Разноуровневые карточки по теме «Причастие» (Русский язык, 7 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Карточки для коррекции знаний по русскому языку разработаны для обучающихся 5- 9 классов.
Карточки позволяют учителю:
- отследить уровень усвоения учеником материала;
- дают возможность при составлении индивидуального коррекционного маршрута обратить внимание на пробелы в знаниях;
внимание на те темы, которые обучающимися недостаточно усвоены;
Данные карточки можно использовать:
- для индивидуальной работы на уроках русского языка;
- для выполнения домашней работы;
- для контроля знаний
Автор материала | Ганеева Раушания Ринатовна |
Место работы, должность | Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 г.Агрыз Республики Татарстан |
Предмет | Русский язык |
Класс | 7 класс |
Название материала | Разноуровневые карточки |
Вид ресурса | Учебно-дидактический материал |
Название раздела учебного курса | Морфология. Причастие |
УМК, авторы образовательной программы | УМК по русскому языку Т.А Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой |
Цель и задачи материала | Цель: создание условий для осмысления, решения практических заданий и последующей проверки знаний, умений, приобретённых в результате повторения раздела. Задачи: - повторение и обобщение материала по теме, формирование речевой грамотности обучающихся и культуры речи. - расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора; развитие коммуникативных способностей учащихся. - воспитание критического отношения к ошибкам в собственной речи, интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию, забота о сохранении чистоты речи. |
Формируемые УУД | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Предметные: знать характеристику причастия по значению, признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь находить слова, обозначающие признак предмета по действию, в предложениях; определять синтаксическую роль причастия, находить и исправлять ошибки в употреблении причастий, определять вид и время причастий. |
Как реализуется на уроке | Данные карточки можно использовать: - для индивидуальной работы на уроках русского языка; - для выполнения домашней работы; - для контроля знаний |
Использованные источники | Грамота.ру. Словарь трудностей: http://new.gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id=36_15. История происхождения 25 русских фразеологизмов: https://pikabu.ru/story/proiskhozhdenie_25_russkikh_frazeologizmov_953391 Подготовка к олимпиаде по русскому языку: http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/?file=133. |
Карточка 1
Вы отправились в кафе, вам подали меню.
Прочитайте меню и исправьте допущенные в нем ошибки.
1. Салат из белокочаной маринованой капусты
2. Закуска из печённого или тушённого птичьего мяса
3. Яйца фаршированные овощами.
4. Кукуруза, варёная с луком
5. Сазан заливной фаршированый
6. Телятина с ветчиной, запеченная в соусе.
7. Суп картофельный с макароными изделиями
8. Щи из квашенной капусты со сметаной .
Используя энциклопедию «10000 афоризмов великих людей», 2011 г. найдите три высказывания известных людей о дружбе, содержащих причастия, и запишите их.
ЭТАЛОН:
Человек, живущий одиноко, существует только наполовину.(П. Буаст)
Как сладки замечания, исходящие из дружеских уст: в них веришь; от них становится грустно, ибо нет сомнения в том, что они правильны, но они не причиняют боли.(О. Бальзак)
Друг – это одна душа, живущая в двух телах . (Аристотель)
Украшение дома – друзья, его посещающие. (Р.Эмерсон)
Прочитайте четверостишие Григория Водэ. Какая картина вам представляется? Что нам хочет донести автор стихотворения? Есть ли здесь причастия? Назовите их. Составьте небольшой монолог на тему: «Я краткое причастие».
Мой белый город, ты цветок из камня,
Омытый добрым солнечным дождём,
Как ветрами, овеян ты веками,
Как песня, в сердце ты звучишь моём.
ЭТАЛОН
Я краткое причастие, являюсь формой полных страдательных причастий. Меня надо писать с одной Н. С частицей НЕ не дружу, стою от нее отдельно. В предложении являюсь сказуемым, изменяюсь по родам и числам.
Овеянный - овеян, овеяна, овеяно, овеяны.
Карточка 2
Восстановите автобиографию причастия _______________.
Я, причастие_______________, обозначаю________________, происхожу из семьи частей речи: _________________ и _________.
Мой отец, ______, оставил мне в наследство свои признаки:___________________.
Я причастие_____________, ____________ времени, ____________ вида.
Моя мать,_____________, подарила мне вопрос_________, свою синтаксическую роль__________________, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме __________ рода,_________ падежа, ______________числа. В предложении выполняю роль _______________________.
ЭТАЛОН
Я, причастие – самостоятельная часть речи, обозначаю признак предмета по действию , происхожу из семьи частей речи: глагола и прилагательного.
Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: вид и время.
Я причастие настоящего, прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида.
Моя мать, прилагательное, подарила мне вопрос КАКОЙ, свою синтаксическую роль определение, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме мужского (среднего, женского) рода, именительного падежа, единственного (множественного) числа. В предложении выполняю роль определения, а в краткой форме – сказуемого..
Представьте, что вы редактор светской хроники. Перед вами набросок статьи журналиста об одном из мероприятий. Помогите исправить ошибки, допущенные в статье.
В гости…ой все было готово к торжестве…ой встрече, зажже…ы свечи и накрыт стол. Слое…ые пироги и смородиновый сок, солее..ые грибочки и жаре…ая курица – все вкусно пахло, дразня аппетит всех присутству…щих. Хозяйка была необыкнове…о хороша: румя…ая от волнения и растеря…ая от важности происход…щего момента. Именинник, в глаже…ой-переглаже…ой рубашке, сия…щий бриллиантовыми запонками и лакирова…ыми туфлями, взволнова…о поглядывал на гостей.
ЭТАЛОН
В гостиНой все было готово к торжествеННой встрече, зажжеНы свечи и накрыт стол. СлоеНые пироги и смородиновый сок, солеНые грибочки и жареНая курица – все вкусно пахло, дразня аппетит всех присутствуЮщих. Хозяйка была необыкновеННо хороша: румяНая от волнения и растеряННая от важности происходЯщего момента. Именинник, в глажеНой-переглажеННой рубашке, сияЮщий бриллиантовыми запонками и лакироваННыми туфлями, взволноваННо поглядывал на гостей.
Подберите из «Фразеологического словаря русского языка» под редакцией А.И.Молоткова, изд. «Советская энциклопедия» Москва, 1968 г. фразеологические обороты с Н и НН в причастиях.
ЭТАЛОН
Фразеологические обороты с полными страдательными причастиями прошедшего времени (пишется НН) :
1. Выеденного яйца не стоит (разг. ) – так говорят о чём-нибудь пустячном, не имеющем никакого значения.
2. Места не столь отдаленные (часто ирон. ) – удаленные от центра территории; места ссылки. Выражение из речи чиновников, взято из «Уложения о наказаниях» царской России, согласно которому ссылка делилась на две степени: в отдаленные и не столь отдаленные места Сибири.
3.Облиневанный факт– достоверные, точные и всем известные сведения. Облиневанный – от устаревшего глагола облинеить, «взять в рамку, отбить чертой по длине строки» .
Фразеологические обороты с краткими страдательными причастиями прошедшего времени (пишется Н):
1. Руки развязаны у кого. (разг., экспр. ) – о том, кто имеет полную свободу поступать так, как хочется.
2. Вкруг ракитова куста венчан(устар. , ирон. ) – о том, кто находится во внебрачной, незаконной связи. А когда помирал Андрей Родивоныч, были при нём две живы жены; обе вкруг ракитова кустика венчаны; у каждой дети, и все какими-то судьбами законные (П. И. Мельников-Печерский. «На горах») .
3.Язык хорошо подвешен– так говорят о человеке, который обладает даром слова.
Селиванова Галина Геннадьевна