12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Бидянова Татьяна Ивановна59
6

Контрольно измерительные материалы внутренней системы оценки качества образования (диагностика предметных результатов за 1 полугодие) по обществознанию для 9 класса

Пояснения к вариантам контрольных измерительных материалов

внутренней системы оценки качества образования

(диагностика предметных результатов за 1 полугодие)

по обществознанию для 9 класса

 

Варианты предназначены для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов внутренней системы оценки качества образования по обществознанию для 9 класса, количестве заданий, об их форме и уровне сложности.

Мониторинг предметных результатов проводится в соответствии с «Положением о внутренней системе оценки качества образования», «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся»

Назначение диагностической работы

Работа предназначена для проведения процедуры текущей диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Обществознание» в 9 классе. (Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г. А. Обществознание. Экономика вокруг нас. Учебник. 9 класс. – М.: Вентана-граф, 2018)

 

Объект оценивания: повторение изученного в первом полугодии 9 класса.

Вид работы: тест из 13 заданий с вариантами ответа и краткой записью, а также 2 задания, требующих развернутого ответа.

Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего.

В контрольной работе проверяются следующие виды знаний и умений:

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию

 

При составлении заданий контрольно-измерительных материалов использованы материалы с образовательного портала «Решу ОГЭ».

В контрольной работе проверяется учебный материал по обществознанию для 9 класса по следующим разделам:

 


задания

Уровень
сложности

Максимальный
балл

КЭС

Контролируемые элементы содержания

1

Базовый

1

 

Дополнительно: Экономика как наука

2

Базовый

1

 

Дополнительно: Экономика как хозяйство

3

Базовый

1

 

Дополнительно: Экономические системы (командная)

4

Базовый

1

 

Дополнительно: Экономические системы (рыночная)

5

Базовый

1

 

Дополнительно: Факторы производства

6

Базовый

1

 

Дополнительно: Спрос и предложение

7

Базовый

1

 

Дополнительно: Потребности и блага

8

Базовый

1

 

Дополнительно: Конкуренция и ее виды

9

Повышенный

2

 

Дополнительно: Установление соответствия (Экономические системы)

10

Повышенный

2

 

Дополнительно: Установление соответствия (Факторы производства)

11

Повышенный

2

 

Дополнительно: Задание на сравнение (Экономические системы)

12

Повышенный

2

 

Дополнительно: Задания на анализ источников (Экономика)

13

Повышенный

2

 

Дополнительно: Задания на анализ источников (Экономика)

 

Критерии оценивания

 

Правильное выполнение заданий 1-9 оценивается в 1 балл.

За верное выполнение заданий 10-11участник получает по 2 балла. Выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в то числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

За верное выполнение заданий 12-13 участник получает по 2 балла:

12.

 

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не

соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

0

 

13.

Даны правильные ответ на вопрос

2

Даны правильный ответ на часть вопроса

1

Ответ неправильный

0

 

Перевод отметки в балльную оценку осуществляется по следующей схеме:


 

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%

высокий

«5»

70-89%

повышенный

«4»

50-69%

базовый

«3»

менее 50%

не достиг базового уровня

«2»


 

 

Рекомендации по переводу баллов в 5-балльную шкалу

 

Отметка по пятибалльной системе

2

3

4

5

 

0 -8баллов

9-12 баллов

13-16 баллов

17-18 баллов

 

 

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.

 


 

Демонстрационный вариант полугодовой контрольной работы по обществознанию

9 класс

 

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из 13 заданий. На выполнение контрольной работы по обществознанию отводится 45 минут. Ответами к заданиям 1–11 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответы на задания 12-13 должны быть даны развернуто в бланке ответов №2. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и №2 записан под правильным номером.

Перевод баллов в 5-балльную шкалу

Отметка по пятибалльной системе

2

3

4

5

 

0 -8баллов

9-12 баллов

13-16 баллов

17-18 баллов

 

 

Желаем удачи!

 

1. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

изучение моделей функционирования фондового рынка

оказание населению образовательных услуг

развитие сетей мобильной связи

производство крупной партии грузовых автомобилей

 

2. Существует не­сколь­ко значений по­ня­тия «экономика». Какая по­зи­ция иллюстрирует эко­но­ми­ку как хозяйство?

