12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пак Татьяна Алексеевна258
Россия, Пермский край, Чайковский

Разработка внеурочного интегрированного занятия по смысловому чтению

«Блокада Ленинграда»

Авторы: Кузнецова Е.А., учитель истории,

Пак Т.А., учитель русского языка и литературы

Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма в процессе сопоставительного анализа исторических и художественных текстов.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с различными приёмами смыслового чтения.

2. Организовать деятельность по анализу текстов исторических и художественных.

3. Провести интеллектуальную игру с применением стратегий и приёмов смыслового чтения.

4. Подвести итоги.

1 этап

каждому участнику выдаётся лист с заданиями, 2 текста:

1 текст – исторический (научный или научно-популярный),

2 текст – художественный.

Сначала участникам предлагается название (исторического текста), но текст ещё не прочитан.

Предтекстовая технология: «Ассоциативный куст» (кластер): какие ассоциации вызывает название, записать слова, н-р:

t1714585700aa.gif

Чтение первого текста (самостоятельно), можно пользоваться маркерами.

Текстовая технология «3-2-1» - упрощённая стратегия «Insert»

Задание: заполнить таблицу:

3 факта, о которых узнали из текста


2 факта, которые показались наиболее интересными


1 вопрос, который хотим задать автору


Беседа: какие ответы записали, проанализировать «ассоциативный куст», какие ожидания оправдались.

Стратегия «Внутренний круг - внешний круг» (на основе прочитанного текста)

t1714585700ab.gif

1).Сначала в течение 1 минуты те, кто сидит во внутреннем круге, рассказывают содержание текста тем, кто во внешнем круге.

2).Затем в течение 1 минуты те, кто во внешнем круге, дополняют пропущенную информацию (детали).

3).Смещение на два человека вправо или влево, процесс повторяется.

5. Чтение 2 текста (художественного).

Приём «Двойные дневники»

Цитаты из текста (2-3)

Комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она у вас вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?






6. Приём «Круги Эйлера» (можно провести в парах)

Сравнить два текста (исторический и художественный)

t1714585700ac.gif

Вывод

7. Приём «Модель Фрейер», или «Досье на слово»

«Досье на слово» - определение понятия (что это такое).


                                                                                                                                                                                       ПОНЯТИЕ

Родовое понятие




Видовое понятие


Существенные признаки



Несущественные

признаки


8. Рефлексия «СМС-сообщение» - на номер телефона.

2 этап

«Интеллектуальная игра» (в командах).

3 задания (по текстам небольшого объёма). Тема: «Партизанская война»

1. «Досье на слово»

2. «Круги Эйлера»

3. СМС

Подведение итогов.



Приложение 1

Тексты по истории

5-6 кл.

Война за линией фронта

Внезапно оказавшись на захваченной врагом территории, люди начали борьбу в партизанских отрядах и подпольных группах сопротивления. Всего за время войны действовали 6200 отрядов и партизанских соединений, в них воевали (вместе с подпольщиками) около 1 миллиона человек. Руководство осуществлял из Москвы Центральный штаб партизанского движения. Наиболее распространенными формами партизанских действий были засады, диверсии, внезапные налеты на немецкие гарнизоны, «рельсовая война». Подпольные группы сопротивления выводили из строя оборудование на заводах, технику, препятствовали угону советских людей в Германию, передавали секретную документацию, срывали поставки продовольствия. Имена самых прославленных партизанских командиров (Д. Медведев, С. Ковпак, А. Сабуров), героев- подпольщиков организации «Молодая гвардия» (Олег Кошевой, Иван Земнухов, Любовь Шевцова, Ульяна Громова) и 4 пионеров (Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик) – Героев Советского Союза после войны знала вся страна. Партизанская война наводила ужас на немецких солдат, которым было запрещено даже использовать слово «партизан».

Блокада Ленинграда (сентябрь 1941-январь 1944)

Ленинград был отдельной целью плана «Барбаросса». Город предполагалось окружить и сровнять с землей с помощью артиллерии, танков и бомбежек с воздуха. 8 сентября 1941 года город оказался отрезанным с суши от Большой земли. Остановили немецкое наступление войска Ленинградского фронта под командованием маршала Г.К.Жукова. Началась 900-дневная блокада, унесшая около миллиона человеческих жизней. Большинство похоронено на Пискаревском мемориальном кладбище. В Ленинграде не было особых запасов продовольствия и топлива: к блокаде заранее не готовились, поэтому по талонам выдавали рабочим по 250 грамм хлеба, а всем остальным-по 125 г., не работал транспорт, водопровод, квартиры отапливали печками-буржуйками. Символом мужества жителей является дневник простой девочки Тани Савичевой. Зимой под обстрелом продукты везли по «дороге жизни»- льду Ладожского озера. Несмотря на блокаду, город жил. Работали заводы, театры, библиотеки. Великий композитор Дмитрий Шостакович написал и впервые исполнил гениальную Седьмую симфонию- символ непокоренного Ленинграда.

