Разработка домашнего задания к уроку музыки в 5 классе «Архитектура и музыка»
Голышева Ю.А.
Пояснительная записка
1 |
Тема домашнего задания |
Архитектура и музыка |
2 |
Класс |
5 |
3 |
Цель |
Закрепление знаний об элементах музыкальной выразительности, |
4 |
Степень сложности |
Высокий, средний |
5 |
Тип задания |
индивидуальное |
6 |
Время выполнения |
30 мин |
7 |
Инструкция к выполнению |
Учащиеся самостоятельно выбирают понравившееся знаменитое архитектурное сооружение своего города и при помощи таблицы (составленной на уроке) стараются описать здание, используя элементы муз. речи (высокий уровень); или подбирают изображения к каждому элементу музыкального языка (из таблицы). |
8 |
Оптимальный способ проверки |
Коллективная оценка, дискуссия - подборки изображений; ответ у доски -эссе. |
Разработка домашнего задания к уроку музыки в 5 классе
на тему "Музыка и архитектура"
Тема полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”.
Тип урока: виртуальная экскурсия.
Форма урока: интегрированный урок.
Ведущий метод: проблемно-поисковый.
Цель: поиск связей между различными сферами искусства на примере единства (синтеза) музыки и архитектуры.
Задачи.
Образовательные:
определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;
рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке;
подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.
Развивающие:
развивать способность наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;
Воспитывающие:
формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;
способствовать патриотическому воспитанию учащихся;
В процессе урока учитель и учащиеся находят соответствия между элементами музыкальной речи и средствами выразительности в архитектуре и составляют таблицу:
мелодия (музыкальная мысль) – плавные, “певучие” линии, очертания здания;
гармония (консонанс, диссонанс) –“благозвучие”, красивое сочетание, всего “в меру”;
ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;
лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним;
тембр (окраска звука) – особый национальный колорит здания;
темп (движение) – отражение происходящего вокруг здания;
регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;
динамика (громкость) – яркость, "звучание" здания в окружающем ландшафте
звуковедение (плавно, отрывисто, резко) – сочетание в здании плавных линий, переходов или острые шпили, детали в отделке и ступенях;
орнаментика (украшения) – декор здания;
форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.
Сравнивая музыку и архитектуру учащиеся приходят к выводу о сходстве, единстве природы этих двух искусств.
По итогам урока, учащимся предлагается выполнить домашнее задание:
1)Подготовить эссе о музыкальности архитектуры нашего города, описать одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи
2)или подобрать иллюстративный ряд (фото архитектурных сооружений нашего города), наиболее ярко соответствующие элементам музыкальной речи (не менее 5)
Лапина Светлана Александровна