Рабочая программа по русскому языку для 11 класса
Департамент образования
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п. ПУРПЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
11 б класс (базовый уровень)
Составитель: учитель русского языка и литературы Тюрина Вера Владимировна
2013 год
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с Методическим Советом школы Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
подготовки учащихся на основании государственного стандарта, типовой учебной программы.
Председатель МС Донцова Л.А., заместитель директора по образовательному процессу
Разработала Тюрина В.В., учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пурпе высшей квалификационной категории.
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для ХI класса создана на основе:
Закона РФ «Об образовании»;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089);
Закона об образовании ЯНАО;
Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год;
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) – М.: Дрофа, 2011.
Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) – М.: Дрофа, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
На изучение русского языка в ХI классе отводится 35 часов, то есть 1 час в неделю , в том числе
контрольных работ: 2;
уроков развития речи: 3.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; календарно – тематическое планирование; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Данная программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвязаны или интегрированы, поскольку процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного под-ходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Данная программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта:
Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Программы по русскому языку для 10-11 классов ОУ. – М.: Дрофа, 2011.
Раман, Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 11 кл, к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
письмо под диктовку;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
взаиморецензирование;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
выполнение практических заданий из КИМов;
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Формы и средства контроля
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями и др.), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка ХI класса
В результате изучения русского языка ученик должен
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
* связь языка и истории, культуры русского и других народов;
* смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
* основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
* орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
* адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
* использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
* осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
* осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
* извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
* свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
* передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
* использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
* создавать устное и письменное монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
* формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
* выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
* высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
* владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
* создавать устное высказывание на лингвистические темы;
* владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
* владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
* оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
* проводить разные виды языкового разбора;
* опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
* анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
* применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
* соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
* эффективно использовать языковые единицы в речи;
* соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
* участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
* фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Раздел III.
Учебно-тематический план
Разделы программы |
Количество часов, в т.ч. контрольных работ |
Развитие речи |
|
Повторение изученного в 10 классе |
5 |
1 |
1 |
Простое предложение |
8 |
1 |
1 |
Предложения с однородными членами |
4 |
||
Предложения с обособленными членами |
6 |
1 |
|
Вводные слова, обращения и междометия |
2 |
||
Сложносочиненное предложение |
1 |
||
Сложноподчиненное предложение |
2 |
||
Бессоюзное сложное предложение |
1 |
||
Прямая и косвенная речь |
1 |
||
Повторение изученного |
3 |
||
ИТОГО |
33, в т.ч. к.р. 3 |
2 |
Раздел IV.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
№ п/п |
Дата прове-дения |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Дом. задание |
|
Повторение изученного в 10 классе (5ч+1ч) |
||||||||
1. |
Повторение материала по орфографии. Правописание гласных в корне слова. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Орфограмма. Гласные и согласные звуки. Морфемы. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Чередующиеся корни. Условия чередования корней. Правописание гласных после шипящих и Ц. |
Знать: условия выбора проверяемых гласных в корне слова; обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными; классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них; алгоритм проверки орфограммы «Буквы О и Ё после шипящих и Ц»; условия выбора гласных И и Ы после шипящих и Ц. Уметь: различать проверяемые и чередующиеся безударные гласные в корнях слов; правильно писать слова с орфограммами-гласными в корне. |
Упр. 379 |
||
2. |
Правописание приставок. Правописание суффиксов имен существительных, прилагательных и причастий. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Буквы З и С на конце приставок. Буквы Ы и И после приставок на согласный. Правописание согласных на стыке приставки и корня. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. |
