Разработка раздаточного материала к уроку физики
Разработка раздаточного материала к уроку физики
Завершинская Ирина Андреевна, к.п.н., Заслуженный учитель РФ
Изучение физики можно сравнить с освоением нового языка – только вместо слов мы учим около 1000 специальных терминов, описывающих законы Вселенной. Для начинающих эти понятия кажутся сложным кодом: непривычным, абстрактным, а иногда и пугающим. Физические термины (сила, энергия, ускорение, индукция) — это не просто слова, а точные понятия с конкретными определениями. Без их понимания невозможно усвоить законы физики. Чтобы ученик освоил предмет в полном объеме необходимо сформировать фундамент для его изучения, т.е. научить понимать и запоминать физические термины. Фактически мы должны научить предметному языку.
Эти проблемы нашли свое отражение в новом государственном образовательном стандарте [3]. В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» в подразделе, касающемся физики указано, что наряду с формированием убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, с формированием первоначальных систематизированных представлений о физической сущности явлений природы и приобретением опыта применения естественно-научного метода познания, физических методов исследования объектов и явлений природы необходимо научить приемам работы с информацией физического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул или обозначений величин, графиков зависимости величин, табличных данных, схем, фотографий и др.).
ФГОС предъявляет высокие требования к метапредметным, предметным и личностным результатам обучения.
В работах [1,2] был разработан подход к решению актуальных педагогических проблем через внедрение новых форм учебной деятельности. Этот метод не только помогает достигать поставленных образовательных целей, но и стимулирует школьников к самостоятельной работе и более осмысленному усвоению знаний. Однако вопрос повышения эффективности работы с текстом по-прежнему остается нерешенным. Многие учащиеся не владеют навыками глубокого анализа текста: им трудно выделять главную мысль, находить нужные данные и интерпретировать прочитанное, что негативно влияет на их познавательное развитие.
Для развития универсальных учебных действий (УУД) и метапредметных компетенций мы предлагаем систему специальных упражнений.
Каждое занятие начинается с разминочного блока из 3–4 заданий. Эта часть урока играет ключевую роль: она помогает ученикам сосредоточиться, актуализирует их предыдущие знания и служит инструментом повторения и обобщения материала. Кроме того, в разминку включены задания, направленные на формирование умения представлять информацию в различном виде и переводить ее из одного вида в другой (например, переводить её из текстовой формы в графическую или табличную).
Учитель может разными способами использовать данный материал в контексте своего собственного урока. Ниже приведены примеры таких заданий для учеников 9-го общеобразовательного класса с некоторыми комментариями.
Урок физики в 9 классе (базовый уровень)
Второй закон Ньютона
«Разминка»
Упр-1. Переведите значения величин в стандартные по образцу
18 км/ч = | |
12 г/см3= | |
2 км/мин= | |
3 кН = |
Упр-2. Заполните таблицы.
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Физическая величина | Единица измерения | Прибор для измерения | |
скорость | Кельвин (___) | |||||
ускорение | Ом (___) | |||||
плотность | Ньютон (___) | |||||
масса | Паскаль (___) |
Упр-3. Найдите правильную формулу в каждой строке и запишите ее в правую ячейку. Ячейки с неправильными формулами зачеркните диагональным крестом.
Впиши в пустую графу правильную формулу: | |||
Упр-4. Впишите в пропуски нужные слова из [квадратных скобок] зачеркивая уже использованные.
1 | ____________________ тела при его _____________________ движении называется физическая _______________, равная _____________________ изменения _________________ к промежутку _____________________, за которое это изменение произошло.[величина, время, отношение, равноускоренный, скорость, ускорение] |
2 | _______________ тела — это физическая _______________, которая характеризует его _______________.[величина, инертность, масса] |
3 | ________________ равноускоренным __________________ называют такое движение, при котором __________________ тела за любые _________________ промежутки ________________ изменяется _______________ [время, движение, одинаково, прямолинейный, равный, скорость] |
4 | _______________ — это физическая ______________, которая равна отношению __________________ тела к его _____________ [величина, масса, объем, плотность] |
5 | Сила ________________ - это _______________, возникающая в теле в _____________ его _____________________ и стремящаяся вернуть его в __________________ состояние. [деформация, исходный, результат, сила, упругость] |
Изучение нового материала
Процесс интеллектуального развития современного человека тесно связан с печатной, аудиовизуальной информацией, и чтобы активизировать работу школьников с текстом, нами предложены задания нового типа:
Упр-5. Внимательно прочитайте каждое предложение, стараясь понять его смысл и запомнить.