  1. про­из­вод­ство необходимых об­ще­ству благ и услуг

2.объ­яс­не­ние факторов, вли­я­ю­щих на сни­же­ние курса на­ци­о­наль­ной валюты

3. ис­сле­до­ва­ние причин эко­но­ми­че­ской стагнации

4. раз­ра­бот­ка пер­спек­тив­ных мо­де­лей раз­ви­тия сферы услуг

 

3. Что свойственно командной экономике?

свободное ценообразование

совершенная (чистая) конкуренция

преобладание частной собственности над другими видами

централизованное распределение факторов производства

 

4.Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?

 

1) государственное регулирование ценообразования

2) диктат хозяйственного опыта предков

3) плановая организация производства

4) многообразие форм собственности


 

К основным факторам (ресурсам) производства относится

 

1) капитал

2) торговля

3) цена

4) спрос


 

Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для продажи в определённый период времени и по определённым ценам, называется

 

1) спрос

2) специализация

3) прибыль

4) предложение

 7. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и раз­вития его личности, называется

потребностью

регулятором

ценностью

деятельностью

Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите верный ответ.

 

1) рынок услуг

2) совершенная конкуренция

3) олигополия

4) монополистическая конкуренция


 

 

 

9. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ

 

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) конкуренция производителей

Б) централизованное распределение

В) директивное ценообразование

Г) свобода предпринимательства

Д) саморегуляция спроса и предложения

 

1) рыночная

2) командная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

10. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и фак­то­ра­ми производства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

A) здания за­вод­ских цехов, заводские помещения

Б) ору­дия труда

B) запасы ми­не­раль­но­го сырья

Г) чис­лен­ность работников, за­ня­тых в про­из­вод­стве

Д) уме­ние ор­га­ни­зо­вать производство

 

 

1) ка­пи­тал

2) земля

3) труд

4) предпринимательство

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

11. На уроке учитель рассказывал об особенностях рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

 

1) производство товаров и услуг

2) конкуренция производителей

3) директивное управление трудовыми ресурсами

4) решение проблемы ограниченности ресурсов


 

 

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, неспособные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, — но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.

Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повышения цен, продажи некачественных товаров или оказания некачественных услуг? Конкуренция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыбкой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг».

Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий — им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.

В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.


 

13. Как, по мнению авторов, конкуренция влияет на производителей (укажите любые три проявления влияния)?


 

 

Полугодовая контрольная работа по обществознанию. 9 класс

1 вариант

1.Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?

 

1) продажа продукции фермерских хозяйств

2) выявление факторов роста спроса на услуги

3) оказание населению бытовых услуг

4) биржевые торги акциями предприятий

 

2.Существует несколько значений понятия «экономика». Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?

 

1) объяснение причин роста инфляции

2) расчёт показателей государственного бюджета

3) прогнозирование спроса на товары

4) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания

3. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную экономику?

 

1) следование в про­цес­се про­из­вод­ства ве­ко­вым тра­ди­ци­ям предков

2) частная соб­ствен­ность на сред­ства производства

3) нерегулируемые цены

4) централизованное пла­ни­ро­ва­ние производства


 

4. В рыночной экономике, в отличие от командной

 

1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства

2) устанавливается твердый курс официальной валюты

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) складываются хозяйственные пропорции


 

Фирма Z занимается охраной частных лиц и предприятий. К труду как фактору производства фирмы относятся (- ится)

 

1) средства связи

2) клиенты фирмы

3) здание фирмы

4) штат сотрудников

 

В условиях рынка цены на товары

 

1) определяются спросом и предложением

2) устанавливаются государством

3) определяются центральным банком

4) устанавливаются крупными производителями

 

 7. К экономическим благам относят

1) воздух
2) услуги
3) солнечный свет
4) морскую воду

8. На рынке пред­став­лен только один про­из­во­дитель электроэнергии, по­став­ля­ю­щий её фир­мам и в жилой сек­тор области Z. Вы­бе­ри­те верный ответ.