Знать: условия выбора букв З и С на конце приставок, гласных Ы и И после приставок на согласный; правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ, особенности сочетания согласных на стыке приставки и корня. Уметь: писать приставки в словах в соответствии с орфографическими нормами; использовать толковые и этимологические словари; выполнять морфемный разбор слов. Уметь: писать приставки в словах в соответствии с орфографическими нормами; использовать толковые и этимологические словари; выполнять морфемный разбор слов. Знать: условия выбора гласных в суффиксах существительных, прилагательных и причастий. Уметь: писать существительные в соответствии с орфографическими нормами; создавать устное монологическое высказывание на лингвистическую тему. Уметь: писать прилагательные в соответствии с орфографическими нормами; создавать монологическое высказывание в форме отзыва; анализировать изобразительно- выразительные средства в тексте. |
Упр. 382 |
||
3. |
Правописание Н и НН в словах разных частей речи. |
1 |
Повторит ельно-обобщающие уроки |
Правописание Н и НН в словах разных частей речи. |
Знать: условия написания Н и НН в словах разных частей речи Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими нормами. |
Упр. 321 |
||
4. |
Правописание НЕ и НИ со словами разных частей речи. |
1 |
Повторительно- обощающий урок |
Правописание НЕ и НИ со словами разных частей речи. |
Знать: условия написания НЕ и НИ в словах разных частей речи Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими нормами. |
Упр. 373 |
||
5 |
Административная контрольная работа по типу ЕГЭ (часть А). |
1 |
Урок контроля |
|||||
6. |
Развитие речи Сочинение-рассуждение по материалам ЕГЭ (часть С). |
1 |
Урок развития речи |
Построение сочинения-рассуждения с высказыванием собственного мнения. |
Уметь: строить собственное высказывание. |
Написать сочинение |
||
Простое предложение (8 ч+1ч) |
||||||||
7. |
Словосочетание. Синтаксис простого предложения. Односоставные и двусоставные предложения. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Выделение грамматической основы предложения, определение способов выражения подлежащего и сказуемого, типов сказуемых; определение условий постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении. Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения. |
Знать строение и значение словосочетаний; виды связи в словосочетаниях; порядок синтаксического разбора словосочетания; уметь определять связь в словосочетаниях, вид и тип связи. Знать признаки предложения, предикативная основа, виды простых предложений, способы выражения подлежащего и сказуемого, типов сказуемых; уметь определять типы предложений. Знать способы выражения главных членов предложения; виды предложений по характеру грамматической основы; уметь находить грамматическую основу, односоставные и двусоставные предложения. |
П. 65, Упр. 383 |
||
8. |
Типы односоставных предложений. Неполные предложения. Слова-предложения. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Повторение и обобщение знаний об односоставных предложениях. Определять неполные предложения; парцелляция; средства логического выделения слова; слова-предложения. |
Знать виды предложений по характеру грамматической основы; уметь различать типы односоставных предложений. Уметь различать двусоставные неполные от односоставных полных предложений. |
П.66, Упр. 391 |
||
9. |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым. |
Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. |
П.67, Упр. 392 |
||
10. |
Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемых. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым. Типы сказуемых. |
Знать способы выражения главных членов предложения; виды предложений по характеру грамматической основы; уметь находить грамматическую основу. Уметь определять тип сказуемого. |
П.68, Упр. 394 |
||
11. |
Второстепенные члены предложения. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Признаки определения, дополнения, обстоятельства, способы их выражения; многозначность второстепенных членов. |
Знать признаки определения, дополнения, обстоятельства, способы их выражения; многозначность второстепенных членов; уметь находить второстепенные члены в предложениях. |
П.69, Упр. 396 |
||
12. |
Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению. |
Знать особенности употребления дополнения в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием и уметь применять в письменной и устной речи. Знать особенности управления при словах, близких по значению, уметь использовать на практике. |
П. 70, Упр. 400 |
||
13. |
Падеж определений, включенных в сочетание, состоящее из числительного два, три, четыре и существительного в родительном падеже. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Падеж определений, включенных в сочетание, состоящее из числительного два, три, четыре и существительного в родительном падеже. |
Уметь определять падеж определений, включенных в сочетание, состоящее из числительного два, три, четыре и существительного в родительном падеже, правильно строить предложения с такими конструкциями. |
П. 71, Упр. 401 |
||
14. |
Контрольная работа по теме «Простое предложение». |
1 |
Урок контроля |
Морфологические признаки частей речи, синтаксис словосочетания и предложения. |
Уметь выполнять фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы. |
|||
15. |
Развитие речи Сочинение-рассуждение по материалам ЕГЭ (часть С). |
1 |
Урок развития речи |
Построение сочинения-рассуждения с высказыванием собственного мнения. |
Уметь: строить собственное высказывание. |
Написать сочинение |
||
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (4ч) |
||||||||
16. |
Простое и сложное предложения. Основные случаи постановки запятой в простом и сложном предложениях. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений, пунктуация в простом и сложном предложениях. |
Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять в них грамматические основы, характеризовать предложение по количеству грамматических основ, владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации. |
П. 72, Упр. 405 |
||
17. |
Бессоюзие. Многосоюзие. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Бессоюзие, многосоюзие. |
Знать художественные функции бессоюзия и многосоюзия, уметь правильно использовать эти приемы и расставлять знаки препинания в предложениях с такими синтаксическими средствами выразительности. |
П. 72, Упр. 401 |
||
18.
