12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александра Донец219
Россия, Ставропольский край, Кисловодск

Разработка авторского диктанта учителя русского языка и литературы

МБОУ «Центр образования» г.-к. Кисловодска

Александры Алексеевны Донец


Пояснительная записка

Данная разработка составлена для проверки знаний учащихся 11 класса и подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Для этих целей послужил фрагмент романа В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота» – культовой книги современного российского постмодернизма. Это обуславливает связь актуальных тем и проблем, волнующих современных школьников. За счет тематики романа осуществляется межпредметная связь (русский язык, литература, история), так как в романе фигурируют герои, прототипом которых стали реальные исторические лица.

Цель: проверить соответствие уровня знаний, умений и навыков учащихся требованиям федерального государственного общеобразовательного стандарта на конец первого полугодия.

Содержание контрольного диктанта направлено на:

- развитие умения правильной постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях, сложноподчиненных предложениях, бессоюзных предложениях, сложных предложениях с различными видами связи, предложениях, осложненных определениями, выраженными причастными оборотами, а также обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами; в сложных предложениях, осложненных приложениями;

- написание полных и кратких страдательных причасти; правописание прилагательных; написание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корнях слов;

Грамматические задания направлены на:

- умение строить схемы сложного предложения;

- умение работать с разными лексическими стилями;

- умение определять преобладающий тип речи;

- умение выявлять способы связи предложений в тексте. Грамматические задания построены по типу тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку, что подготовит выпускников к сдаче экзамена.

Данный диктант состоит из 218 слов; время, отведенное на его написание, равняется 45 минутам.




Диктант с грамматическим заданием

Встреча Анны и Петра Пустоты

Она была острижена совсем коротко – это даже трудно было назвать прической. На ее еле сформированную грудь, обтянутую темным бархатом, спускалась нитка крупных жемчужин; ее плечи были широкими и сильными, а бедра чуть узковатыми. У нее были слегка раскосые глаза, но это только добавляло ей очарования.

Несомненно, она могла бы быть эталоном красоты, но эту красоту сложно было назвать женской. Даже моя раскованная фантазия не смогла бы перенести эти глаза, лицо и плечи в горячий мрак алькова. О нет, она не годилась для заразных бунинских сеновалов! Но ее легко можно было представить, например, на льду катка. В ее красоте было что-то отрезвляющее, что-то простое и чуть печальное; я говорю не о том декоративно-блудливом целомудрии, которое осточертело всем в Петербурге еще до войны, – нет, это было настоящее, естественное, осознающее себя совершенство, рядом с которым похоть становится скучна и пошла, как патриотизм городового.

Она поглядела на меня, повернулась к Чапаеву, и жемчуг сверкнул на ее обнаженной шее.

Это и есть наш новый комиссар? – спросила она.

Голос у нее был чуть глуховатый, но приятный. Чапаев кивнул.

Знакомьтесь, – сказал он. – Петр. Анна.

Я встал из-за стола, взял ее прохладную ладонь и хотел поднести к губам, но она не позволила мне сделать этого, ответив формальным рукопожатием в манере петербургских эмансипе. Я чуть задержал ее ладонь в своей.

*По В.О. Пелевину – российскому писателю, эссеисту, лауреату многочисленных литературных премий.



Грамматические задания

Вариант 1

Найдите и выпишите из текста слово, подходящее под правило: «В полных страдательных причастиях пишется -нн».

Сделайте синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Найдите и выпишите из текста слово со значением «Углубление в стене комнаты для кровати; ниша».

Определите тип речи первого абзаца, выпишите его название.

Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения, составьте его схему.





Вариант 2

Найдите и выпишите из текста слово, подходящее под правило: «В кратких страдательных причастиях пишется -н».

Сделайте синтаксический разбор сложного предложения, осложненного причастным оборотом.

Замените просторечное слово «осточертело» книжным нейтральным синонимом, исходя их контекста.

Определите тип речи второго абзаца, выпишите его название.

Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения, составьте его схему.







Критерии оценивания

Отметка

Условие

«5»

Выставляется в случае отсутствия ошибок, либо в случае 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибки, описки.

«4»

Выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

«3»

Выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

«2»

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок и более.



Ответы к грамматическим заданиям



1 вариант

2 вариант

1

Сформированную/обнаженной

Острижена

2

Она была острижена совсем короткоэто даже трудно было назвать прической.

(Сложное, бессоюзное, полное, распространенное, части БСП связаны интонацией обусловленности).

На ее еле сформированную грудь, (обтянутую темным бархатом), спускалась нитка крупных жемчужин; ее плечи были широкими и сильными, а бедра чуть узковатыми.

(Сложное, с различными видами связи – БСП и ССП; полное, распространенное, осложнено определением, выраженным причастным оборотом).

3

Альков

Надоело/ наскучило/опостылело.

4

Описание

Рассуждение с элементами описания

5

На ее еле сформированную грудь, обтянутую темным бархатом, спускалась нитка крупных жемчужин; ее плечи были широкими и сильными, а бедра чуть узковатыми/ В ее красоте было что-то отрезвляющее, что-то простое и чуть печальное; я говорю не о том декоративно-блудливом целомудрии, которое осточертело всем в Петербурге еще до войны, – нет, это было настоящее, естественное, осознающее себя совершенство, рядом с которым похоть становится скучна и пошла, как патриотизм городового.

[ - - -, (прич.обор.), ] ; [ и

], а [ ].


На ее еле сформированную грудь, обтянутую темным бархатом, спускалась нитка крупных жемчужин; ее плечи были широкими и сильными, а бедра чуть узковатыми/ В ее красоте было что-то отрезвляющее, что-то простое и чуть печальное; я говорю не о том декоративно-блудливом целомудрии, которое осточертело всем в Петербурге еще до войны, – нет, это было настоящее, естественное, осознающее себя совершенство, рядом с которым похоть становится скучна и пошла, как патриотизм городового.

[ - - -, (прич.обор.), ] ; [ и

], а [ ].






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.