Разработка родительского собрания в 9 классе по теме: «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам»
Разработка родительского собранияв 9 классе
по теме: «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам»
Цели: 1) познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации;
2) проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам;
3) дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам.
Подготовка.
I. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
II. Проводится анкетирование учащихся.
Оформление, оборудование и инвентарь. На доске оформлены высказывания: «Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (Г. Селье); «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход» (Д. Карнеги).
Анкета
- Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
- Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
- Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?
- Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? Какие?
- Какой режим работы при подготовке к экзаменом ты считаешь наилучшим?
- Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную деятельность?
III. Во время классного часа проходит тестирование девятиклассников по «Стресс-тесту». Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
1 — почти никогда;
2 — редко;
3 — часто;
4 — почти всегда.
- Меня редко раздражают мелочи.
- Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
- Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
- Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
- Не переношу критики, выхожу из себя.
- Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
- Все свое свободное время чем-нибудь занят.
- На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
- Не умею выслушивать, вставляю реплики.
- Страдаю отсутствием аппетита
- Беспричинно бываю беспокоен.
- По утрам чувствую себя плохо.
- Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
- И после продолжительного сна не чувствую себя нормально
- Думаю, что сердце у меня не в порядке.
- У меня бывают боли в спине и шее.
- Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.
- Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю
- Думаю, что лучше многих.
- Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше.— Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31 - 45 баллов. — Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените, образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46—60 баллов. — Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в томже духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам 'радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. — Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.
IV. Учитель обрабатывает, анализирует результаты анкетирования и тестирования.
V. Изготавливаются памятки.
Некоторые закономерности запоминания
- Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
- При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
- Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
- Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
- Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
- Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
- Чередование умственного и физического труда.
- Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове), т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.
- Беречь глаза, делать перерыв каждые 20—30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
- Минимум телевизионных передач!
Приемы психологической защиты
- Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
- Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
- Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.
- Мобилизация юмора. Смех — противодействие стрессу.
- Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра»
- Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия)
- Быстрое общеемышечное расслабление (релаксация)
Ход собрания.
Учитель. Здравствуйте, дорогие родители. Скоро нам предстоит знаменательное событие – первое серьезное испытание для наших детей. Сегодня мы попытаемся выяснить насколько они, да и вы готовы к нему. Я вам расскажу о правилах проведения аттестации. ( Рассказывает о правилах проведения итоговой аттестации.)
Учитель. Теперь я вас попрошу ответить на вопросы анкеты. (Родители отвечают на вопросы анкеты и теста, на которые уже отвечали их дети).
Пока учитель обобщает результаты анкеты, перед родителями выступает медицинский работник школы, рассказывает о том, как сохранить здоровье в период подготовки к экзаменам.
Учитель рассказывает родителям обобщенные результаты анкетирования, предлагает родителям сравнить их ответы с ответами детей, предлагает обратить внимание на рекомендации, изложенные в памятках.
Родители в группах обсуждают каждую памятку.
Решение родительского собрания:
1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам.
2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания.
3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.
4. Верить в силы детей, самим не поддаваться волнениям и панике.
Литература:
- Андреев О. Перед экзаменом // Школьный психолог.- 2001. - №24.
- Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог.- 2001. - №27.
- Галахова Т.Ю., Румянцев С.Ю. Психологическая помощь педагогам в период подготовки к Единому государственному экзамену. – Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. - №4.
- Журавлев Д. Экзамен – способ проверки знаний или психологическое испытание // Народное образование – 2003. - №4.
- Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов ВУЗ. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
- Родионов В., Ступницкая М. Экзамен как повод поиграть // Школьный психолог.- 2002. - №16, 20, 21.