Урок литературы в 6 классе по теме «Родная природа в творчестве А.А. Блока»

0
0
Материал опубликован 30 March 2016

Урок-конспект по литературе: "А. А. Блок. Летний вечер" (6 класс)

Тема: А. А. Блок "Летний вечер"

Цели:

повторить пройденный материал о жизни и творчестве поэта;

учить анализировать поэтические строки;

развивать творческие способности учащихся;

задачи:

учащиеся должны уметь находить в стихотворении тропы, определять ритм, размер, узнавать рифму;

Оборудование: мини-тест по биографии поэта, репродукции картин

 

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

что вы знаете о жизни и творчестве поэта?

Устное мини-тестирование. На все вопросы два варианта ответа:

А) верно Б) неверно

Вопросы:

А. Блок родился в 1880 году.

Детство поэта прошло в селе Константиново.

Отец Блока был профессором, а мать – писательницей.

Образование будущий поэт получил в Петербургском университете.

Его дед, профессор Д. Бекетов дружил с выдающимся химиком Д. Менделеевым.

Первый поэтический сборник Блока называется "Стихи о прекрасной даме".

Взаимопроверка учащихся.

Итог тестирования: напишите основные темы творчества А. Блока. (любовь, родина, красота родного края)

3. Подготовка к восприятию новой темы

«Многие из нас любуются природой,

но не многие принимают её к сердцу,

и даже тем, кто её принимает,

не часто удаётся так сойтись с природой,

чтобы почувствовать в ней свою душу».

М. М. Пришвин

Репродукции картин: И. Левитан "Летний вечер. Река", Б. Щербаков "Разнотравье донское", А. Пластов "Сенокос".

Перечислите краски лета. Как художникам удалось передать настроение?

А теперь послушайте, как звучит лето в музыке. Запись музыкальной композиции П. И. Чайковского "Времена года. Август"

Какие звуки вам слышаться? Какие краски вам представляются? Какое настроение передаёт вам музыка? Объясните свои ощущения.

4. Первичное знакомство с текстом произведения

Прочитайте стихотворение "Летний вечер". Какое настроение охватывает вас? Почему?

5. Анализ стихотворения

Разберемся, какие средства выразительности использует автор.

А) Беседа с учащимися

Какое время года рисует поэт? (лето)

какой месяц лета запечатлен в стихотворении? (Конец июля, август)

Объясните свой выбор (рожь уже сжали)

Перечислите приметы вечера (последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи)

Одно из самых выразительных средств поэтической речи – эпитеты. Найдите в тексте цветовые эпитеты. Какие чувства будят в вас эти цвета? (Розовый, но больше красного. Вызывает чувство тревоги)

В каких строках чувство тревоги особенно заметно? (И замирает песня жницы среди вечерней тишины)

Почему автор передает нам чувство тревоги? (день кончается, а вместе с ним уходит и лето. Впереди – осень)

Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение? (Да. Появляется ощущение радости, полета, свободы)

Как называется такой прием? (Антитеза)

Б) Лексический анализ

Есть ли в тексте слова, значение который вам непонятно?

Межа, жницы.

В) Заполнение таблицы

Эпитеты:

Метафоры:

Сравнения:

Размер стихотворения:

Рифма:

6. Эстетическое восприятие художественного текста

Прослушайте стихотворение еще раз. Как вам кажется, какая картина из тех, что вы рассматривали раньше, больше всего подходит к этому произведению? Объясните свой выбор.

Придумайте дополнительные эпитеты и метафоры к созданной картине.

7. Выразительное чтение стихотворения

8. Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали о творчестве А. Блока?

Отвечает ли эпитет урока заявленной теме?

Опишите свое настроение, которое осталось после прочтения стихотворения.

9. Выставление оценок и домашнее задание

1) Выучить стихотворение "Летний вечер" наизусть.

2) Нарисуйте пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.