12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сакина19
0

Разработка контрольно-измерительных материалов для формирования и оценки УУД по обучению грамоте (чтение и письмо) для учащихся 1 класса


Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства

для учителей начальных классов

на лучшую методическую разработку теста





Разработка контрольно-измерительных материалов для формирования и оценки УУД по обучению грамоте (чтение и письмо)

для учащихся 1 класса

Автор проекта:

учитель начальных классов I квалификационной категории

Сакина Людмила Алекасандровна, МБОУ «Коргузинская СОШ»

Верхнеуслонского муниципального района РТ
















Аннотация

Контрольно-измерительный материал разработан с использованием УМК «Перспектива», согласно положениям ФГОС НОО.

Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО по достижению планируемых результатов – личностных, предметных, метапредметных – и по формированию универсальных учебных действий.

Адресуется учителям начальной школы общеобразовательных организаций.



Актуальность проекта

Перед современной школой в настоящее время стоит задача не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но в процессе обучения научить, самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, развивать своё мышление.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта определяет изменения в образовательном пространстве школы, которые требуют от педагогического коллектива существенной корректировки профессионально-ценностной позиции учителей, освоения нового содержания образования, проектирования необходимых изменений в организации образовательного процесса в начальной школе.

В современных условиях недостаточно только знать содержательные и методические стороны стандарта. Учителю необходимо правильно организовывать образовательный процесс, уметь обучать учащихся целеполаганию, планированию, выбору способов решения учебной задачи, постановке и решению проблем, самоконтролю и самооценке, поиску и преобразованию информации, сотрудничеству при работе в группах, кооперации для достижения конкретных целей.

В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надёжного достижения определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться. Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно-нравственному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности.

КИМ построены на концепции системно-деятельностного подхода.

Использование требований в качестве критериев оценки позволит перейти от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно четким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.

При новом подходе на первое место становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Проведение диагностики образовательных достижений учащихся включает:

- оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов;

- оценку личностных результатов;

- оценку метапредметных результатов;

-оценку динамики изменения образовательных достижений обучающихся и уровня личностного развития.

Цель проекта

Разработка и внедрение контрольно-диагностических материалов по обучению грамоте (чтение и письмо) для формирования и оценки учебных достижений учащихся 1класса.

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС к формированию универсальных учебных действий у учащихся к планируемым результатам по обучению грамоте (чтение и письмо).

2. Определить структуру и содержание методического комплекта.

3. Определить планируемые познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты основной образовательной программы по обучению грамоте (чтение и письмо) в 1 классе.

4. Разработать систему контрольно-диагностических материалов для оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов по обучению грамоте (чтение и письмо) для учащихся 1 класса.

5. Внедрить дидактические материалы, разработанные в рамках проекта, в практику обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Целевая группа проекта: учащиеся 1 класса общеобразовательной школы

Объект исследования методическое обеспечение урока обучения грамоте (чтение и письмо) в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Предмет исследования контрольно-диагностические материалы по обучению грамоте (чтение и письмо) для учащихся 1 класса.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Диагностический материал призван сформировать универсальные учебные действия как основу ведущей образовательной компетенции. Задания подобраны таким образом, чтобы развить регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Оригинальные тексты и нестандартные задания по формированию УУД будут способствовать развитию интереса к предмету у учащихся с разным уровнем подготовки, сформируют навыки самостоятельной деятельности, расширят культурологические знания.

Создание системы контрольно-диагностических материалов по русскому языку для формирования и оценки учебных достижений учащихся 1 классов по разделу «Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные».

Повышение качества образования.

Повышение профессиональной компетенции учителя по вопросам ФГОС.

Планируемые результаты.

Подготовительный период

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;

-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи

- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

- разделять слово на слоги с использованием графических схем;

- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;

- определять главную мысль предложения;

- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;

Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.

Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;

- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения

- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

- понимать смысловое значение интонации;

- обозначать гласные звуки буквами;

- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;

- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;

-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,

КоммуникативныеУУД:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

проявлять интерес к новому учебному материалу

-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Заключение

Задания, представленные в проектной работе, помогут сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), а учителю – оценить качество образования и развивать рефлективные способности учащихся. Материал подобран таким образом, чтобы осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету. В результате получим ученика, умеющего полностью организовать успешное решение любой из образовательных предметных задач.

На уроке важно создать такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был заинтересован в самоизменении и был способен самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального характера.






Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 1 классе по разделу «Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные».


Материалы для формирования коммуникативных УУД

- формулировать собственное мнение и позицию.

Задание 1 Рассмотри рисунки. Назови все предметы. Обведи предметы, названия которых соответствуют схеме. Подумай, какие предметы «лишние». Подчеркни.




t1589907251aa.jpgt1589907251ab.gift1589907251ac.jpgt1589907251ad.jpg

Материалы для формирования познавательных УУД

- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем

Задание 2. Назови предметы на рисунках. Раскрась рамку вокруг тех, в которых ударный:

-звук [а]- зелёным цветом;

t1589907251ae.gif

t1589907251af.jpg

-звук [и]- жёлтым цветом

t1589907251ae.gift1589907251ae.gif

t1589907251ag.gif

t1589907251ah.jpg

t1589907251ae.gif

t1589907251ai.jpg





Подчеркни цветок, который растёт в конце лета

Задание 3. Раскрась предметы, в названиях которых есть звук [у].

t1589907251aj.jpgt1589907251ak.jpgt1589907251al.jpg

t1589907251am.jpgt1589907251an.jpgt1589907251ao.jpg


Материалы для формирования регулятивных УУД

-принимать и сохранять учебную задачу

Задание 4. Что изображено на рисунках? Определи первый звук в словах. Соедини стрелками.

t1589907251ap.jpg[-] t1589907251aq.jpg t1589907251ar.jpg [~] t1589907251as.jpg

Задание 5. Определи количество звуков в словах.

t1589907251at.png



КЛЮЧИ К ТЕСТУ ПО ТЕМЕ «Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные»

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


1

Правильно обведены предметы, названия которых соответствуют схеме, подчеркнуты «лишние» предметы. (стол, стул)

Неправильно обведены предметы, названия которых соответствуют схеме, подчеркнуты «лишние» предметы.

1


0

2

Правильно раскрашены рамки с рисунками (ландыш, мак, астра), подчёркнут квадрат с рисунком астры

Неправильно раскрашены рамки с рисунками, подчёркнут квадрат, в котором рисунок ландыша, либо мака, либо ириса


1



0


3

Правильно раскрашены предметы, в названиях которых есть звук [у]. (утка,груша, улитка, стул)

Неправильно раскрашены предметы, в названиях которых есть звук [у].

1



0


4

Правильно определён первый звук в словах, верно соединены картинки со схемами звуков (рыба, дом-твердые согласные звуки, мяч, вилка- мягкие согласные звуки)

Неправильно определён первый звук в словах, неверно соединены картинки со схемами звуков

1



0

5

Правильно определено количество звуков в словах.

Неправильно определено количество звуков в словах

1


0


Критерии оценивания контрольно-измерительного материала

Высокий уровень- 5 б

Средний уровень- 3 б

Низкий уровень- менее 2 б



Список литературы

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 №373;

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. -М :«Просвещение», 2013

О.Н. Крылова. Обучение грамоте Контрольно-измерительные материалы. -М.: Издательство «Экзамен», 2014

О.Н. Крылова Зачётные работы по обучению грамоте-М.: Издательство «Экзамен», 2016

Т.М. Лаврентьева Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД 1 класс

Интернет ресурсы







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.