 

1) олигополия

2) рынок товаров

3) монополия

4) ры­ноч­ный дефицит


 

9. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается

Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг

B) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг

Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом

 

1) командная

2) традиционная

3) рыночная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

10. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и фак­то­ра­ми производства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

A) условное на­зва­ние всех видов при­род­ных ресурсов, при­год­ных для про­из­вод­ства эко­но­ми­че­ских благ

Б) со­здан­ные че­ло­ве­ком сред­ства производства

B) объём де­неж­ной массы, ко­то­рой рас­по­ла­га­ют субъ­ек­ты экономики

Г) не­по­сред­ствен­ное ис­поль­зо­ва­ние фи­зи­че­ских и ум­ствен­ных спо­соб­но­стей людей в про­цес­се со­зда­ния эко­но­ми­че­ских благ

Д) фак­тор­ный доход — за­ра­бот­ная плата работника

 

1) земля

2) труд

3) капитал

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

11. В стране Z был проведён ряд реформ, в результате которых был осуществлён переход от командной экономики к рыночной. Сравните эти два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

 

1) производство товаров и услуг

2) конкуренция товаропроизводителей

3) преобладание государственной собственности

4) решение проблемы ограниченности ресурсов


 

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 


 

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоёвывает всё большую популярность. Как удобно, не покидая дома или своего рабочего места, получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Но поскольку данный метод продаж вошёл в нашу жизнь недавно, то необходимо знать о некоторых особенностях, отличающих дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.

Продажа товаров дистанционным способом подразумевает, что у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. А ознакомление происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т.п. Также при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу. Любая продажа, осуществлённая без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.

При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, товаре и об условиях покупки. Если информация неполная или недостоверная, то следует воздержаться от покупки у этого продавца.

Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться от покупки. В противном случае если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, то вы не будете знать, куда обратиться и предъявить претензию к покупке (товару).

Покупатель имеет право отказаться от товара в течение семи дней или, при непредоставлении информации об условиях возврата, в течение трёх месяцев с момента передачи ему товара. Основное здесь — сохранение товарного вида и потребительских свойств.

13. Как, по мнению авторов, конкуренция влияет на производителей (укажите любые три проявления влияния)?

 


 

Полугодовая контрольная работа по обществознанию. 9 класс

2 вариант

Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) развитие сетей мобильной связи

2) оказание населению образовательных услуг

3) изучение моделей функционирования фондового рынка

4) производство крупной партии грузовых автомобилей


 

Существует не­сколь­ко значений по­ня­тия «экономика». Какая по­зи­ция иллюстрирует эко­но­ми­ку как хозяйство?

 

1. ис­сле­до­ва­ние причин эко­но­ми­че­ской стагнации

2.объ­яс­не­ние факторов, вли­я­ю­щих на сни­же­ние курса на­ци­о­наль­ной валюты

3. про­из­вод­ство необходимых об­ще­ству благ и услуг

4. раз­ра­бот­ка пер­спек­тив­ных мо­де­лей раз­ви­тия сферы услуг

 

3. Что свойственно командной экономике?

1.свободное ценообразование

2.совершенная (чистая) конкуренция

3.централизованное распределение факторов производства

4.преобладание частной собственности над другими видами


 

4. В усло­ви­ях рынка цены на товары

 

1) пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ют­ся производителями

2) пред­пи­сы­ва­ют­ся про­из­во­ди­те­лям государством

3) за­ви­сят от по­тре­би­тель­ско­го спроса

4) вы­сту­па­ют в ка­че­стве ори­ен­ти­ра для производителя


 

5.Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

 

1) труд

2) товары

3) обмен

4) спрос


 

6. Готовность покупателей приобрести товар или услугу по определённой цене — это

 

1) спрос

2) номинальная стоимость

3) прибыль

4) предложение

 

 

7.  К возобновляемым природным ресурсам относится

1) лес
2) нефть
3) газ
4) уголь

8. В стране В только три фармакологических компании, выпускающие лекарственные препараты, пользующиеся спросом у больных. Выберите верный ответ.

 

1) монопсония

2) монополия

3) олигополия

4) мировой рынок


 

9. Установите со­от­вет­ствие между не­об­хо­ди­мы­ми усло­ви­я­ми функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ской си­сте­мы и её типами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛО­ВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОМ СИСТЕМЫ

A) пре­об­ла­да­ние (господство) го­су­дар­ствен­ной собственности

Б) сво­бод­ное ценообразование

B) кон­троль го­су­дар­ства за про­из­вод­ством и распределением

Г) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность производителей

Д) кон­ку­рен­ция производителей

Е) цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние производства

 

1) командно-административная

2) рыночная

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

10. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и фак­то­ра­ми производства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ФАКТОРЫ ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА

А) ини­ци­а­тив­ная но­ва­тор­ская деятельность, бла­го­да­ря ко­то­рой про­ис­хо­дит со­еди­не­ние всех фак­то­ров производства

Б) фак­тор­ный доход - рента

В) услов­ное на­зва­ние всех видов при­род­ных ресурсов, при­год­ных для про­из­вод­ства жиз­нен­ных благ

Г) здания, сооружения, обо­ру­до­ва­ние

Д) де­неж­ные средства

 

1) земля

2) капитал

3) предпринимательство (предпринимательские способности)

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

11. На уроке обществознания рассматривались экономические системы. Сравните плановую и рыночную экономические системы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

 

1) решение проблемы использования ограниченных ресурсов

2) действие механизма свободной конкуренции

3) наличие товарно-денежных отношений

4) диктатура производителя над потребителем


 

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 


 

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).


 

13. В чём, по мнению авторов, состоит удобство дистанционной торговли? Как при дистанционной торговле потребитель знакомится с товарами, выбирает их?


 


 

Полугодовая контрольная работа по обществознанию. 9 класс

3 вариант

1.Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1.развитие сетей мобильной связи

2.оказание населению образовательных услуг

3.изучение моделей функционирования фондового рынка

4.производство крупной партии грузовых автомобилей


 

2. Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

оказание населению медицинских услуг

анализ факторов формирования денежной массы

выявление закономерностей формирования спроса

исследование принципов сетевого маркетинга


 

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную экономику?

 

1) следование в про­цес­се про­из­вод­ства ве­ко­вым тра­ди­ци­ям предков

2) частная соб­ствен­ность на сред­ства производства

3) нерегулируемые цены

4) централизованное пла­ни­ро­ва­ние производства


 

Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ры­ноч­ную экономику?

 

1) централизованное ценообразование

2) значительная роль про­мыш­лен­но­го производства

3) многообразие форм собственности

4) уравнительное рас­пре­де­ле­ние про­из­во­ди­мых благ


 

Что относится к основным факторам производства?

 

1) цена

2) спрос

3) предложение

4) земля


 

Спрос на услуги специалистов по рекламе формируется на рынке:

информации

товаров и услуг

капитала

труда

 

7. К исчерпаемым ресурсам относят

1) климат
2) ядерную энергию
3) нефть
4) рыбные ресурсы

8. На рынке сотовой телефонной связи страны А. действуют три крупных оператора, диктующих цены на тарифные планы. Выберите верный ответ.

 

1) олигополия

2) монополия

3) совершенная конкуренция

4) финансовый


 

9. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ти­па­ми эко­но­ми­че­ских систем: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИХ СИСТЕМ

А) цен­тра­ли­зо­ван­ное планирование

Б) сво­бо­да предпринимательства

В) прин­цип урав­ни­тель­но­го распределения

Г) ди­рек­тив­ное ценообразование

Д) кон­ку­рен­ция товаропроизводителей

 

1) рыночная

2) ко­манд­ная (плановая)

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

10. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта

Б) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

В) факторный доход — рента

Г) факторный доход — заработная плата

Д) факторный доход — прибыль

 

1) труд

2) земля

3)предпринимательские способности

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

11. На уроке обществознания рассматривались различные экономические системы. Сравните плановую и рыночную экономические системы.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

 

1) необходимость решать проблему использования ограниченных ресурсов

2) централизованное распределение материальных благ

3) господство государственной собственности

4) производство товаров и оказание услуг

 

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

 

12. Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

 

Если цена какого-либо товара соответствует издержкам затраченным при добыче, обработке и доставке его на рынок, то товар этот продаётся по его естественной цене. Фактическая цена, за которую обычно продаётся товар, называется его рыночной ценой. Она может или превышать его естественную цену, или быть ниже её, или же в точности совпадать с нею.

Издержки производства товара не включают в себя прибыль лица, продающего его. Всё же, если оно продаёт товар по цене, не дающей ему прибыли, оно теряет от такой торговой сделки; затратив свой капитал каким-либо иным образом, оно могло бы получить прибыль. Эта прибыль, кроме того, составляет его доход, фонд, из которого он черпает средства для своего существования.

Рыночная цена каждого отдельного товара определяется отношением между количеством, фактически доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену. Эти лица могут быть названы действительными покупателями, а их спрос — кдействительным спросом, так как этот спрос достаточен для того, чтобы вызвать доставку товара на рынок.