В (круглых скобках) зачеркните неправильное и подчеркните правильное слово
В пропуски впишите нужные слова из [квадратных скобок], зачеркивая уже использованные.
Оцените понятность (2 –понятно, 1 – не вполне, 0 – не понятно), вписывая цифры в букву П.
Причиной изменения скорости тела, а значит, и причиной возникновения ускорения является действие на это тело других тел с некоторой силой.
Когда на тело действует сразу несколько сил, то оно движется с ускорением в том случае, если равнодействующая этих сил не равна нулю.
Равнодействующей нескольких сил, действующих на тело, называется сила, производящая на тело такое же действие, как все эти силы вместе.
Второй закон Ньютона объясняет, от каких параметров зависит величина ускорения.
Второй закон Ньютона гласит: ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
.
Выполните расчет по образцу | Если F= 4 Н, m = 2 кг то а=4Н/2 кг=2 м/с² Если F= 8 Н, m = 2 кг то a= |
Ускорение тела направлено так же, как вектор равнодействующей силы.
Сила измеряется в Ньютонах Н. В СИ за единицу силы принимается сила, сообщающая телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2 в направлении действия силы.
Выполните расчет по образцу | Если m = 3 кг, а=4 м/с² то F= 3 кг∙4 м/с2 = 12 Н Если m = 2 кг, а=5 м/с² то F = |
Задания предложенного типа позволяют обеспечить условия для формирования следующих УУД:
Поиск и выделение необходимой информации;
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
Установление причинно-следственных связей.
На каждом уроке предусматривается и повторение ранее изученного матера в 7 – 8 классах, например:
Упр-6. Рассчитайте ускорение тела в каждом случае и заполните ячейки по образцу. Ответ выразите в м/с2.
F1=1 Н | F2=4 Н | F3=0,01 кН= | ||
m1=1 кг | формула | |||
решение | ||||
m2=2 кг | формула | |||
решение |
Упр-7. Рассчитайте силу, под действием которой тело движется с данным ускорением и заполните ячейки по образцу. Ответ выразите в Н.
а1=1 м/с² | а2=0,4 м/с² | а3=2 м/с² | ||
m1=1 кг | формула | F11= m1· a1 | ||
решение | F11=1кг ·1м/с² =1Н | |||
m2=4 кг | формула | |||
решение |
Упр-8. Рассчитайте массу тела в каждом случае и заполните ячейки по образцу. Ответ выразите в кг.
F1=1 Н | F2=4 Н | F3=2 кН= | ||
а1=1 м/с² | формула | |||
решение | ||||
а2=2 м/с² | формула | |||
решение |
Упр-9 * Заполните пустые ячейки таблицы по образцу
Сила F1 сообщает телу массой m1 ускорение Найдите ускорение тела в других случаях
Условие | Запись выражений | |
Сила F2=4F1 действует на тело массой m2=2m1 | ||
1 | Сила F3=3F1 действует на тело массой m3=0,5m1 | |
2 | Сила F4= 2F1 действует на тело массой m4=4m1 | |
3 | Сила F5= 6F1 действует на тело массой m5=3m1 |
Повторение изученного ранее
Упр-10. Внимательно прочитайте каждое предложение, стараясь понять его смысл и запомнить. В (круглых скобках) зачеркните неправильное и подчеркните правильное слово.
В пропуски впишите нужные слова из [квадратных скобок], зачеркивая уже использованные. Оцените понятность (2 –понятно, 1 – не вполне, 0 – не понятно), вписывая цифры в букву П.
В большинстве случаев, с которыми мы встречаемся в жизни, на тело действует не одна, а сразу несколько сил.
. Например, когда плывет корабль на него действуют сразу 4 силы: сила тяги, сила сопротивления воды, сила тяжести и архимедова сила.
Приведите примеры действия на тело нескольких сил: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эти несколько сил, в действительности приложенных к телу, можно заменить одной силой, равноценной по своему действию этим силам.
