Разработка классного часа для 6 класса по теме «Дружба»
Тема: «Дружба»
Цели:
- Дать детям точные понятия слов «дружба», «друг», «товарищ»
- воспитание у учащихся умения по-настоящему дружить
- формирование умения строить отношения с людьми;
- формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.
- Содействовать формированию дружного коллектива.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Оборудование:
Презентация, песенки о дружбе. тесты, раздаточный материал.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организация класса.
-Звучит песня «Улыбка»
- Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких – тему дружбы. Мы постараемся с вами ответить на вопросы: Что такое дружба, кто такой друг и для чего он нужен, когда познается друг, что мешает дружбе, на что ты готов ради дружбы. И хочется верить, что после этой беседы вы научитесь строить отношения с людьми, ценить дружбу
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
Послушайте притчу о дружбе
Как-то два друга, много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.
Когда ты прав, всякий будет с тобой.
А кого можно назвать другом?
Друг – это тот, кто …
(- Понимает меня;
- с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;
- верный человек; с кем я могу поделиться секретом).
Ученики дают определения дружбе: Договор двух или нескольких человек об общении, о проведении свободного времени, о выполнении обещаний. Когда вместе весело, «прикольно». Если можно доверить тайну, поделиться информацией. Можно получить помощь в любую минуту. Ответственность двух людей друг за друга. Верность, надежность, взаимопонимание, взаимовыручка. Общность интересов, убеждений, взглядов, мотивов.
Посмотрите на доску: ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА.
– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.
Дружба же - это высшая степень товарищества.
Она приносит радость и удовлетворение от общения.
Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка»
-Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;
- Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Посмотрите на доску. Эпиграфы нашего классного часа:
Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает
себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.
Аристотель
Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Трудно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
А сейчас давайте вспомним пословицы про дружбу. На экране вы увидите начало пословицы, вам нужно будет вспомнить ее окончание. 1. Один за всех, и все … (за одного) 2. С миру по нитке — голому ... (рубаха) 3. Семеро одного... (не ждут) 4. Один в поле... (не воин) 5. Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей) 6. Старый друг лучше … (новых двух) 7. Нет друга, так ищи, а нашел так... (береги)
А может кто-нибудь еще помнит пословицы про дружбу? Ученики называют еще пословицы.
. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?
Игра «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?
- Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
–О дружбе много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
Дискуссия. Разбор ситуаций в группах.
- Сейчас мы рассмотрим несколько ситуаций из жизни и объясним, почему люди повели себя именно так.
Ситуация №1 Аня была лидером в классе. Её любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода»
Вопросы для обсуждения: 1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями? 2. Знаете ли вы такие примеры? 3. Какие качества вы цените в друге?
Ситуация №2 Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения: 1. Что случилось с Мишей? 2. Почему он повел себя так? 3. А как бы повели себя вы в такой ситуации? 4. Были ли вы в вашей жизни подобные ситуации? 5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
- Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
Основные законы дружбы.
Читают ученики по очереди.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
Выполнение теста и анализ его результатов. (5–7 мин.)
Тест “Хороший ли ты друг”
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь? А) Пойдешь в кино одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь? А) Проведешь вечер одна (один). Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь? А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. Б) Бросишься на помощь подруге (другу). В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь? А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
– Итак, подведем итог. СЛАЙД 10
Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.
Учитель: Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.
Упражнение «Дерево дружбы»
- Какими положительными качествами должен обладать ваш друг? Возьмите три маленьких листочка и напишите на каждом по одному качеству, которое необходимо для дружбы. Теперь наклейте на доске все качества в таком порядке: схожие - в горизонтальную линию, а разные - по вертикали. - Что у нас получилось? На что похожа эта фигура? (На дерево дружбы, которое состоит из лучших качеств каждого ученика нашего класса ) Давайте подумаем, что несовместимо с понятием «дружба», что мешает ей крепнуть.(Учащиеся называют те качества, которые, на их взгляд, не способствуют развитию дружбы.)
Подведение итогов.
- Два наших ученика подготовили стихотворения о дружбе. Давайте их послушаем.
Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».
Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!