|
Знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. |
Уметь опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими ряда-ми однородных членов. Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. |
П. 71, Упр. 408 |
||
19. |
Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Однородные и неоднородные определения. Основные способы согласования в предложениях с однородными членами. |
Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. Знать основные способы согласования в предложениях с однородными членами, уметь правильно использовать в письменной и устной речи. |
П. 73, Упр. 411 |
||
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (6ч) |
||||||||
20. |
Обособление согласованных и несогласованных определений. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них. |
Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. |
П. 75, Упр. 417 |
||
21. |
Обособление приложений и дополнений. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Обособление приложений и дополнений. Выделительные знаки препинания при них. |
Уметь опознавать приложения и дополнения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать их в разных стилях и текстах речи. |
П. 77, Упр. 422 |
||
22. |
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. |
Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, находить деепричастные обороты, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств. |
П. 78, Упр. 427 |
||
23. |
Контрольная работа по теме ««Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения». |
1 |
Урок контроля |
Морфологические признаки частей речи, синтаксис словосочетания и предложения. |
Уметь выполнять фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы. |
|||
24. |
Уточняющие члены предложения. Пояснительные члены предложения. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Пояснительные члены предложения. |
Иметь представление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания. Иметь представление о пояснительных членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать пояснительные члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания |
П. 79, Упр. 431 |
||
25. |
Сравнительные обороты. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. |
Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи. |
П. 80, Упр. 435 |
||
ВВОДНЫЕ СЛОВА, ОБРАЩЕНИЯ И МЕЖДОМЕТИЯ (2 ч) |
||||||||
26. |
Вводные слова и словосочетания. Вводные и вставные предложения. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Вводные конструкции, их группы по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Вводные и вставные конструкции, их группы по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. |
Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений, производить синонимическую вводных слов. Знать группы вводных конструкций по значению, уметь правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями. |
П. 81, Упр. 440 |
||
27. |
|
Обращение. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. |
Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. |
П. 82, Упр. 444 |
|
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
||||||||
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1 ч) |
||||||||
28. |
Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в ССП. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами. Знаки препинания в ССП. |
Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность; соединительные союзы); противительные отношения (противоположность, несовместимость; противительные союзы); разделительные отношения (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение; разделительные союзы). Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи его частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать ССП с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И; правильно расставлять знаки препинания в ССП. |
П. 83 Упр. 451 |
||
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 ч) |
||||||||
29. |
СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Место придаточного в СПП. Средства связи СПП. Знаки препинания в СПП. |
Знать функции знаков препинания; место придаточного предложения, виды придаточных предложений; уметь определять виды придаточных предложений. |
П. 84-85, Упр. 463 |
||
30.. |
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с двумя или несколькими придаточными. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Место придаточного в СПП. Средства связи СПП. Знаки препинания в СПП. Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное, однородное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимическая замена предложений. |
Знать функции знаков препинания; место придаточного предложения, виды придаточных предложений; уметь определять виды придаточных предложений. Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов, правильно расставлять знаки препинания |
П. 85-86, Упр. 471 |
||
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1 ч) |
||||||||
31. |
Двоеточие в БСП. Тире в БСП. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. |
Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП. Знать условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП. |
П.88, Упр. 479 |
||
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (1 ч) |
||||||||
32.. |
Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. |
1 |
Уроки усвоения новых знаний |
Предложения с прямой речью, пунктуация в них. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. |
Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. Знать понятие "косвенная речь", уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи. Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. |
П. 90-91, Упр. 487 |
||
ПОВТОРЕНИЕ (3 ч) |
||||||||
33. |
Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Орфография. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Орфоэпические нормы и нормы письма. |
Уметь делать сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий. Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы, опознавать орфограммы, выбор которых зависит от лексического значения. |
Решение тестов ЕГЭ |
||
34. |
Морфемика. Словообразование. Орфография. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Морфемы, передающие информацию о слове. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. |
Уметь использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания. |
Решение тестов ЕГЭ |
||
35. |
Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. |
1 |
Повторительно-обобщающие уроки Повторительно-обобщающий урок |
Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. Синтаксис и пунктуация предложения и словосочетания. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных и сложных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них. |
Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий. Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами. |
Решение тестов ЕГЭ |
Раздел V.
Содержание тем учебного курса
Повторение изученного в 5-10 классах
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Буквы о, ё, е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях слов разных частей речи. Правописание частиц, различение частиц не и ни. Правописание гласных в суффиксах глаголов и причастий. Гласные буквы перед суффиксами глаголов, причастий и деепричастий. Правописание гласных в суффиксах глаголов и причастий. Правописание наречий и наречных выражений. Правописание предлогов. Правописание союзов.
Синтаксис и пунктуация
Основные принципы русской пунктуации.
Простое предложение
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения.
Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.
Особенности употребления второстепенных членов предложения.
Запятая в простом и сложном предложениях
Обобщение. Запятая как знак разделения или выделения в простом и сложном предложениях.
Однородные члены предложения
Однородные главные и второстепенные члены. Многосоюзие и бессоюзие. Двойные и повторяющиеся союзы.
Углубление понятия об однородности определений.
Дефис между парными сочетаниями синонимического или антонимического характера (хлеб-соль, имя-отчество, вверх-вниз).
Тире при противопоставлении однородных членов предложения или для усиления выразительности.
Знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах. Тире после обобщающего слова, если однородные члены носят характер уточнения или приложения.
Совершенствование умений строить и употреблять в речи простые распространенные и нераспространенные предложения с прямым и обратным порядком второстепенных членов. Умение пользоваться согласованными и несогласованными определениями, находить однородность.
Обособление второстепенных членов предложения
Обособление согласованных и несогласованных определений
Повторение сведений об обособлении согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями с зависимыми словами; одиночных и распространенных определений, относящихся к личному местоимению.
Углубление материала:
- обособление одиночных или распространенных определений, если они оторваны от определяемого существительного другими членами предложения;
- обособление нераспространенных определений, стоящих после определяемого слова, которому предшествует определение;
- обособление несогласованных определений, относящихся к имени собственному, личному местоимению, названиям лиц по степени родства, профессии и т. п.
Обособление приложений и дополнений
Сходство правил обособления определений и приложений, относящихся к личному местоимению, имени собственному.
Тире при обособлении приложений, если:
- приложение носит характер уточнения или пояснения;
- приложение стоит в конце предложения и подчеркивается его самостоятельность.
Обособление дополнений с предлогами кроме, вместо, сверх, за исключением, наряду.
Обособление обстоятельств
Повторение. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. Культура речи: главное и добавочное действие при одном подлежащем.
Переход деепричастия в другие части речи (наречие, предлог). Отсутствие запятых при деепричастном обороте, если:
- деепричастие утратило глагольное значение;
- представляет собой фразеологизм;
- выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством;
- перед деепричастным оборотом есть усилительная частица И.
Обособление одиночных деепричастий в зависимости от места по отношению к глаголу-сказуемому.
Обособление или необособление одиночного деепричастия в зависимости от лексического значения глагола.
Обособление обстоятельств, в конструкцию которых входят существительные с предлогами ввиду, во избежание, вопреки, в зависимости, в связи, вследствие, в силу, в случае и др. Зависимость обособления от распространенности оборота, его места в предложении, смысловых оттенков.
Уточняющие члены предложения
Понятие об уточняющих членах предложения. Разнообразие видов уточняющих членов предложения. Знаки для выделения уточняющих членов: запятые, тире и скобки, если уточняющие члены предложения имеют характер пояснения.
Пояснительные члены предложения
Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения. Знаки препинания при пояснительных членах предложения, перед которыми стоят слова именно, а именно, то есть. Замена союза то есть союзом или. Умение отличать разделительный союз или (или-или) и пояснительный или (то есть).
Обособление слов вернее, точнее, скорее, иначе как вводных, если они придают высказыванию уточняющий или поясняющий характер.
Умение соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными и обособленными членами предложения. Умение ставить знаки препинания при них. Умение заменить простые предложения с обособленными членами сложными предложениями.
Вводные слова, словосочетания и предложения
Повторение изученного об основных группах вводных слов, вводных словосочетаниях и предложениях. Знаки препинания для их выделения. Углубление материала - вводные слова, выражающие:
- призыв к собеседнику, читателю (видишь, видите, пойми, поймите, поверь, послушай, вообрази, представь себе и др.);
- оценку меры (самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений);
- степень обычности (бывает, бывало, случалось, случается, как всегда, как обычно и др.);
- экспрессивность высказывания (по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, сказать по чести, честно говоря и др.).
Выделение вводных слов: наконец в зависимости от роли в предложении, однако - от места расположения в предложении.
Выделение вводных слов в обособленных оборотах, отсутствие знаков, если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота.
Наречия, частицы, союзы, которые не являются вводными словами (авось, буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вот, вряд ли, все-таки, даже, исключительно, именно и др.).
Вставные предложения
Употребление тире или скобок для выделения вставных предложений. Перенос знака, стоящего на месте разрыва предложения, за скобки.
Использование вводных слов, словосочетаний, вводных предложений и конструкций в различных стилях речи. Умение пользоваться вводными словами-синонимами.
Обращение
Распространенные и нераспространенные обращения. Усилительная частица О и междометие О при обращении. Распространенное обращение, разорванное другими словами. Несколько обращений к одному лицу.
Умение употреблять обращения в разных стилях речи, выделять знаками препинания в письменной речи.
Сравнительный оборот
Совершенствование навыка определения подлежащего и сказуемого в предложениях.
Роль сравнительного оборота - уподобление. Обязательное выделение сравнительного оборота, если в основной части предложения имеются указательные слова (так, такой, такие, столь, тот) или оборот начинается словами как и.
Сравнительный оборот в роли сказуемого или в составном именном сказуемом.
Отсутствие запятых при сравнительном обороте, если:
- ему предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, просто, прямо;
- является устойчивым сочетанием;
- союз как имеет значение "в качестве".
Умение строить предложения со сравнительными оборотами, выделять их знаками препинания, отличать от придаточных сравнительных.
Сложные предложения
Знаки препинания для разделения простых предложений в составе союзного сложного
Отличие простых предложений с однородными членами от сложносочиненных. Совершенствование умения употреблять в устной и письменной речи ССП с различными сочинительными союзами.
Наличие общего элемента в ССП (общего второстепенного члена; главного, придаточного и поясняемого предложений; вводного слова, словосочетания или предложения; побудительной частицы, интонации).
Назывные и безличные предложения в составе ССП. Безличные предложения с синонимичными и несинонимичными конструкциями сказуемых в составе ССП. Роль одиночных и повторяющихся союзов для постановки знака препинания в ССП с общим элементом.
Тире в ССП для обозначения противопоставления или неожиданного присоединения.
Отличительные признаки СПП. Совершенствование навыка составления и употребления в речи СПП с разными видами придаточных предложений. Совершенствование навыков чтения, выделения по смыслу и знаками препинания частей СПП.
Отсутствие запятой между главным и придаточным предложениями, если:
- перед подчинительным союзом стоят частицы не, ни, и;
- придаточное предложение состоит только из союзного слова.
Двоеточие в простом и сложном предложениях
Систематизация изученных правил. Предупредительная интонация при употреблении двоеточия в тексте.
Обязательная постановка двоеточия в БСП, если в первой части имеются указательные слова или глаголы видеть, слышать, знать, понимать, оглянуться, почувствовать и др., посредством которых делается предупреждение о последующем изложении факта, описания, разъяснении причин и т. п.
Двоеточие в БСП при прямом вопросе. Двоеточие в СПП, если придаточному предшествует предупредительная интонация.
Двоеточие в заголовках газетных статей, названиях.
Синонимия союзных и бессоюзных предложений, умение пользоваться знаками препинания в соответствии с типом предложения.
Тире в простом и сложном предложениях
Систематизация изученных правил: тире для обозначения пропуска слов, противопоставления, оформления выводов, выражения внезапности, неожиданности результата.
Тире между подлежащим и сказуемым. Употребление на месте глагола-связки наречий, союзов, вводных слов. Совершенствование умений употреблять в речи СБП.
Синонимия союзных и бессоюзных предложений. Умение выбирать знаки препинания, соответствующие типу предложения.
Тире в СПП, в котором придаточное предшествует главному, при параллелизме структур.
Трудные случаи постановки знаков препинания. Запятые на стыке нескольких союзов
Запятая и тире в СПП в качестве единого знака - в периоде, для обозначения распадения, перед повторяющимся словом для связи частей предложения.
Предложения со сложными конструкциями и цельными по смыслу выражениями с глаголами хотеть, быть, найти (найтись), остаться и др.
Варианты постановки знаков препинания
Умение составлять синонимичные конструкции и употреблять их в речи, ставить необходимые знаки препинания. Умение выразительно читать тексты, соблюдать правильную интонацию.
Развитие речи
Обогащение словарного запаса обучающихся. Освоение фразеологических оборотов, крылатых выражений. Употребление терминов общественно-политической лексики.
Составление планов, тезисов, конспектов статей научного и публицистического стилей, умение подготовить конспект. Доклады, рефераты на лингвистические темы. Работа с сочинениями разных жанров. Умение анализировать тему и избирать вид и жанр работы. Творческие работы на историко-литературные, нравственные, этические темы, сочинения-миниатюры, лирические зарисовки.
Монологические высказывания на предложенную тему. Умение вести диалог, дискуссию, аргументировать сформулированный тезис, отстаивать свое мнение.
Деловые бумаги.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся
Антонова С.В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая
тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. –М. : Вентана-Граф, 2013.
Антонова С.В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений /С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. –М. : Вентана-Граф, 2013.
Антонова С.В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. –М.: Вентана-Граф, 2013.
Антонова С.В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. –М.: Вентана-Граф, 2013.
Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С.И. Райский. - М.: Новый учебник, 2012
Войлова К.А. Русский язык. Культура речи: тематическая тетрадь/К. А. Войлова.-М.: Дрофа, 2012.
Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/Ю. Н.Гостева, В. В. Львов. - М.: Экзамен, 2012.
Дунаев А.И. Культура речи: тестовые задания для абитуриентов и школьников/А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2011.
Козловская М.В. Русский язык. Анализ текста: пособие для подготовки к Единому государственному экзамену/М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб.: САГА : Азбука-классика, 2012.
Мазнева О.А. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: пособие для старшеклассников/О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М. : Дрофа, 2009.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы/А. Б. Малюшкин. -М. : ТЦ «Сфера», 2012.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматика. Речь. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2012.
Русский язык. Решение сложных задач /авт.-сост. Ю. Н. Гостева [и др.]. - М. : Интеллект-центр, 2013. - (Отличник ЕГЭ).
Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2013: Русский язык/авт.-сост.
И. П. Цыбулько [и др.]. -М. : Астрель, 2013.
Для учителя
1. Багге М.Б. ЕГЭ. Русский язык: Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение, 2013.
2.Баронова М.М. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2013.
3. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. – С.-Петербург: Паритет, 2011.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М , 2011.
5. Единый государственный экзамен. 2012. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/сост. В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, И, П. Цыбулько. - М. : Интеллект-Центр, 2012.
6.ЕГЭ 2012. Русский язык: сборник экзаменационных материалов/авт.-сост. И. П. Цыбулько [и др.].-М. : Эксмо, 2012.
7. Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2010.
8. Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2012.
9.Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 11 кл: к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Четко / Т. В. Раман. -М.: Экзамен XXI, 2011. - (Серия «Учебно-методический комплект»).
10. Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2013.
11. Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко/авт.-сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград : Учитель, 2013.
Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку /И. П. Цыбулько [и др.]. -М. : ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2012.
Чешко Л. А./ Раман Т. В. - М.: Экзамен XXI, 2012. - (Серия «Учебно-методический комплект»).
Школьные словари русского языка
Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографи-ческий словарь русского языка. — М., 1981.
Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Мультимедийные пособия
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета».
Подготовка к ЕГЭ. Русский язык: система подготовки. Тренировочные задания. Ответы и решения/сост. А.В. Борзенков [и др- Волгоград: Учитель, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Абитуриентам и старшеклассникам).
Русский язык. 10-11 классы. Тематические тесты. Редактор тестов/сост. Н. М. Божко [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Сетевой тестовый контроль).
Русский язык. 10-11 классы: материалы к урокам, тестовый контроль, дидактические материалы/Л. Н. Козырева, Т. В. Черницына. – Волгоград: Учитель, 2011. - 1 электрон, опт.диск (CD-ROM). - (Учебно-методический комплекс).
Русский язык. 10-11 классы: тесты для учащихся/сост. Н. М. Божко [и др.]. – Волгоград. Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Проверь себя. Тесты).
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета