Разработка мероприятия для 4 класса на тему «Приглашают казаки- не стесняйся, заходи!»

12
3
Материал опубликован 11 April 2021 в группе


                           Разработка мероприятия для 4 класса на тему:

                       «Приглашают казаки- не стесняйся, заходи!»

       t1618132102ab.gift1618132102ac.gif

Цель мероприятия:

Знакомство учащихся с факультативной деятельностью казачьего направления при переходе в 5 класс, основами военной службы для вступление в кадеты.

Задачи:

Образовательные – формировать интерес к культурно- историческим традициям казачества, истории Забайкальских казаков через остановки на «казачьих станицах».

Воспитательные- воспитывать патриотизм и уважение к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.

Развивающие – развивать военно-патриотические, творческие способности и знания путём метапредметных и интерактивных действий в ходе мероприятия.

Мероприятие предназначено для учащихся 4 класса и проводится в форме квеста по «станицам», названия которых соответствуют темам факультативов, изучаемых в 5 классе- «Духовная культура казаков», «Фольклор и художественные промыслы казаков», «Фольклор Забайкальского края», преподаваемому предмету «Основы военной службы». В проведении данного мероприятия участвуют учителя- предметники: ИЗО, ОВС, физической культуры, музыки, технологии, истории, руководитель школьного музея истории Забайкальского казачьего войска, библиотекарь, учащиеся- кадеты школы 8,9 кл.

Ход мероприятия

Действие начинается на 1 этаже холла школы около баннеров с текстом гимна и герба Забайкальского казачьего войска.

Ведущая (учитель музыки, в женском казачьем костюме)

- Добрый день, ребята, сегодня мы проведём занимательное мероприятие с увлекательным путешествием по «казачьим станицам» на тему: «Приглашают казаки- не стесняйся, заходи!». (яркая надпись на слайде)

С темой казачества вы уже встречались на уроках Забайкаловедения. Скажите, а кто такие казаки? (ответы)

А стани́цей называют   казачью сельскую единицу, и мы будем делать остановки в «станицах» для знакомства с разными традициями жизни, быта и истории казаков. Вы обратили внимание, что мы сейчас находимся на 1 этаже нашей школы и это первая «станица», которая называется

«Казачья символика». (слайд с названием «станицы»)

Что вы видите на стене? (учащиеся отвечают- гимн и герб ЗКВ).

                     t1618132102ad.gift1618132102ae.gif

Обратите внимание на герб. Он утвержден Указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 168 . В золотом поле, под лазоревым поясом, поддерживающим червленую главу, - идущий влево червленый дракон, поражаемый исходящими из пояса двумя пучками червленых молний, по три в каждом. В главе - возникающий золотой двуглавый орел - главная фигура Государственного герба Российской Федерации. За щитом, в косой крест, - золотые атаманские насеки, перевитые золотой, с узкой серебряной каймой, лентой. Этот герб находится в центре на оборотной стороне полотнища знамени Забайкальского войскового казачьего общества. (показ знамени на слайде )

t1618132102af.gif     t1618132102ag.gif

- Также мы находимся рядом с банером, на котором текст гимна Забайкальского казачьего войска. Этот текст вы видите постоянно, приходя в школу и я уверена , что вы не раз читали его и задумывались над смыслом этой песни, именно песни, которая называется «Ой ты наш, казачий батюшка» и является гимном забайкальского казачества. Предлагаю начать наше путешествие с исполнения гимна Забайкальского казачьего войска.

(Включается запись, ведущая с учениками исполняют песню.)

-К казачьей символике также относятся атаманская сабля и шашка, погоны, башлык, папаха, нагайка, лампасы и погоны, и вы сегодня о некоторых из них узнаете, посмотрите и даже прикоснётесь! А теперь идем на следующую «станицу». (Ведущая переводит детей к спортивному залу, где написано название остановки)

Все подходят, учащиеся читают название «станицы»- «Казачьи забавы».

В спортивном зале всех встречает учитель физкультуры в казачьей полевой форме и двое юношей- кадеты 8 класса.

Учитель физкультуры:

- Здорово дневали! Я приветствую вас на станице «Казачьи забавы»

-В прошлом в каждой казачьей семье было от 5 до 12 детей. И не последним делом была для них организация своего отдыха, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые распространялись от станице к станицы, укрепляя тем самым здоровье.

Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. А теперь пришла пора поиграть- свою удаль показать! (Кадеты- учащиеся проводят игры)

1 игра- Игра в шапку.

Для игры приглашаются мальчики. Играющие садятся на пол, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Объясняются правила игры: шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, назад или вперед; если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

2 игра - «Достань платок». (игру проводят учащиеся- кадеты)

Двое ведущих (кадеты) держат в поднятых руках шашки (игрушечные сабли, на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под весёлую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель идёт с шалью к девочке, кладёт шаль ей на плечи и приглашает танцевать.

Игра может проводиться с доступным количеством шашек. Шаль можно заменить кубанкой.

Учитель физкультуры:

Молодцы, ребята! На уроках физической культуры мы обязательно будем играть в казачьи игры, вы узнаете множество таких игр!

Ведущая:

А теперь нас ждёт следующая «станица» на этом же, первом этаже, идем!

( учащиеся идут в кабинет технологии)

Дети читают название «станицы» -«Как питались на Руси удалые казаки»

Учеников встречает учитель технологии в женском казачьем костюме.

Учитель технологии:

- Здравствуйте, гости дорогие! Очень рады вам! Как вы уже поняли, у нас разговор будет о казачьей кухне.

В культуре любого народа пища занимает особое место. В ней заключена история народа и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Казачья кухня раскрывает особенности быта и культуры казаков. При любом количестве комнат в казачьем курене, обязательно выделялось в самостоятельное помещение комнатка (кухня), где готовили и ели пищу. (показываются слайды)

В этой комнате находилась печь. Печь была символом домашнего очага, она давала тепло, уют, еду.

       t1618132102ah.gif  t1618132102ai.jpg

На половине, где стояла печь хозяйка готовила. Под рукой у казачки всегда была необходимая мебель и кухонная утварь. Вдоль стен стояли лавки, на которых размещались ведра с водой, чашки для теста, скалка и рубель для разглаживания белья.

                            t1618132102aj.jpg

Для приготовления и хранения пищи пользовались глиняной посудой, которая располагалась на полочках. Глиняные сосуды имели разнообразные формы и названия, причем такую посуду можно было увидеть и в семье бедного и зажиточного казака.

Гостей хлебосольная хозяйка угощала вкуснейшими пирогами и пирожками.

- Предлагаю девочкам испытать себя в этом ремесле и приготовить пялицу (хлеб, пышки) из кефирного теста. Мы пойдём готовить и стряпать на кухню а мои помощницы- девочки 9 класса помогут мальчикам выбрать ингредиенты для рецепта калачей.

Девушка- кадет: ребята, послушайте рецепт приготовления калачей.(слайд с рецептом)

Понадобится 1 литр молока; примерно 100 гр. свежих дрожжей; примерно 1500 гр. муки; немного соли; 300 гр. масла( немного растопить) - замесить тесто, дать постоять, чтобы "подошло" около 1 часа, чтобы количество теста удвоилось и можно раскатывать и печь, после готовности горячие калачи смазать сметаной или сливками.

Внимательно слушали? А теперь проверим, как вы запомнили этот рецепт!

На слайд презентации выводится список разных продуктов, мальчикам из множества названий нужно выбрать те, которые нужны для выпечки калачей. (учащиеся выбирают, девушки помогают восстановить весь рецепт)

Учитель технологии:

Ну вот, мы замесили тесто для пышек и поставили уже в духовочный шкаф, а пока вы, ребята, «ходите по станицам», девочки 9 класса для вас испекут также и калачи по рецепту, который был предложен мальчикам. В конце мероприятия будем пить чай! Я вам всем раздам карточки с рецептом казачьего кулича! Скоро Пасха Христова, возможно, вы с мамами и старшими сестрами состряпаете его.

Рецепт-"Казацкий" кулич

3 стакана муки запарить сметаной, хорошо размешать. Взбить 50 желтков добела на водяной бане. 50 г дрожжей распустить в 3/4 стакана молока и влить в желтки. Размешать все это и перелить в опару.

Дать тесту подойти, добавить соль, 3 стакана муки, хорошо вымесить, влить теплое масло, сахар, толченые кардамон и гвоздику, корицу и снова месить. Дать подняться.

Затем наложить в форму немного меньше 1/2, когда поднимется, смазать яйцом, поставить в духовку на 1 час. Затем дать немного остыть, смазать цветной глазурью, присыпать разноцветной присыпкой.

Ведущая:

Спасибо вам, приветливые хозяюшки, очень вкусно было нам у вас! А мы идём на следующую «станицу». (Все поднимаются на 2 этаж в кабинет «Основы военной службы»)

Читаем название «станицы»- «Казак без службы- не казак»

Учитель Основ военной службы: (в парадной форме)

-  «Нам каждый гость дается Богом!» Проходите ребята, присаживайтесь.

На уроках ОВС вы познакомитесь со структурой и составом вооруженных сил РФ, назначением видов и родов войск, боевыми традициями, порядком прохождения военной службы, обязанностями солдата в строю, будете выполнять строевые приёмы, сборку и разборку автомата, изучать и другие темы по этому предмету.

Кадет 9 класса:

Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала – национально-русское и религиозно-православное – глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

Кадет 8 класса:

Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг – создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли.

Учитель основ военной службы:

Официально Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 году. В основу войска вошли сибирские и донские казаки, бурятско-тунгусские формирования и крестьянское население Забайкалья. Вся жизнь забайкальского казака была связана с границей. Здесь он жил, воспитывал детей, служил, охранял, воевал и умирал. Забайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других. Казаки в темно-зеленых мундирах и желтых лампасах стали примером мужества, их боялись даже японские самураи, которые не решались атаковать отряд казаков без весомого преимущества в численности бойцов.

Ведущая:

Ребята, я в начале мероприятия сказала, что мы еще вернёмся к казачьей символике, посмотрите на слайды, где представлена форма и знаки отличия Забайкальского казачьего войска. Всё это вы будете изучать в 5 классе.

                  Шевроны забайкальского казачьего общества

                              t1618132102ak.gift1618132102al.gif

          Форма Забайкальского войскового казачьего общества

      t1618132102am.gift1618132102an.gift1618132102ao.gif

Учитель ОВС предлагает ребятам посмотреть, как учащиеся-кадеты (мальчики и девочки) 8 и 9 класса владеют мастерством фланкировки с шашкой (исполняют под задорную казачью мелодию)

Также ученикам- гостям «станицы» кадеты показывают сборку- разборку автомата. Попробовать себя в этом умении вызываются все желающие.

Следующая «станица»- все направляются в кабинет музыки, читают название - «Казачье раздолье»

Встречает гостей учитель изобразительного искусства (в женском казачьем костюме)

Учитель ИЗО: (на фоне весёлой казачьей мелодии)

Добрый день, дорогие гости! В 5 классе вы будете изучать факультативы- «Духовная культура казаков», и «Фольклор и художественные промыслы казаков». Посмотрите на слайды, где показаны некоторые темы факультативов- (слайды с названиями тем, которые сопровождаются яркими картинками данной тематики)

Кто такие казаки?

Первые поселения, жилища.

Семейные традиции и обряды.

Образ традиционной казачьей семьи.

Традиции и отличия казачьих войск.

Забайкальское казачье войско.

Фольклор в казачьей культуре.

Семейные традиции и обряды.

Казачьи пословицы и поговорки.

Особенности казачьей песни.

Песни казачьего календаря.

Самые знаменитые казачьи ансамбли.

Забайкальские казачьи ансамбли.

Особенности казачьих плясок.

Художественные промыслы казаков.

Швейное ремесло. Лоскутная техника.

Плетение ковриков

Казачья утварь.

Деревянная, глиняная посуда, плетеные изделия.

Конь – верный друг и соратник. Традиционная казачья кухня.

Семейные традиции и обряды, и много других тем.

Образ казака в произведениях искусства.

Какую память хранят музеи?

Казак в изобразительном искусстве.

История казачества на фотографиях.

Казаки в художественной литературе.

Фильмы рассказывают о казаках.

Ведущая:

Все темы сейчас нет возможности вам представить, но это, действительно, раздолье тем казачьей тематики! А без весёлой и удалой песни мы отсюда не уйдем! Предлагаю спеть всем песню «Ой при лужке, при лужке». (исполнение песни)

После исполнения ведущая всех приглашает на третий этаж школы.

Подходят к библиотеке.

Ведущая:

Следующая наша «станица» называется- «Изба- читальня»

Гостей встречает педагог- библиотекарь в женском казачьем костюме.

Библиотекарь: (читает стихотворение)

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

В нашей библиотеке ребята 4 класса- частые гости! Уверена, что и дальше вы будете активными посетителями. Посмотрите на стенд, на котором книги по теме Забайкальского казачества. Когда будете изучать факультатив по истории казачества, эти книги вам очень пригодятся.

      t1618132102ap.gif   t1618132102aq.gif

                                          t1618132102ar.gif

В 5 классе у вас будет факультатив «Фольклор Забайкальского края», на котором вы узнаете забайкальские сказки, в т. ч – эвенкийские и бурятские сказки, мифологические рассказы, предания и легенды, героический эпос, обряды и обрядовую поэзию.

Ведущая:

А сейчас мы вам предлагаем пословицы, поговорки и казачьи загадки.

Девушки- кадеты 9 класса (в казачьих костюмах) проводят викторину по казачьим пословицам и поговоркам.

(Ребята 4 класса должны закончить пословицу)

Казак скорей умрет, чем с родной земли ( уйдет.)
И один в поле воин, если он по-казачьи ( скроен)
Казан проверяют по звону, а казака по( слову).
Казак молодой, а сноровка (старая).
Казаком быть – не разиня рот (ходить).
Казачья смелость порушит любую (крепость).
Веселы привалы, где казаки (запевалы).
Где тревога, туда казаку и (дорога).
Лучше иметь длинные уши, чем длинный (язык)
Чем слабее твоя воля, тем труднее (доля)
Не хвались казак травою, хвались (сеном)

От безделья не бывает у казака (веселья)

(заранее приготовлены все пословицы в печатном варианте и разделены на отдельные слова, если ребята не смогли закончить какую- то из пословиц, им предлагается собрать эту пословицу)

Загадки:

Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра. 
                /шашка, сабля/               
Перекрестятся старушки,
Когда грянет выстрел... /пушки/
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело? 
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
                /конь/

Есть, не скрою, у меня
И загадки про коня.
Величава и красива
у коня бывает… /грива/
Чтобы очень не трясло,
надо к лошади … /седло/
Если будет та сердита –
то пускает в ход… /копыта/
Кони взрослые готовы
поменять свои… /подковы/
 Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный…  /рушничок-полотенце/
«Любо, братцы, любо,
 любо, братцы жить…
/С нашим атаманом
нам не о чем тужить/

Ведущая:

Молодцы, ребята, спасибо гостеприимным хозяюшкам, а мы отправляемся дальше!

Все выходят из библиотеки, подходят к стендам в холле 3 этажа. Ведущая обращает внимание на стенды, на которых прописаны правила внутреннего распорядка, требования к кадетам на уроках, кодекс чести и др.

                            t1618132102as.gif

t1618132102at.jpg t1618132102au.jpgt1618132102av.jpg

                 t1618132102aw.jpg

А теперь заключительная остановка в нашем музее истории Забайкальского казачьего войска, а «станица» так и называется- «Приглашают казаки- не стесняйся, заходи!».

Гостей встречают девушки - кадеты 9 класса :

«Приглашают казаки-

не стесняйся, заходи,

Все станицы и пути вас

В музей к нам привели!»

