Разработка диагностического инструментария по литературе в 5 классе
Спецификация контрольно – измерительных материалов для проведения в 2018/2019 учебном году промежуточной аттестации по литературе в 5 классе
Назначение КИМ:
Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 5 класса.
Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Документы, определяющие содержание КИМ
Федеральный государственный стандарт основного общего образования утвержденный Минобрнауки России №1897 от 17 декабря 2010 г. с изменениями приказ Минобрнауки от 29.12.2014 г. №1644, от 31 декабря 2015 года №1577.
Основная общеобразовательная программа основного общего образования БОУ «Чекрушанская СОШ».
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Объектами проверки выступают элементы содержания, а также умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Предлагаемый комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки. Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.
Структура КИМ
Содержание промежуточной аттестации охватывает учебный материал, изученный в течение года.
Составлено 2 варианта диагностической работы. Работа состоит из 2 частей. Первая часть представляет собой тест из 24 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из трех предложенных, либо нахождение указанных соответствий. Вторая часть содержит 1 вопрос, который требует развернутого ответа.
Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа.
Задание считается невыполненным в следующих случаях:
а) указан номер неправильного ответа;
б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;
в) номер ответа не указан.
Ответы на задания в части 2 работы записываются обучающимися самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится на основе специально разработанной системы критериев.
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Часть работы |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 37 |
1 |
24 |
24 |
66% |
2 |
1 |
13 |
34% |
ИТОГО |
100% |
Распределение заданий КИМ по содержанию и видам деятельности
Вид деятельности |
№ заданий |
Знание изученных теоретико-литературных понятий |
1,2, 4,5 |
Умение находить соответствия (между автором и произведением; между автором и годами жизни |
3,7 |
Знание содержания изученных литературных произведений |
6,8-19,24 |
Знание основных фактов жизни и творческого пути писателей и поэтов |
20-23 |
Создание связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка |
Часть 2 |
Таблица 2. Распределение заданий по разделам курса литературы
№ |
Название раздела |
Число заданий |
Максимальный балл |
1 |
Основные теоретико-литературные понятия |
4 |
4 |
2 |
Из русской литературы первой половины XIX в. |
6 |
6 |
3 |
Из русской литературы второй половины XIX в |
5 |
5 |
4 |
Из русской литературы XX в. |
7 |
6 |
5 |
Из зарубежной литературы |
3 |
3 |
ИТОГО |
25 |
37 |
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 37 |
Базовый |
21 |
21 |
57% |
Повышенный |
4 |
16 |
43% |
ИТОГО |
25 |
37 |
100% |
Продолжительность выполнения контрольной работы
Время выполнения работы – 45 минут.
Дополнительное оборудование не требуется.
Система оценивания выполнения заданий и работы в целом
Отметка по пятибалльной системе |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Баллы |
0-14 |
19-27 |
28-33 |
34-37 |
Правильность выполнения каждого задания первой части (1-24 вопрос) оценивается 1 тестовым баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 24 тестовых задания первой части работы, - 24 балла.
За задание второй части выставляется от 0 до 13 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 37 баллов.
