Конспект современного дистанционного урока английского языка по технологии Hot Potatoes (5 класс)
Разработка современного дистанционного урока английского языка
Развитие инновационных и современных информационно-коммуникационных технологий, потребности общества в мобильности, процессы глобализации обусловливают модернизацию образовательной системы и поиск новых технологий обучения.
Термин «дистанционное обучение» впервые был применён в Университете штата Висконсин в 1982 году. Под дистанционным обучением понимался способ получения образования отдалённо. В России же данный термин появился благодаря работам Е. С. Полат и А. А. Андреева (Вайндорф-Сысоева 2017:11-12).
Так, под дистанционным обучением Е. С. Полат понимает «процесс обучения, в котором учитель и ученик или учащиеся географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса» (Теория и практика 2004: 11).
По мнению Е. Г. Гаевской, дистанционное обучение – это форма обучения, при которой учитель и ученик физически разделены во времени и пространстве с применением информационных технологий, используемых для преодоления упомянутого расстояния с сохранением показателей качества обучения (Вайндорф-Сысоева 2017: 4).
В. С. Зайцев считает, что дистанционное обучение предоставляет собой форму организации учебного процесса, основанную на применении технологий (Зайцев 2012: 342).
Опираясь на определения Е. С. Полат, Е. Г. Гаевской и В. С. Зайцева, под дистанционным обучением понимаем способ взаимодействия учащихся и педагога на расстоянии при помощи ИКТ. Обучение при этом не исключает все присущие учебному процессу компоненты и осуществляется при помощи различных информационных технологий и электронных ресурсов.
Дистанционное обучение основывается на взаимодействии обучаемого и обучающихся с помощью интернет-коммуникаций. Оно может проходить как в режиме реального времени (online) с помощью Интернета (социальные сети), так и в режиме offline, когда школьники дистанционно получают задания от педагога и выполняют его. Преподаватель может проверить выполненные задания в удобное для себя время.
Формирование и контроль усвоения лексических единиц у обучающихся на средней ступени представляется важной и вместе с тем достаточно трудной задачей учебного процесса, особенно, если речь идет о дистанционной форме обучения.
Цели обучения иностранному языку, совершенствование методической системы, поиски новых способов и средств обучения привели к необходимости разработки научно обоснованной концепции компьютеризации учебного процесса.
С каждым днем роль инновационных технологий в организации учебного процесса растет. Отличительной особенностью данного процесса является темп развития электронно-образовательных технологий и их использование в учебном процессе. Применение данных технологий в сочетании с традиционными методами обучения помогает преподавателю определить направление дальнейшего поиска ресурсов для решения стоящих перед ним дидактических задач. Применение Интернет – технологий как на занятиях по иностранному языку, так и при организации самостоятельной работы является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых.
Использование инновационных информационных технологий в преподавании иностранного языка подразумевает под собой не только современные технические средства, но и новые формы и методы обучения, новый подход к самому процессу обучения. Главными задачами, которые учитель должен ставить перед собой, обучая школьников иностранному языку, являются:
1) создание условий для практического овладения языком с обязательной опорой на связь с реальностью;
2) подбор таких средств, методов и форм обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить активность и креативное мышление;
3) активация познавательной деятельности учащегося в процессе обучения иностранному языку (Галюнина 2020: 100).
Сегодня мультимедийные технологии являются одним из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. На данный момент существует огромный выбор мультимедийных продуктов, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.
На уроках английского языка можно применять оболочку Hot Potatoes, как наиболее удобную и простую в использовании. Эта инструментальная программа-оболочка дает преподавателям возможность самостоятельно создавать не только интерактивные задания для использования в ходе уроков, но и тесты для контроля и самоконтроля обучающихся. Результаты всех тестов учитель может посмотреть в любое удобное для него время.
В состав Hot Potatoes входят 5 блоков программ для составления заданий и тестов разных видов. Рассмотрим макет программы Hot Potatoes на рисунке 1.
Рисунок 1. Программа Hot Potatoes
1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
2. JCloze – Заполнение пропусков.
3. JMatch –Установление соответствий (3 типа заданий).
4. JCross – Кроссворд.
5. JMix – Восстановление последовательности.
Программа Hot Potatoes является эффективным инструментом для контроля знаний обучающихся, в том числе для усвоения лексических единиц. Данная программа имеет функцию автопроверки, и обучающийся сразу получает свой результат. Все входящие в нее модули имеют одинаковый интерфейс. Созданные задания и тесты выводятся на печать, их можно объединить в блоки или уроки. Задания, созданные учителем в данной программе, можно использовать при работе с интерактивной доской, их можно интегрировать в среду дистанционного обучения Moodle, таким образом, используя их при дистанционном обучении.
