Разработка образовательных маршрутов по безопасности жизнедеятельности дошкольников .

0
0
Материал опубликован 1 November

УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 170 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Разработка образовательных маршрутов по безопасности жизнедеятельности дошкольников .

Выполнил воспитатель: 
Кузьмина Ирина Владимировна


Самара, 20124

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, личного социокультурного опыта, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков, именно поэтому необходим поиск новых форм взаимодействия с детьми с целью дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения. 
При разработке образовательных маршрутов по ознакомлению детей с первоначальными основами безопасности была определена следующая цель: формирование основ по сохранению и укреплению здоровья; воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать. 
В рамках проводимого в Самаре в 2018 году «Года культуры Безопасности» были разработаны несколько образовательных маршрутов по безопасности жизнедеятельности, включающих в себя комплекс задач:
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе.
- формирование умения осознанного выполнения правил противопожарной безопасности и знакомство необходимыми действиями в случае пожара.
- воспитание грамотного участника дорожного движения; 
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества; знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту. 
Подбор содержания образовательных  маршрутов по ознакомлению дошкольников с первоначальными основами безопасности осуществлялся с учетом следующих принципов:
- системность и последовательность;
- доступность (материал подобран с учетом возрастных особенностей детей); 
- включение в деятельность (игровую, познавательную, исследовательскую и др.);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через  богатый иллюстративный материал). 

Образовательный маршрут «Природа – наш друг!»

Цель: формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи: 
- воспитывать эстетическое восприятие, способности видеть красоту родной природы и наслаждаться ею в разное время года.
- воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желание ее беречь и охранять. 
- повысить уровень экологических знаний детей через совместное участие родителей и воспитателей в педагогическом процессе. 
Этапы проведения образовательного маршрута:
 Создание развивающего уголка «Величие русской природы!»: материалы для раскрашивания и аппликаций, настольные игры, природный материал, макеты деревьев и т.д. 
Беседы с детьми: «Лес –богатство и краса!», «Какие деревья, кустарники, растения растут на участке!», «Как деревья помогают человеку?», «Как появляются деревья?», «Воздух – невидимка», «Почему нужно беречь и охранять природу?», «Как сберечь природу?», «О людях – защитниках природы».
Чтение художественной литературы. 
Рассмотрение картин с изображение деревьев в разное время года: И.Э. Грабарь «Рябинка», И.И. Шишкин «В сосновом бору», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И.И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию. 
Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой. 
Просмотр мультфильмов серии «Аркадий паровозов. На природе», презентация «Берегите природу!»
Дидактические игры: «Найди листок, какой покажу», «Найди, о чем расскажу», «Найти часть по целому», «Найди дерево по описанию», «Загадайте, я отгадаю», «Что лишнее?», «Времена года».
Сюжетно-ролевые игры: «Юный друг природы», «Ветеринар», «Цветочный магазин», «Лесничий». 
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: рисование на тему «Дерево», аппликация «Деревья летом и осенью», декоративная лепка «Гроздь рябины спелой».
Оформление информационного стенда для родителей «Природа и ребенок», консультации для родителей «Воспитание любви к природе», «Приобщение детей к природе», «Безопасность детей на природе».
Коллективная работа детей с родителями и воспитателями «Времена года». 
Опытно-экспериментальная деятельность: опыт «Как мы делали бумагу», посадка и наблюдение за ростом растений в различных условиях. 
Кукольный спектакль: «Буратино в волшебном лесу».
Экскурсия: рассмотрение деревьев на территории детского сада и за ее пределами. 
Сбор и сдача макулатуры. 
Социальные акции с участием детей, их родителей и педагогов ДОУ «Берегите природу! Берегите деревья!»  (рис. 1) и «Пташки, летите сюда, ждет вас здесь еда!». 
Библиотека маршрута: стихотворения И. Семенова «Березка», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Елочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка» и «Березка».


Рисунок 1. Социальные акции «Берегите природу! Берегите деревья!»  

Образовательный маршрут «Огонь-враг, огонь-друг!»

Цель: подвести детей к пониманию того, что в случае не осторожного обращения с огнем может произойти пожар.
Задачи: 
- дать знания о полезных и опасных сторонах огня, огнеопасных предметов, причинах возникновения пожара; 
- формировать умение осознанного выполнения правил противопожарной безопасности; 
- воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения. 
Этапы проведения образовательного маршрута:
Создание развивающего уголка «Юные пожарные»: материалы для раскрашивания и аппликаций, настольные игры, модели пожарных машин, макет пожарной части, костюм пожарного, противогазы др.
Беседы с детьми: «Огонь добрый – огонь злой», «Спички детям не игрушка», «Что горит и что не горит в огне», «Пожар в квартире», «Профессия пожарного важная и очень отважная».
Чтение художественной литературы. 
Просмотр мультфильмов «Кошкин дом» и «Аркадий паровозов. Пожар». Просмотр презентации «Убережем детей от огня».
Дидактические игры: «Помоги пожарному», «Закончи фразу», «Огоньки» и др.
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: рисование плаката «Юные пожарные», конструирование макета «Пожарная машина».
Оформление информационного стенда для родителей «Чтоб не ссориться с огнем!», консультация для родителей «Правила пожарной безопасности», «Это важно знать и помнить!».
Совместная деятельность детей с родителями: выставка рисунков «Огонь-враг!»
Театральная деятельность: инсценировка сказки «Кошкин Дом».
Экскурсия в Пожарную часть № 4 Промышленного района г.о. Самара с детьми и их родителями (рис. 2). 
Тренировки по эвакуации при пожаре в детском саду.
Развлечение «Смелые пожарные».
Библиотека маршрута: произведения С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Пожарный собака», Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», К.И. Чуковский «Путаница». 

Рисунок 2. Экскурсия в Пожарную часть № 4 
Промышленного района г.о. Самара


Образовательный маршрут «Правила дорожного движения»

Цель: дать знания о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте; познакомить с сигналами светофора и пешеходными переходами.
Задачи: 
- создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
- познакомить детей со значением дорожных знаков;
- способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах; 
- профилактика дорожно-транспортного травматизма; 
- развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде; 
- воспитывать в детях грамотных пешеходов; 
- усвоение детьми знаний о правилах безопасного поведения на улице; закрепить знания о работе светофоре.
Этапы проведения образовательного маршрута:
Организация развивающего уголка по ПДД в группе: материалы для раскрашивания и аппликаций, настольные игры, дорожные знаки, модели машин, макеты зданий, костюм сотрудника ДПС и др.
Беседы с детьми: «Правила поведения на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте», «Где следует играть детям?», «Опасность на дороге», «Внимательный пешеход», «Наш помощник светофор», «Зачем нужны дорожные знаки?», «Игры во дворе», «Безопасное поведение на улице», беседа-рассуждение «Наиболее безопасный путь в детский сад и их детского сада?», «Наши верные друзья на улицах и дорогах».
Чтение художественной литературы.
Просмотр мультфильмов «Смешарики на дороге», «Светофорик и дорога» и презентации «Осторожно, дорога». 
Дидактические игры: домино «Дорожные знаки», развивающая игра «Дорожные знаки», настольная игра «Викторина «Уроки безопасности», настольная игра «Светофор», «Угадай машину», «Помоги Буратино перейти дорогу», «Виды транспорта», пазлы «Дорожные знаки».
Сюжетно- ролевые игры: «Пешеход», «Регулировщик», «Мы едем в автобусе», «Трамвай», «Скорая помощь», «Полицейские на дороге», «Перекресток».
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: конкурс рисунков «Светофор – мой лучший друг!», изготовление дорожных знаков из картона.
Конструирование «Автобус», «Перекресток», «Скорая Помощь», «Светофор».
Целевые прогулки: ознакомление детей с улицей, перекрестками, дорожными знаками, наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта.
Оформление информационного стенда для родителей «Безопасность дорожного движения», консультации «Безопасная дорога к детскому саду», «Рекомендации родителям по обучению детей ПДД», «Уроки безопасности для родителей».
Развлечение для детей «Берегись автомобиля!».
Библиотека маршрута: произведения С. Михалков «Моя улица», Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек», Т. Александрова «Трехцветик», В. Семерина «Запрещается-разрешается», Я. Пешумова «Самый лучший переход», Е. В. Боровой «Красный, желтый, зеленый», Я. Пишумова «Азбука города», С. Михалкова «Шагая осторожно», отрывок из произведения И.Я. Яворской «Дети и дорога».

Образовательный маршрут «Безопасность детей в доме!»

Цель: знакомство детей с безопасным поведение дома.
Задачи: 
- тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья, познакомить  с последствиями неосторожного обращения с ними; 
- формировать у детей представление о правилах поведения в опасных ситуациях; 
- развивать умение правильно пользоваться предметами домашнего обихода; 
- познакомить с особенностями работы служб спасения и выучить их телефоны; 
- воспитывать чувство самосохранения, осторожности и взаимопомощи. 
Этапы проведение образовательного маршрута:
Создание развивающего уголка «Безопасность в доме»: стенд с макетами предметов и мест «Будь осторожен!», материалы для раскрашивания и аппликации, настольные игры, наглядное пособие «Безопасность в доме», журналы для дошкольников «Один дома». 
Оформление информационного стенда для родителей «Безопасность ребенка дома», консультации для родителей «Правила безопасность поведения ребенка в доме», «Безопасность ребенка дома при использовании бытовой техники и электрических приборов». 
Беседы с детьми: «Электроприборы», «Это не игрушка, это опасно!», «Как позвонить в службу спасения?», «Если дома ты один!», «Не открывай дверь чужим людям».
Чтение художественной литературы.
Просмотр мультфильмов «Жихорка», «Волк и семеро козлят», серии мультфильмов по безопасности детей «Аркадий паровозов», презентации «Безопасность в доме».
Дидактические игры: «Моя безопасность», «Вредные-полезные», «Электроприборы», «Загадки-отгадки», «1,2,3 – опасность назови!», «Можно-нельзя», «Где хранить предметы», «Помоги сказочным героям», «Доскажи словечко», «Помоги спасателям», «Что для чего?».
Сюжетно-ролевые игры: «Скорая помощь», «Я один дома», «Откройте дверь, пожалуйста! Я ваша тетя».
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: рисование плаката «Безопасность в доме», аппликация «Запомни эти номера». 
Театральная деятельность: постановка спектакля «Волк и семеро козлят». 
Развлечение для детей «В мире опасных предметов». 
Вечер встреч с родителями профессий спасатель МЧС, врач, пожарный: беседы с детьми в игровой форме.
Библиотека маршрута: произведения С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Торопливый ножик», русско-народная сказки «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка».

Комментарии
Комментариев пока нет.