План варианта КИМ для проведения диагностической работы
Уровень сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный
№ |
Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору |
Коды требований к уровню подготовки по кодификатору |
Уровень сложности |
Максимальный балл за выполнение задания |
Примерное время выполнения задания в минутах |
1 |
1.3 |
1.4 |
Б |
1 |
1 |
2 |
1.3 |
1.4 |
Б |
1 |
1 |
3 |
1.1 |
1.4 |
П |
1 |
2-3 |
4 |
1.6 |
1.4 |
П |
1 |
1-2 |
5 |
1.4 |
1.1 |
Б |
1 |
1 |
6 |
3.3 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
7 |
2.2, 2.3, 2.4, 3.3, |
1.3 |
П |
1 |
2-3 |
8 |
3.2, 3.3 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
9 |
3.6, 4.3, 4.4 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
10 |
3.6, 4.6 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
11 |
4.6, 3.4, 4.7 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
12 |
2.4, 4.3,4.6 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
13 |
2.3, 3.2, 4.8 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
14 |
4.2, 5.3 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
15 |
2.4, 3.5,4.6 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
16 |
3.4, 4.7, 5.2 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
17 |
2.1, 3.4, 5.1 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
18 |
2.3, 5.1 |
2.2 |
Б |
1 |
1 |
19 |
4.3, 2.4, 5.2 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
20 |
2.2, 2.3 |
1.3 |
Б |
1 |
1 |
21 |
2.2, 3.4 |
1.3 |
Б |
1 |
1 |
22 |
5.2,5.3, 5.4 |
1.3 |
Б |
1 |
1 |
23 |
5.5 |
1.2 |
Б |
1 |
1 |
24 |
5.2 |
1.3 |
Б |
1 |
1 |
25 |
4.2 |
3.1 |
П |
13 |
10-15 |
Кодификатор элементов содержаний и требований к уровню подготовки обучающихся 5 класса для проведения в 2018/2019 учебном году промежуточной аттестации по литературе
Перечень элементов содержания, проверяемых в ходе выполнения работы
Код КЭС |
Контролируемые элементы содержания (КЭС) |
1 |
Основные теоретико-литературные понятия |
1.1 |
Художественная литература как искусство слова |
1.2 |
Художественный образ |
1.3 |
Фольклор. Жанры фольклора |
1.4 |
Литературные роды и жанры |
1.5 |
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия; экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
1.6 |
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение |
2. |
Из русской литературы первой половины XIX века |
2.1 |
И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица» |
2.2 |
В.А. Жуковский «Спящая царевна» |
2.3 |
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Няне», пролог к поэме «Руслан и Людмила» ( «У Лукоморья дуб зеленый …», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…» |
2.4 |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» |
2.5 |
Н.В.Гоголь. «Заколдованное место» |
3. |
Из русской литературы второй половины XIX века |
3.1 |
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится» |
3.2 |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» |
3.3 |
И.С. Тургенев «Муму» |
3.4 |
Н.А. Некрасов. Стихотворения «На Волге», «Крестьянские дети», поэма «Мороз, Красный нос» (отрывок) |
3.5 |
А.П. Чехов «Хирургия» |
3.6 |
А. Погорельский «Черная Курица, или подземные жители» |
4. |
Из русской литературы XX века |
4.1 |
И.А. Бунин «Косцы» |
4.2 |
В.Г. Короленко «В дурном обществе» |
4.2 |
С.А. Есенин. Лирика |
4.3 |
П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» |
4.4 |
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» |
4.5 |
В.М. Гаршин «Attalea princes» |
4.6 |
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы» |
4.7 |
В.П. Астафьев «Васюткино озеро» |
4.8 |
Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» |
4.9 |
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» |
4.10 |
А.П. Платонов «Никита» |
4.11 |
Н.М. Рубцов «Родная деревня» |
5. |
Из зарубежной литературы |
5.1 |
Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» |
5.2 |
Д.Дефо «Робинзон Крузо» |
5.3 |
Х.К. Андерсен «Снежная Королева» |
5.4 |
Ж.Санд «О чем говорят цветы» |
5.5 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
Перечень умений, проверяемых заданиями диагностической работы
Код требований |
Умения, проверяемые заданиями |
1 |
знать/понимать: |
1.1 |
образную природу словесного искусства; |
1.2 |
содержание изученных литературных произведений; |
1.3 |
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов |
1.4 |
изученные теоретико-литературные понятия; |
2 |
уметь: |
2.1 |
находить соответствия (между автором и произведением; между автором и годами жизни; |
3 |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
3.1 |
создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка |
Вариант I
Часть 1
Фольклор – это …
а) устное народное творчество; б) сказки, придуманные народом;
в) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) басня; б) загадка; в) прибаутка
3. Соотнесите понятие и определение.
а) слово 1) особая, специфически организованная речь, выражающая чувства в стихотворной, ритмической форме;
б) стихотворение 2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли, служит средством общения между людьми;
в) поэзия 3) один из популярных жанров фольклора; вид повествования с фантастическим вымыслом;
г) сказка 4) небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.
4. В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом
5. Кто является родоначальником жанра басни?
а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен
6. Татьяна в произведении И.С. Тургенева «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она ценила его доброту, в знак благодарности
7. По датам жизни определите писателя
1. 1769 – 1844 А) А.С. Пушкин
2. 1814 – 1841 Б) Н.В. Гоголь
3. 1799 – 1937 В) И.С. Тургенев
4. 1809 – 1852 Г) М.Ю. Лермонтов
5. 1818 – 1910 Д) И.А. Крылов
6. 1828 – 1910 Е) Л.Н. Толстой
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент
« Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я Маршак « Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Черная Курица, или Подземные жители»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
А) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; б) А. Погорельский «Черная Курица, ил Подземный жители»; в)К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветлтвой».
А) К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»; б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
В) Н.А. Некрасов «На Волге»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит. Одним словом, артуть – девка».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»;
в) А. Погорельский «Черная Курица, или Подземные жители»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдет от крепости, татары убьют, или уведут в горы».
А) М.Ю. Лермонтов «Бородино» б) Саша Черный «Кавказский пленник»
В) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
А) Г.К. Андерсен « Снежная Королева» б) В.Г. Короленко « В дурном обществе»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с касторовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своем одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слезы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» б) Н.А. Некрасов « Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов « Ворона и Лисица»
18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Да, вот выговорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
20. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов в) М.В. Ломоносов
21. Автором стихотворения «На Волге» является:
а) Пушкин А.С. б) Жуковский В.А. в) Некрасов Н.А.
22. Кто автор произведения «О чем говорят цветы?»
а) Г.К. Андерсен « б) Д. Дефо в) Ж. Санд
23. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединенных штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
а) пиратами Карибского моря; б) разбойниками Шервудского леса;
в) вождями индейского племени
24. Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?
а) 60
б) 50
в) 70
Часть 2.
Как менялся характер Васи в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»во время дружбы с Валеком и Марусей? Дайте развернутый ответ. (4-5 предложений)
Вариант II
Часть 1
Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) сказка б) роман в) пословица
2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло; б) жизнь – смерть; в) природа – цивилизация
3. Соотнесите понятие и определение
а) пословица 1) устное народное творчество, народная мудрость;
б) фольклор 2) один из популярных жанров фольклора; вид повествования с фантастическим вымыслом;
в) сказка 3) особая, специфически организованная речь, выражающая чувства в стихотворной, ритмической форме;
г) поэзия 4) краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл
4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения:
Завязка; развязка; пролог; эпилог; развитие действия; экспозиция; кульминация.
5.В стихотворении «Зима недаром злится» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
А) метафорой б) сравнением в) эпитетом
6. Соотнесите автора и название произведения:
1) И.А. Бунин А) «Низкий дом с голубыми ставнями…»
2) С.А. Есенин Б) «Косцы»
3) Н.В. Гоголь В) «У Лукоморья дуб зеленый…»
4) А.С. Пушкин Г) «Заколдованное место»
5) М.Ю. Лермонтов Д) «Бородино»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него …»
А) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
В) И.С. Тургенев «Муму»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».
А) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
В) В.М. Гаршин «Attalea princes»
9. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
А) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» в) «Царевна – лягушка»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Тайга … Тайга … Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».
А) К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
В) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».
а) А.П. Платонов «Никита»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца…
а) Н.А. Некрасов «На Волге»
б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».
а) В.М. Гаршин «Attalea princeps»
б) А.П. Платонов «Никита»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
18. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.
а) М.В. Ломоносов
б) М.Ю. Лермонтов
в) В.А. Жуковский
19. К истории какой страны обращается Р.Л.Стивенсон в своем произведении "Вересковый мед"?
а) Англия
б) Шотландия
в) Дания
20. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
а) Ярослав
б) Елисей
в) Алексей
21. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
22. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
23. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».
а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
24. Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?
а) 60
б) 50
в) 70
Часть 2.
В чём заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? Дайте развернутый ответ. (4-5 предложений)