Эта сила, производящая на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.
Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил.
Выполните расчет по образцу | Если F1=3 Н, F2=2 Н то Fрав= F1 + F2 =3 Н + 2 Н = 5 Н Если F1=4 Н, F2=5 Н; то Fрав = |
Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей но модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил.
Выполните расчет по образцу | Если F1=3 Н, F2=2 Н то Fрав= F1 - F2 =3 Н - 2 Н = 1 Н Если F1=4 Н, F2=5 Н то Fрав = |
Задание на повтор урока № 10, 6
Упражнение № 11 (график скорости) Графики скорости
1-е тело - пунктирный график - - - - - - - - | |||||
Движение с ускорением | 1 | 1 м/с² | 2 м/с² | 4 м/с² | |
В момент t=3 c скорость тела | 2 | V=2 м/с | V=4 м/с | V=8 м/с | |
Скорость тела V=4 м/с в момент времени | 3 | 6 с | 3 с | 1с | |
Уравнение скорости: ________________________ | |||||
2-е тело - сплошной график | |||||
Движение с ускорением | 5 | 1 м/с² | 2 м/с² | 4 м/с² | |
В момент t=3 с скорость тела | 6 | V=2 м/с | V=4 м/с | V=6 м/с | |
Скорость тела V=4 м/с в момент времени | 7 | 6 с | 3 с | 1с | |
Уравнение скорости: ________________________ |
Упражнение № 12. 3-таблица. Найдите правильную фразу в каждой строке и отметьте ее в таблице ответов. В неправильных зачеркните «неправильные» слова. В правильных – подчеркните соответствующие «правильные» слова.
Быстрота равноускоренного прямолинейного движения находят по формуле: | Скорость равноускоренного прямолинейного движения находят по формуле: | |||
В инерциальных системах отсчета выполняется закон инерции | В инерциальных системах координат выполняется закон инерции | |||
Масса любого тела зависит только от его размеров | Масса любого тела зависит от его вещества и размеров, из которых оно состоит | |||
Плотность показывает, чему равна масса вещества в единичном объеме | Плотность показывает, чему равна плотность вещества в единичном объеме | |||
Плотность тела зависит от вещества и не зависит от объема | Плотность тела зависит от вещества и от объема | |||
Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости. | Сила, возникающая в теле в результате его упругости и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой деформации. | |||
Опыт показал, что при упругой деформации (растяжении или сжатии) величина силы упругости тела прямо пропорциональна изменению длины тела. | Опыт показал, что при упругой деформации (растяжении или сжатии) величина силы упругости тела обратно пропорциональна изменению длины тела. |
Самостоятельная работа. Отметьте Х » верные высказывания в столбце В
В | Проверка | ||
Тело массой 4 кг под действием силы 5 Н двигается равномерно. | 1 | ||
Равнодействующая одинаково направленных сил :6 Н и 7 Н равна 13 Н | 2 | ||
Если на тело подействовать силой, то оно будет двигаться равноускоренно. | 3 | ||
В геоцентрической системе отсчета выполняется закон инерции. | 4 | ||
Тела разной массы под действием одинаковой силы двигаются с разным ускорением. | 5 | ||
Если на тело действует сила, то оно может замедляться. | 6 | ||
Ускорение и сила направлены взаимно перпендикулярно | 7 | ||
Итого из 7 возможных набрано | ___ |
Апробация представленной методики в нашем учебном заведении показывает, что постоянное использование подобных заданий эффективно формирует у учащихся необходимые знания, навыки, умения и воспитывает навык самостоятельного принятия решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТЫРЫ:
1. Завершинская И.А., Лебедянцев С.В. «Разработка эффективных методик по формированию метапредметных умений на уроках физики»/ Современный урок: Как научить учиться. Материалы городского методического дня – Самара: Центр развития образования г.о. Самара, 2012. – 92 с.
2. Завершинская И.А., Лебедянцев С.В. Формирование общеучебных умений, навыков и универсальных способов действий для интеллектуального развития личности на уроках физики./Воспитательные аспекты процесса обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: материалы международной научно-практической конференции. 30ноября – 1 декабря 2012 года, г. Самара. – ПГСГА, 2012. – 260 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования