12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Солопова Светлана Геннадьевна229
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
4

Родительское собрание «Стрессовые ситуации. Как научить ребенка справляться со стрессом?»



Памятка для родителей (брошюра)
DOCX / 52.61 Кб

 

Презентация для род. собрания
PPTX / 17.94 Мб

Практическое занятие педагога-психолога

для родителей 9-х, 11-х классов с элементами тренинговых упражнений на тему:

«Стрессовые ситуации. Как научить ребенка справляться со стрессом?»


 

Цель: сохранение и укрепление психофизиологического здоровья родителей


 

Задачи:

Познакомить участников с понятиями «стресс» и «экзаменационный стресс», причинами экзаменационного стресса.

Познакомиться с симптомами экзаменационного стресса.

Познакомиться с различной техникой преодоления стресса, помочь овладеть навыками их применения.

Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Дать рекомендации родителям «Как поддержать ребенка при подготовке к экзаменам»

Оборудование: бумага, цветные карандаши, мягкая игрушка, ручки, проектор.


 

 

Ход занятия.

«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете»

(Г.Селье)

Настрой на работу.

Упражнение «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте ри­сунок, который будет соответствовать вашему настро­ению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю».

Вводная беседа.

Мы живем в напряженное время. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы и поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс». Более подробно рассмотрим понятие «экзаменационный стресс», причины его возникновения. Поговорим о симптомах экзаменационного стресса.

Стресс – это физиологические реакции человека, которые возникают при ответах организма на экстремальные требования внешней среды.

Экзаменационный стресс – это сильное чувство беспокойства по поводу результатов предстоящих экзаменов и реакция организма на это переживание.

Главный фактор, провоцирующий экзаменационный стресс – это отрицательные переживания.

Причины экзаменационного стресса:

Интенсивная умственная деятельность

Нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения

Нарушение режима сна и отдыха

Негативные переживания

Симптомы экзаменационного стресса.

Физиологические симптомы

Головные боли

Тошнота и диарея

Мышечное напряжение

Углубление и учащение дыхания

Учащение пульса

Перепады артериального давления

Эмоциональные симптомы

Чувство общего недомогания

Растерянность

Паника

Страх

Неуверенность

Тревога

Депрессия

Подавленность

Раздражительность

Когнитивные симптомы

Чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете

Неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)

Воображение отрицательных последствий неудачи на экзаменах

Кошмарные сновидения

Ухудшение памяти

Снижение способности к концентрации внимания

Поведенческие симптомы

Стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзаменам

Избегать любых напоминаний об экзамене

Уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период

Вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах

Увеличение потребления кофеина и алкоголя

Ухудшение сна и аппетита


 

Упражнение. «Пакет». Психолог делает из бумаги пакет. Участники мысленно кладут в пакет самое «дорогое». Через некоторое время пакет сминается психологом резко и грубо (демонстрация разрушения). Беседа об ощущениях, чувствах участников упражнения.

Что такое стресс? (ответы участников)

ИТОГ: Это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование

Это напряжение…

Это приправа для жизни…


 

За время нашего занятия мы попытаемся скорректировать, частично восстановить, укрепить наше психофизиологическое здоровье.

Научимся использовать приемы саморегуляции, релаксации и другие способы снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.

Упражнение «Антистрессовый чемоданчик»

У нас впереди долгая жизнь, чтобы прожить ее счастливо каждый из вас сейчас соберет «антистрессовый чемоданчик» в дорогу.

У каждого из вас рисунок открытого чемоданчика. Сейчас мы будем с вами рассматривать разные способы снятия стресса, а вы будете записывать на своем чемодане те способы, которые вас заинтересовали. В конце занятия у вас получиться антистрессовый чемоданчик, который поможет вам выходить из разных отрицательных ситуаций.

Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс? (каждый раз вызывается один из участников тренинга и показывается способ снятия стрессовой ситуации) Итак, если у вас имеются признаки стресса, рекомендуется:

Способы преодоления стресса

Самый простой способ - отдых и расслабление (прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом или отсутствием абсолютно любой нагрузки). Выбор зависит только от индивидуальных особенностей человека.

Аутотренинг.

Упражнение «Формула аутотренинга»

Руководствуясь правилами, вам нужно составить формулы аутотренинга для себя. Желающие могут зачитать.

Правила составления формулы аутотренинга:

- Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.

 - Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться».

Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю нужное. Я сосредоточен».

Желающие могут прочитать составленные формулы

Упражнение «Формула самовнушения»

Вначале рекомендуется сделать пару глубоких вдохов, сосредоточившись на самом процессе дыхания. После нескольких глубоких вдохов надо проговаривать успокаивающие фразы, например: «спокоен и готов ко всему», исчезли все неприятные ощущения в голове; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе; я успешен.

Рекомендации: Использовать следующие формулы самовнушений:

- Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

- Я с хорошим результатом пройду все испытания.

- Я спокойный и выдержанный человек.

- Я смогу справиться с заданием.

- Я справлюсь.

- Я должен сделать то-то и то-то....

Совет. Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут т быть спокойным, уверенным и мобильным.

Релаксация.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.

Упражнение «Дыхательная релаксация»

Наиболее простой способ – это дыхание на счет. Нужно предложить родителям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох.

Упражнение «Сосредоточение на предмете»

Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручка и т.д.) и положить его перед собой. В течение 4 минут удерживайте все свое внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

«Мозговой штурм» Предложите свой любимый способ выхода из стрессовой ситуации, который вы могли бы порекомендовать своим детям.


 

По желанию участники могут познакомить друг друга с содержимым своего «Антистрессового чемоданчика».


 

Рекомендации для родителей

«Как поддержать ребенка при подготовке к экзаменам»

Собрать информацию о проведении экзамена, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для Вашего ребенка ситуацией неопределенности.

Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку и верить в силы ребенка.

Откажитесь от упреков, доверяя ребенку.

Если школьник хочет заниматься под музыку, не препятствуйте этому, договоритесь только, чтобы эта музыка была без слов.

Обсудите, какой учебный материал нужно повторить, составьте план подготовки.

Вместе определите «жаворонок» или «сова» выпускник. Если «жаворонок» - основная подготовка к экзамену должна проходить в первую половину дня, если «сова» - то вечером.

Проведите репетицию экзамена. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли. Помогите правильно распределить время на выполнение заданий.

Организовать режим дня.

Во время подготовки ребенок должен регулярно делать короткие перерывы.

Обратите внимание на питание Вашего ребенка.

Создайте дома обстановку дружелюбия и уважения.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто кроме Вас, не сможет заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых. Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.


 

Рефлексия

Сегодня на занятии Вы собрали «Антистрессовый чемоданчик», его задача помочь Вам преодолеть стресс. Каждый из Вас теперь может помочь собрать «Антистрессовый чемоданчик» и своему ребенку.

У меня в руках чудесная мягкая игрушка. Она излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать её друг другу и делиться впечатлением о сегодняшнем занятии (что Вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали и т.д.), дарить свои пожелания.


 

Хотелось бы завершить нашу встречу видеороликом «Письмо подростков родителям!»


 

Спасибо за внимание!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Desteni, 03.04.19 в 20:33 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал. Приберу в копилочку
Солопова Светлана Геннадьевна, 04.04.19 в 15:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за Ваш отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.