Так, на материале УМК «Spotlight 5» под ред. Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс рассмотрим дистанционный урок на тему «Моя комната». Данный урок ориентирован на проверку навыков усвоения лексических единиц по данной теме, развитие умения чтения с извлечением запрашиваемой информации, формирование умения работать самостоятельно. Для достижения этих целей можно применить оболочку Hot Potatoes.
Целью данного урока является проверка усвоения лексических единиц и конструкций по теме «Моя комната», формирование благоприятных условий в рамках темы для развития самостоятельно мыслящей активной личности ученика.
Рассмотрим задачи данного урока:
Образовательные задачи: проверка усвоения изучаемого лексического материала в разнообразных коммуникативных упражнениях.
Развивающие задачи: развитие умения чтения с извлечением запрашиваемой информации и умения работать самостоятельно.
Воспитательные задачи: прививать интерес к иностранному языку.
Задание 1. Выполняется в Jquiz – вопросы с множественным выбором ответа. Прочитай текст; прочитай утверждения после и отметь верно (T) или неверно (F).
Hello! My name is Ted. My bedroom is my favourite place in the house. It is small but it’s comfortable. Everything is green in the room. There is a bed next to the wardrobe. My desk is in front of the window. I have got a new computer. It is on my desk. The green chair is in front of the desk. There are some posters with my favourite singers on the walls. Three paintings are on the wall. There is a red carpet on the floor. My bedroom is nice!
1. Ted’s room is big. ___________
2. Everything is brown in his room._____________
3. Ted’s desk is in front of the window.____________
4. Ted hasn’t got a computer. ____________
5. Ted has some posters with his favourite singers on the wall. _______________
Задание 2. Вставь пропущенные слова. Задание выполняется в JСloze и проверяет лексико-грамматические знания обучающегося по теме «Моя комната». Задание заключается в заполнении пробелов в тексте подходящими словами:
1. My bedroom is my favourite ____________ in the house.
2. There is a _________next to the wardrobe.
3. My ___________ is in front of the window.
4. The green ____________is in front of the desk.
5. Three ____________are on the wall.
Задание 3. Найди соответствия. Задание выполняется в JMatch.
1. favourite a) chair
2. green b) bedroom
3. nice c) singers
4. red d) computer
5. new e) carpet
Задание 4. Выполни кроссворд (найти 7 слов). Задние выполняется в JCross и проверяет лексические и орфографические навыки по теме.
F |
B |
E |
D |
R |
O |
O |
M |
W |
P |
E |
I |
L |
W |
S |
U |
A |
R |
M |
C |
H |
A |
I |
R |
S |
C |
I |
N |
N |
E |
R |
D |
P |
A |
I |
N |
T |
I |
N |
G |
A |
R |
L |
V |
A |
S |
E |
Y |
P |
P |
J |
S |
B |
N |
N |
R |
E |
E |
O |
I |
L |
A |
M |
P |
R |
T |
O |
M |
E |
M |
M |
Y |
Задание 5. JMix – восстановление последовательности. Обучающимся необходимо прочитать предложения и расположить их в правильном порядке по тексту. Задание выполняется в JMix.
1. My desk is in front of the window.
2. My bedroom is nice!
3. My bedroom is my favourite place in the house.
4. The green chair is in front of the desk.
5. Everything is green in the room.
Таким образом, в условиях информатизации образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Одним из первых шагов в их реализации является разработка и внедрение информационных и компьютерных технологий в учебный процесс как средства обогащения творческой деятельности учащихся и самого педагогического процесса. С помощью программы Hot Potatoes учащиеся выполняют тест из 5 упражнений: вопросы с множественным выбором ответа, заполнение пробелов в тексте подходящими словами, нахождений соответствий, разгадывание кроссворда, восстановление последовательности. Использование оболочки Hot Potatoes, несомненно, способствует повышению показателей качества освоения учебной программы и сохранению интереса к изучению английского языка.
Список использованной литературы
1. Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2012. – 164 с.
1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. – 19 с.
2. Галюнина, А. А. Роль инновационных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения иностранным языкам учащихся средней школы / А. А. Галюнина // Актуальные вопросы современного иноязычного образования. – 2020. – С. 99 – 102.
3. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие / В. С. Зайцев. – В 2 - х книгах. – Книга 1. – Челябинск : ЧГПУ, 2012. – 411 с.
4. Теория и практика дистанционного обучения : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 414 с.