Урок музыки в 3 классе «Музыка и природа»
Тема: МУЗЫКА И ПРИРОДА
3 класс
Автор: Задворнова Светлана Петровна
учитель начальных классов
Республика Татарстан
Пестречинский район
МБОУ «Кулаевская СОШ»
Педагогические цели | Способствовать закреплению понятий, полученных ранее, развитию умений называть произведения различных музыкальных жанров, особенности музыкального почерка Э.Грига и П.И.Чайковского; содействовать развитию умений строить свои рассуждения при прослушивании музыки. |
Тип урока | Освоение нового материала |
Проблема урока | Что общего в музыке Э. Грига и П.И. Чайковского? Могут ли иссякнуть мелодии? |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомить учащихся с норвежским композитором Э.Григом и русским композитором П.И.Чайковским; развивать творческое воображение детей, их фантазию, умение высказывать своё мнение о музыкальных впечатлениях; прививать любовь и интерес к музыке зарубежных и русских композиторов-классиков; развивать творческие способности; уметь анализировать музыкальные произведения, развивать вокально-хоровые навыки, расширять музыкальный кругозор. |
Личностные результаты | Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений; владеют навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия | Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов; выполнять действия в устной форме. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал интернета и сведения, полученные от взрослых; передавать свои впечатления. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления о музыке; работать в группе, принимать участие в импровизациях, в обсуждении музыкальных впечатлений. |
Основное содержание темы | Музыкальная речь, композиторская музыка, выразительность музыки |
Образовательные ресурсы | Презентация по теме урока, содержащая репродукции картин и портреты композиторов, работы детей к произведению Сергея Прокофьева «Шествие солнца». |
Музыкальный материал | Скрипка ученика, «Утро» (Э.Григ), «Утренняя молитва» (П.И.Чайковский), С.Прокофьев «Шествие солнца», песни о природе и по выбору детей. |
Организационная структура урока
Этапы мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |||
I. Организаци- онный этап | -Ребята, сядьте поудобнее. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? -Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу! Слайд 1 | Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности. | Фронтальная. Наблюдение. |
II.Актуализация | -Посмотрите внимательно на картины (показ картин) Слайды 2-6 -Что на них изображено? Что объединяет эти картины? -С каким известным композитором и его произведением мы познакомились на прошлом уроке? -Давайте ещё раз прослушаем произведение Сергея Прокофьева «Шествие солнца», которое нам исполнит на скрипке ваш одноклассник, Самир и рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали к этому произведению. Слайд 7 -А сейчас я вам предлагаю послушать ещё одно произведение С.Прокофьева и определить его музыкальный жанр. | Рассматривают картины. Рассуждают, высказывают своё мнение, обосновывают его. Делают предположения. | Проявляют интерес к учебному материалу; овладевают знаниями моральных норм поведения; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся. Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем. | Фронтальная. Индивидуальная. Устный опрос, работа с репродукциями. |
III.Постановка цели и задач мероприятия. Мотивация. | Слайд 8 -Тема нашего сегодняшнего мероприятия- «Природа и музыка». Как вы её понимаете? -Кто, по вашему мнению, может быть певцом природы? -Как вы думаете, какие произведения мы сегодня будем слушать? Какие цели вы для себя ставите? | Слушают учителя. Рассуждают. Высказывают предположения, размышляют, слушают окружающих. | Формулируют и принимают учебную задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Фронтальная. Устный опрос. |
IV.Первичное закрепление | -Предлагаю вам послушать произведение норвежского композитора Э.Грига «Утро». Слайды 9-10 -Кого или что вы могли представить под эту музыку? - А теперь давайте послушаем об этом композиторе, что вы нам подготовили. | Слушают произведение. Высказывают своё мнение. Рассуждают. Слушают одноклассников | Планируют и осуществляют свои действия с поставленной задачей. Извлекают информацию. Осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия; осознанно строят речевые высказывания о содержании, характере муз.произведений; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Выражают положительное отношение к процессу познания. | Фронтальная. Индивидуальная. Устный опрос, слушание, работа с учебником |
V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | А сейчас мы послушаем ещё одно произведение русского композитора П.И.Чайковского, который очень любил родную природу и передал свою любовь в музыке. Произведение называется «Утренняя молитва». Слайды 11-12 -Какой пейзаж нарисовала нам музыка? -Послушаем, что об этом композиторе подготовили. -Что общего в музыке двух композиторов, а что различного? Слайды 13-14 -Вам необходимо разделиться на группы и показать этюд –инсценировку «утро», «восход солнца». Слайд 15 -Несомненно природа очень красива, вы знаете песни о природе, какие? | Слушают учителя. Слушают произведение. Рассуждают. Слушают одноклассников Делятся на группы. Встают со своих мест, показывают инсценировку. Называют песни. Исполняют песни. | Воспринимают и выражают своё отношение к музыкальному произведению. Адекватно воспринимают оценку учителя. Участвуют в работе группы, распределяют роли, договариваются друг с другом. | Фронтальная. Индивидуальная. Слушание с воплощением инсценировки, устный опрос, хоровое, сольное, групповое пение |
VI. Рефлексия | -Кто такие «певцы родной природы»? -Как вы думаете, могут ли иссякнуть мелодии? Почему? -Музыку, которую мы сегодня слушали, отображала душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром, или передавала настроение, связанное с образами природы. -Оцените своё душевное состояние смайликом. Слайд 16 | Отвечают на вопросы учителя. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку на основе критерия успешности. | Фронтальная. Устный опрос. |
Слайд 1
Слайды 2-6
Слайд 7
Слайд 8
Слайды 9-10
Слайды 11-12
Слайды 13-14
Слайд 15
Слайд 16