные, точные и всем известные сведения. Облиневанный – от устаревшего глагола облинеить, «взять в рамку, отбить чертой по длине строки» .

Фразеологические обороты с краткими страдательными причастиями прошедшего времени (пишется Н):
1. Руки развязаны у кого. (разг., экспр. ) – о том, кто имеет полную свободу поступать так, как хочется.
2. Вкруг ракитова куста венчан(устар. , ирон. ) – о том, кто находится во внебрачной, незаконной связи. А когда помирал Андрей Родивоныч, были при нём две живы жены; обе вкруг ракитова кустика венчаны; у каждой дети, и все какими-то судьбами законные (П. И. Мельников-Печерский. «На горах») .
3.Язык хорошо подвешен– так говорят о человеке, который обладает даром слова.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 10.03.23 в 19:46 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллега! По причастию всегда нужны дополнительные карточки.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.