Если количество товара, доставленного на рынок, не покрывает действительного спроса, то лица, соглашающиеся заплатить полную стоимость, чтобы товар был доставлен на рынок, не могут получить то количество товара, которое им нужно. Не желая совсем остаться без него, некоторые из них предпочитают в таком случае заплатить за него больше.

Рыночная цена более или менее повысится в сравнении с естественной ценою в зависимости от недостатка предложения товара, богатства и расточительности покупателей. Если количество товара, доставленного на рынок, превышает действительный спрос, то он не может быть полностью продан. Рыночная цена падает сравнительно с уровнем естественной цены в зависимости от того, насколько избыток предложения товара обостряет конкуренцию между продавцами, или в зависимости от того, насколько им необходимо немедленно сбыть с рук этот товар.

 

13. Соотношением между ка­ки­ми фак­то­ра­ми определяется, по мне­нию автора, ры­ноч­ная цена товара? На­зо­ви­те два фактора.


 



 

Полугодовая контрольная работа по обществознанию. 9 класс

4 вариант

1. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

 

1) формы го­су­дар­ствен­но­го правления

2) социальную стратификацию

3) типы семьи в со­вре­мен­ном обществе

4) способы хо­зяй­ство­ва­ния людей

2.  Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1)         Верно только А;

2)         Верно только Б;

3)         Верны оба суждения;

4)         Оба суждения неверны.


 

3. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную экономику?

 

1) следование в про­цес­се про­из­вод­ства ве­ко­вым тра­ди­ци­ям предков

2) частная соб­ствен­ность на сред­ства производства

3) централизованное пла­ни­ро­ва­ние производства

4) нерегулируемые цены


 

4. Отличительным при­зна­ком ры­ноч­ной эко­но­ми­ки является

 

1) ре­ше­ние ос­нов­ных во­про­сов экономики

2) го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на сред­ства производства

3) кон­ку­рен­ция производителей

4) на­ту­раль­ный ха­рак­тер хозяйства


 

Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

 

1) прибыль

2) труд

3) налоги

4) зарплата


 

Найдите в списке неценовые факторы спроса 

1) количество продавцов на рынке

2) уровень доходов потребителей

3) ставки налогов на производителя

4) импортные таможенные пошлины

 

7. Что из перечисленного является свободным благом?

1. Образование

2. Армия

3. Вода океанов

4. Нет верного ответа


 

8. Рынок мо­биль­ной связи об­ла­сти Z кон­тро­ли­ру­ет­ся одной круп­ной компанией, дру­гие про­из­во­ди­те­ли не представлены. Вы­бе­ри­те верный ответ.

 

1) монополия

2) совершенная конкуренция

3) рыночный дефицит

4) рынок товаров


 

9. Установите со­от­вет­ствие между ти­па­ми эко­но­ми­че­ских си­стем и их признаками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИХ СИСТЕМ

 

ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИХ СИСТЕМ

A) экономические про­пор­ции уста­нав­ли­ва­ют­ся на ос­но­ве цен­тра­ли­зо­ван­но­го планирования

Б) эко­но­ми­че­ские по­треб­но­сти на­се­ле­ния устой­чи­вы и за­ви­сят от со­ци­аль­ной принадлежности

B) решения по ос­нов­ным эко­но­ми­че­ским во­про­сам при­ни­ма­ет государство

Г) про­из­вод­ствен­ные тех­но­ло­гии не ме­ня­ют­ся дли­тель­ное время

Д) цены уста­нав­ли­ва­ют­ся государством

 

1) командная экономика

2) традиционная эко­но­ми­ка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

10. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной B первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

Б) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта

В) факторный доход — заработная плата

Г) здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др.

Д) объём денежной массы, которой располагают субъекты экономики

 

1) труд

2) земля

3) капитал

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

11. В приведенном списке указаны черты сходства рыночной экономики c плановой, а также черты отличия рыночной экономики от плановой. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

 

1) необходимость решать проблему ограниченности ресурсов

2) обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей

3) установление цен на товары посредством колебаний спроса и предложения

4) специализация отраслей хозяйства и предприятий


 

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 


 

12. Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

 

Совокупность всех факторов, влияющих на развитие общества, приводит к тому, что исторически складываются различные экономические системы: традиционная с элементами натурального хозяйства, командно-административная система с жёстким централизованным планированием и управлением, рыночная экономика и смешанная экономика. Различие между ними лежит в методах принятия решений по основным экономическим проблемам.

В современных условиях наиболее распространённой экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для неё характерны: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды.

Достаточно длительный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство свободно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии её гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов, а потому современная государственная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоёв населения, а чётко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.


 

13. Какие типы эко­но­ми­че­ских си­стем пе­ре­чис­ле­ны ав­то­ром текста? Ука­жи­те любые две из них и ха­рак­тер­ный при­знак каждой.


 

 

Полугодовая контрольная работа по обществознанию. 9 класс

5 вариант

1. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) механизмы избирательной кампании;

2) сущность правового государства;

3) пути повышения эффективности производства;

4) способы разрешения межнациональных конфликтов.


 

Существует несколько значений понятия «экономика». Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?

 

1) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания

2) расчёт показателей государственного бюджета

3) прогнозирование спроса на товары

4) объяснение причин роста инфляции


 

3. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную экономику? 

1)командная экономика основана на государственной собственности на основные материальные ресурсы.

2)основные экономические ресурсы не распределяются посредством централизованного планирования.

3)командная экономика не способна обеспечить быстрых темпов экономического роста.

4) частная соб­ствен­ность на сред­ства производства


 

4.Рыночную эко­но­ми­ку от­ли­ча­ет от дру­гих типов эко­но­ми­че­ских систем

 

1) гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства производства

2) пла­но­вое ве­де­ние хозяйства

3) цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ресурсов

4) сво­бод­ное ценообразование


 

5. Все ис­поль­зу­е­мые в про­из­вод­ствен­ном про­цес­се при­род­ные ре­сур­сы называют

 

1) про­из­вод­ствен­ный капитал

2) труд

3) информация

4) земля


 

6.Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется

  

 1) предложением

  

 2) потребительским расходом

  

 3) спросом

  

 4) стоимостью


 

7. Блага естественного и искусственного происхождения, используемые для производства (создания) необходимых людям товаров и услуг, называют:

1.факторами производства

2.даровыми благами

3.спросом и предложением

4.материальными потребностями

 

8. В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Укажите верный ответ.

 

1) чистая конкуренция

2) монополистическая конкуренция

3) рыночный дефицит

4) монополия

 

9. Установите со­от­вет­ствие между признаками и эко­но­ми­че­ской системой: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

A) директивное ценообразование

Б) многообразие форм собственности

B) экономическая свобода производителей

Г) производство товаров и услуг в соответствии с государственными планами

Д) гибкость производителей, их способность быстро реагировать на изменения спроса

 

1) командная экономика

2) ры­ноч­ная экономика

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

10. Установите соответствие между характеристиками / примерами и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРИМЕРЫ

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) услуги, которые оказывают люди, способные принять на себя риск потери капитала

Б) все виды полезных ископаемых

В) производственные мощности, инфраструктура

Г) факторный доход — заработная плата

Д) объём денежной массы

 

1) труд

2) земля

3) капитал

4)предпринимательство

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

11. Учитель на уроке охарактеризовал черты рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

 

1) необходимо решать проблему ограниченности ресурсов

2) многообразие форм собственности, в том числе частная собственность

3) одним из факторов производства выступает труд

4) что, сколько и в каком количестве производить, определяет государство


 

 

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

 

12. Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

 

В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?

Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.

В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система — это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.

В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.

В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе — рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.

 

13. Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет экономические ре­сур­сы общества? Какие при­ме­ры экономических ре­сур­сов он привёл? Какую за­да­чу призвана ре­шить экономическая система?

 

 

 

Ключи к контрольно-измерительным материалам (1 полугодие)

внутришкольного мониторинга

по обществознанию для 9 класса

варианта

Демонстра

ционный вариант

1

2

3

4

5

вопроса

 

1

2

3

3

4

3

 

1

4

3

1

3

1

 

4

4

3

4

3

1

 

4

1

3

3

3

4

 

1

4

1

4

2

4

 

4

1

1

4

2

3

 

1

2

1

3

3

1

 

3

3

3

1

1

4

 

12211

21331

121221

21221

12121

12212

 

11234

13322

31122

32213

21133

42313

 

1423

1423

1324

1423

1423

1324

 

 

 

Ответы к заданиям 12-13

 

Демонстрационный вариант

 

12. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты.

1) роль конкуренции в рыночной экономике;

2) способы соперничества;

3) конкуренция как стимул для создания продуктов улучшенного качества;

4) отличие рыночной экономики от других экономических систем.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

 

13. Могут быть указаны следующие проявления:

1) конкуренция побуждает фирмы эффективно вести дела;

2) конкуренция побуждает учитывать запросы потребителей;

3) конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества;

4) конкуренция заставляет внедрять более дешёвые способы производства;

5) конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми, их идеи должны выдержать «проверку реальностью».

Проявления могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

 

1 вариант

12. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) рост популярности дистанционной торговли;

2) дистанционный способ продажи товаров;

3) полнота информации о товаре как важное условие дистанционной покупки;

4) риски дистанционных покупок;

5) условия возврата товара, купленного дистанционно.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

13. В правильном ответе должны быть даны ответы на два вопроса:

1. Ответ на первый вопрос: удобство дистанционной торговли состоит в том, что, не покидая дома или своего рабочего места, можно получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения.

2. Ответ на второй вопрос: ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т. п.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

 

2 вариант

12. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) условия существования рыночной экономики;

2) рынок и его основные ресурсы;

3) плюсы и минусы рыночной системы.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

13. В ответе должны быть указаны следующие признаки:

1) свободное ценообразование;

2) конкуренция;

3) равновесие спроса и предложения.

 

 

3 вариант

12. В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них.

Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фрагменты:

1) естественная и фак­ти­че­ская цена;

2) прибыль и из­держ­ки производства;

3) рыночная цена и дей­стви­тель­ный спрос;

4) колебания ры­ноч­ной цены.

Возможны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фрагмента, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых блоков.

13. В вер­ном от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие элементы:

1. Количество товара, фак­ти­че­ски до­став­лен­но­го на рынок.

2. Спрос на него со сто­ро­ны тех, кто готов упла­тить его есте­ствен­ную цену.

 

4 вариант

12. В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них.

Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фрагменты:

1) Типы эко­но­ми­че­ских си­стем и их особенности.

2) Ос­нов­ные черты сме­шан­ной экономики.

3) Эко­но­ми­че­ские функ­ции государства.

4) По­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты функ­ци­о­ни­ро­ва­ния мо­де­лей сме­шан­ной экономики.

Возможны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фрагмента, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых блоков.

 

13. Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Типы эко­но­ми­че­ских систем:

а) традиционная;

б) командно-административная;

в) рыночная;

г) смешанная.

2. Признак:

а) тра­ди­ци­он­ная — на­ту­раль­ное хозяйство;

б) кoманднo-административная — жёсткое централизованное планирование и управ­ле­ние хозяйством;

в) ры­ноч­ная — эко­но­ми­че­ская свобода.

Элементы от­ве­та могут быть даны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

 

5 вариант

 

12. В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них.

Выделенные смыс­ло­вые фраг­мен­ты могут быть оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щим образом:

1) ос­нов­ные во­про­сы экономики;

2) про­бле­ма огра­ни­чен­но­сти ресурсов;

3) тип эко­но­ми­че­ской системы;

4) осо­бен­но­сти ко­манд­ной экономики;

5) эко­но­ми­ка сво­бод­но­го рынка;

6) сме­шан­ная экономика.

Возможны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фрагмента, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых блоков.

13. Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) ав­тор­ская характеристика эко­но­ми­че­ских ресурсов общества, например: ко­ли­че­ство ресурсов ограничено;

2) ав­тор­ские примеры эко­но­ми­че­ских ресурсов: вода, леса, поля, по­лез­ные ископаемые;

3) за­да­ча экономической системы: обес­пе­че­ние распределения огра­ни­чен­ных ресурсов для удо­вле­тво­ре­ния потребностей людей.

Элементы от­ве­та могут быть даны в дру­гих формулировках.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Шарандина Валентина Владимировна, 13.10.19 в 18:38 0 Ответить Пожаловаться
Всё замечательно, Татьяна Ивановна... Только один вопрос: почему в заданиях только экономика? Контрольная за полугодие, а где другие содержательные линии?
Бидянова Татьяна Ивановна, 28.10.19 в 12:42 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо. Содержательная линия учебника посвящена только экономике (Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г. А. Обществознание. Экономика вокруг нас. Учебник. 9 класс. – М.: Вентана-граф, 2018)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.