Учитель истории, руководитель музея:

Наш музей был открыт 12 сентября 2010 года. Здесь представлено 4 раздела:

Я кратко вам поясню о разделах музея, вы посмотрите стенды с казачьей символикой, а более подробно вы всё узнаете на занятиях факультативов и музейных уроках.

1 раздел связан с зарождением казачества в Забайкалье и с именем Петра Ивановича Бекетова- русский путешественник, землепроходец, воевода, основатель Сибири и нашего г Нерчинска.

2 раздел посвящен освоению казаками Забайкалья.

3 раздел- Торгинской станице, которая после революционных событий 1917 г. была переименована в станицу Знаменскую, позже в село Знаменка.

4 раздел посвящен возрождению казачества, именно с этим событием и связано открытие нашего музея истории Забайкальского казачьего войска.

Обратите внимание на стенд, посвященный жизни нашего казака- земляка, полного георгиевского кавалера, Василия Георгиевича Казакова, имя которого носит наша школа.

Девушка- кадет приглашает ребят на небольшую экскурсию по музею с краткими пояснениями истории и значения экспонатов.

                          t1618132102ax.jpg                               t1618132102ay.jpg

     t1618132102az.jpg

   t1618132102ba.jpg

    t1618132102bb.jpgt1618132102bc.jpg

                  t1618132102bd.jpg                        t1618132102be.gift1618132102bf.jpgt1618132102bg.jpgt1618132102bh.jpg

                       t1618132102bi.gif

                         t1618132102bj.gif

                       t1618132102bk.gif

                       t1618132102bl.gif

                     t1618132102bm.gif

Кадет 8 класса:

Сколько казаков сейчас в России?

Где она казацкая страна?

На погостах – наших предков лики,

На многих – серая трава.

Сколько их, незнатных, невеликих,

Сгинуло без прав, но за права!

В рамках фотографии на стенах,

Кое-где и шашка в курене…

Внук сидит у деда на коленках.

Значит, быть казачеству в стране.

Девушка- кадет:

На Руси казаки испокон века живут.

Они прославляют просторы родные,

Душевные песни поныне поют,

Про честь и жизнь удалую!

Фольклорная группа исполняет песню: «Славьтесь, славьтесь казаки!»

Ученик 4 класса читает:

Наши предки – казаки
Нам завет давали,
Чтоб традиции отцов мы не забывали,
Чтобы землю берегли не жалея жизни,
Чтоб любили край родной и свою Отчизну!

Ведущая:

А сейчас настало время для чаепития, девушки для нас всех настряпали пышек и калачей! Всех приглашаем за стол! (к столу собираются все участники, в т ч учителя, задействованные в ходе мероприятия)

Заключение:

Читают все педагоги:

Вот настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!


Источники:

1. [Электронный ресурс] «Форма и знаки отличия Забайкальского казачьего войска» Режим доступа: https://forma-odezhda.ru/encyclopedia/forma-i-znaki-otlichiya-zabajkalskogo-kazachego-vojska/​​​​​​​

2. [Электронный ресурс] «Правовые основы военной службы»

Режим доступа:https://studopedia.ru/4_123300_pravovie-osnovi-voennoy-sluzhbi.html

3 Электронный ресурс «Пословицы и поговорки»

Режим доступа: http://www.poslovitza.ru/o_kazakah.html

4. [Электронный ресурс] «День казачьей славы» Автор: Цурикова Лариса Викторовна

Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/05/02/den-kazachey-slav

5. Электронный ресурс] Кубанские казачьи стихи-загадки

Режим доступа: https://stihi.ru/2014/07/16/3487

6. [Электронный ресурс] «Казачьи стихи»

Режим доступа: https://stihi.ru/2014/07/02/3478 ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Светлана Юрьевна, очень интересная работа. Хотелось бы узнать, это у Вас в школе такие богатые стенды с материалами или в местном музее?

12 April 2021

Спасибо Татьяна Александровна за отзыв! Да, у нас в школе единственный в нашем Забайкальском крае музей истории Заб-го казачьего войска!

12 April 2021

Очень интересно! Спасибо!

14 April 2021