7-9 кл.

Блокада Ленинграда

8 сентября 1941 года немецко фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900 дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил продовольственные склады. В сентябре октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.

В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались. В ноябре декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики всего 125 граммов.

Осень зима 1941 1942 годов самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13 14 летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах. В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы.

Осенью на Ладожском озере из за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8 11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско Новгородской операции 27 января 1944 года. В результате мощного наступления советских войск немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60 100 км.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание "Город Герой".

Партизанская война (текст для интеллектуальной игры)

Партизанское движение — разновидность действий воинских соединений в тылу врага по нанесению ударов по вражеским коммуникациям, объектам инфраструктуры и тыловым вражеским соединениям для дезорганизации вражеских воинских формирований.

Важный момент партизанской деятельности – добровольная поддержка мирным населением.

Советское партизанское движение начало формироваться сразу в 1941 (очень активно в Белоруссии). Партизаны обязательно принимали присягу. Отряды действовали в основном в прифронтовой зоне. За годы войны было создано около 6200 групп (миллион человек). Там, где местность не позволяла создать партизанские зоны, действовали подпольные организации или диверсионные группы.

Главные цели партизан: нарушение работы систем обеспечения и связи немецких войск, проведение разведки, политическая агитация, уничтожение перебежчиков, лжепартизан, нацистских управленцев и офицеров, боевая помощь сохранившимся в оккупации представителям советской власти, воинским частям.

Партизанское движение не было бесконтрольным. Уже в июне 1941 Совет народных комиссаров принял директиву, в которой были перечислены основные необходимые действия партизан. Кроме того часть партизанских отрядов создавалась на свободных территориях, а затем переправлялась во вражеский тыл. В мае 1942 был сформирован Центральный штаб партизанского движения.

Основные операции советских партизан в годы войны.

Операция «Рельсовая война». Приказ о начале этой операции был отдан 14 июня 1943 года. Предполагалось парализовать железнодорожное движение на вражеской территории в период проведения Курской наступательной операции. Для этого партизанам были переброшены значительные боезапасы. К участию было привлечено около 100 тысяч партизан. В результате движение на вражеских железных дорогах сократилось на 30-40 %.

Операция «Концерт» проводилась с 19 сентября по 1 ноября 1943 года на территории оккупированной Карелии, Белоруссии, Ленинградской области, Калининской области, Латвии, Эстонии и Крыма. Цель была такая же: уничтожение вражеских грузов и блокирование железнодорожного транспорта.

Отдельного внимания заслуживает такое явление, как дети-партизаны. Мальчишки школьного возраста хотели сражаться с захватчиком. Среди таких героев следует выделить: Валентина Котика, Марата Казея, Ваню Казаченко, Зину Портнову, Павлика Титова. Юноши и девушки занимались разведкой, снабжали бригады припасами и водой, сражались в бою против врага, подрывали танки – делали все, чтобы прогнать фашистов. Детьми-партизанами времен Великой Отечественной сделано не меньше, нежели взрослыми. Многие из них погибли и получили звание «Героя Советского Союза».

Партизанское движение стало неотъемлемой частью проведения военных операций частями красной армии.

Приложение 2

Тексты по литературе

5-6 кл.

М. П. Сухачев

ДЕТИ БЛОКАДЫ

Повесть (отрывок)

Стены небольшого станционного строения были уже отмечены клеймом войны. Пестрело множество рваных отверстий от осколков. Пол был покрыт слоем битого стекла, щепок, потолочной штукатурки, валялись вещи и продукты. Уцелевшим оказался только стоящий в углу большой оцинкованный бак с питьевой водой и железной кружкой, висевшей на длинной цепочке. От крана бака медленно отрывались капли воды – спокойно, как до войны…

Наверное, здесь были жертвы, потому что между опрокинутыми лавками виднелись чистые, еще влажные пятна подмытого пола. Входя сюда, люди замирали, как в помещении, в котором находится покойник. Даже дети безмолвно жались друг к другу, испуганно озираясь по сторонам.

Ребята, проходите на перрон! – неестественно громко прозвучала команда пионервожатого.

Там, за стенами станции, картина была не менее удручающей. Деревянный настил платформы в двух местах ощетинился острыми обломками досок, вывороченных из пола. Медленно раскачивались на одной проволоке чудом уцелевшие станционные часы, на которых, как улика, было четко зафиксировано время фашистского преступления: девять часов восемь минут.

7-9 кл.

Вадим Шефнер

СЕСТРА ПЕЧАЛИ (отрывок)

«Осторожно постучал в дверь и стал ждать. Но никто не торопился впустить меня в прихожую. Было тихо. Я постучался сильнее и приложился к двери щекой. Сквозь шапку-ушанку ничего не слышно. Развязав тесемки, я приник к двери голым ухом. Дверь очень холодная. В квартире стыла тишина. Я принялся колотить в дверь изо всей силы. Тогда открылась дверь квартиры напротив. Вышла женщина в серой беличьей шубе, в толстом сером платке.

- Вы зря стучите, - сказала она. - Любовь Алексеевна три недели как в стационаре.

- А Леля? - спросил я. - А где Леля?

- Лели нет,- ответила женщина. - Уже дней... - она прищурила глаза, припоминая. - Уже недели две.

- Леля эвакуировалась, да?

- Лели нет, - повторила она. - Леля при обстреле убита.

Женщина притворила за собой дверь и стала говорить мне, что Леля с Риммой из девятнадцатой квартиры пошли в тот день на Неву за водой, и начался обстрел. Их убило первым же снарядом...

- Нет ли у вас хлеба? Я, конечно, вам заплачу.

- Вот, нате, - я вынул из противогазной сумки кусок хлеба и протянул ей.

- Сейчас я вам вынесу... - она открыла дверь.

- Нет, не надо... Вы не знаете, где похоронили?

- Теперь никто не знает, где кого хоронят, - ответила она. Потом повторила: - Теперь никто не знает, никто...»

5-6 кл. Интеллектуальная игра

Надежда Надеждина

ПАРТИЗАНКА ЛАРА

На рассвете Лару будит холод. Она пробует встать и не может: что-то ее держит. Ночью ударил заморозок, и мокрое платье оледенело, примерзло к земле.

Очень часто девочке бывает трудно. Очень часто страшно. Но она не жалуется: она всегда бодра и весела.

Но один раз она заплакала. Лара и дядя Ваня Сморыга были проводниками отряда Козлова, который уничтожил засевший в чернецовской школе немецкий гарнизон.

Бой был уже окончен. Пятьдесят фашистов убито. Полицаи сдались в плен.

Отряд покидает Чернецово. Но хозяйственный дядя Ваня хочет еще раз осмотреть школу: не остался ли там какой-нибудь ценный трофей.

Надо торопиться: на школьном чердаке пожар. Дядя Ваня заглядывает в коридор. На полу пустые гильзы, осколки оконных стекол. У окна школьная парта. Она служила немцам заслоном в бою. А сейчас за партой, словно школьница, сидит девочка.

Лариса! Только тебя здесь в пожар не хватало. А ну, марш отсюдова, не то сгоришь!

Девочка ни с места; схватив Лару за плечи, старик чуть ли не силком вытаскивает ее во двор.

7-9 кл. Интеллектуальная игра

Сорокин Захар Артемович

ПОЕДИНОК В СНЕЖНОЙ ПУСТЫНЕ

Перестрелка продолжалась до тех пор, пока гитлеровец не истратил последний патрон. Тогда он поднялся из-за гранитного валуна и на ломаном русском языке крикнул:

Русс, сдавайс! Русс, не уйдёшь!

Не помня себя от ярости, двинулся навстречу врагу. Идти по глубокому снегу было трудно. Мешала раненая нога. И всё же расстояние между нами быстро сокращалось. Уже слышно его тяжёлое дыхание, видно искажённое злобой лицо. На руке немца, сжимавшей финский нож, блеснул золотой перстень. Он вызвал у меня приступ бешенства. Я вскинул пистолет и нажал спусковой крючок.

Осечка!

В тот же миг гитлеровец бросился на меня. Я почувствовал острую боль. Финка полоснула по лицу…

Пришёл в себя от недостатка воздуха. Волосатые пальцы врага сдавили горло. Напрягая все силы, рванул гитлеровца за руки. Дышать стало легче. Ещё рывок – и фашист отлетел в сторону.



Критерии оценивания 2 этапа

1 Задание: «Досье на слово»

Критерии

Баллы

1

Содержание (определение понятия)

4

2

Речевое оформление

2

4

Оригинальность определения

2

Максимальное количество баллов: 8

2 Задание: «Круги Эйлера»

Критерии

Баллы

1

Верно выделены главные черты 1-ого текста

2

2

Верно выделены главные черты 2-ого текста

2

3

Найдены основные общие черты

2

Максимальное количество баллов: 6

3 Задание: «СМС»

Критерии

Баллы

1

Краткость (от 1 – 5 слов)

1

2

Законченность СМС

1

3

Оригинальность исполнения СМС

1

4

Составлено грамматически верно

1

Максимальное количество баллов: 4​​​​​​​

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.