Технологическая карта урока по географии в 10 классе «Общая характеристика мирового хозяйства и населения мира»
Урок №33
Учитель: Мартынов Алексей Александрович |
Предмет: География |
Класс:10 |
Автор УМК: В.П.Максаковский |
Тема урока: Общая характеристика мирового хозяйства и населения мира
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков
Цель урока: обобщение пройденного материала пред итоговым тестом за курс 10 класса
Задачи урока:
общеобразовательные:
проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме
закрепить умения и навыки работы с различными источниками информации
обобщить материал как систему знаний
развивающие:
научить выступать перед аудиторией
продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
формировать навыки самоконтроля
воспитательные:
воспитать культуру учебного труда
формировать экологическую культуру, формировать гуманные качества личности учащихся
вовлечь в активную практическую деятельность
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность
метапредметные:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
предметные:
картографическая грамотность
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
умение работать с разными источниками географической информации
Межпредметные связи:
Обществознание
Экология
Технологии:
Проблемное обучение
Технологии групповой деятельности
Технология классического и современного урока.
Ресурсы:
ПК учителя
Атласы и контурные карты
Тетради
Учебник
раздаточный материал (карточки)
Деятельность |
Формируемые универсальные учебные действия |
ФОУД |
Развивающий контроль |
||||
учителя |
учащихся |
Личностные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
||
Этап урока: Организационный этап |
|||||||
Цель этапа: организация работы на уроке |
|||||||
Определяются рамки изучаемого материала. |
дать характеристику дальнейших действий на уроке |
Самоопределение |
выдвижение гипотез и их обоснование |
Высказывают предположения |
Планирование |
||
Этап урока: Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
|||||||
Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность |
|||||||
Диалог с учениками об изученном материале в 10 классе и его применении в повседневной деятельности |
определяют темы и их значение в повседневной жизни |
установление причинно-следственных связей |
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в ответ на изменившиеся условия действия) |
Дискуссия |
Групповой опрос |
|
Этап урока: Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности) |
|||||||
Цель этапа: конкретизировать изученный материал как единую систему знаний |
|||||||
Определяются рамки материала, который будет использован для выполнения заданий |
Используют различные источники информации |
Самоопределение |
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
понимание возможности различных позиций и точек зрения |
Целеполагание (постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий, принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач.) |
Дискуссия |
Выполнение комплекса устных упражнений |
Этап урока: Применение знаний и умений в новой ситуации |
|||||||
Цель этапа: включение изученного материала в течение года в систему знаний при выполнении различных практико-ориентированных заданий |
|||||||
направляет работу обучающихся через вопросы и карточки |
1. заполнить таблицу на карточке (прил. 1); 2. ответить на вопросы учителя (прил. 2); 3. Дискуссируют на вопрос учителя (прил. 3); 4. определяют понятия (прил. 4); 5. отвечают на вопросы учителя (прил. 5); 6. анализируют карты (прил.6); 7. дают определения (прил. 7); 8. располагают объекты (прил. 8); 9. Заполняют пропуски (прил. 9) |
овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств ; поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование |
понимание возможности различных позиций и точек зрения; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Прогнозирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана , последовательности действий) ; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Дискуссия; Индивидуальная; Групповая; Практикум; Парная |
Выполнение комплекса упражнений; Групповой опрос; Практическая работа; Индивидуальный опрос; Письменный опрос |
|
Этап урока: Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция |
|||||||
Цель этапа: корректировка выполнения заданий, осознание получения нового знания |
|||||||
Направляет работу обучающихся и корректирует их ответы |
оценивают проделанную работу; дают заключение |
использование индуктивного умозаключения; построение логической цепи рассуждений; умение приводить контрпримеры; установление причинно-следственных связей |
умение аргументировать, убеждать и уступать; учет разных мнений и умение обосновать собственное; понимание относительности оценок |
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в ответ на изменившиеся условия действия) ; Самооценка (осознание учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях, осознание самого себя как движущей силы своего научения.); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Дискуссия |
Взаимопроверка; Самопроверка; Оперативный разбор |
|
Этап урока: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
|||||||
Цель этапа: сообщение домашнего задания, предназначенного для закрепления изученного на уроке |
|||||||
сообщение д/з и инструктаж по его выполнению (повторение изученного в 10 классе и подготовка к итоговому тесту) |
записывают д/з в дневники, задают вопросы по его выполнению |
Смыслообразования |
умение решать проблемы или задачи |
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Планирование |
Дискуссия |
Оперативный разбор |
Этап урока: Рефлексия (подведение итогов занятия) |
|||||||
Цель этапа: подведение итогов работы на уроке у обучающихся и учителя |
|||||||
раздает карточки и ведет диалог с обучающимися |
заполняют и оценивают работу на уроке (прил. 10) |
синтез как составление целого пройденного материала |
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. ; учет разных мнений и умение обосновать собственное |
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
Дискуссия; Индивидуальная |
Письменный опрос |
Приложения
Карточка №1(индивидуальная работа)
Заполните таблицу, используя форзац учебника:
Форма правления |
Форма АТУ |
|||
Республики |
Монархии |
Унитарное |
Федеративное |
|
Конституционная |
Абсолютная |
|||
В каждую графу впишите названия предложенных стран: Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Ватикан, Италия, Испания, Китай, Япония, Саудовская Аравия, Пакистан, Иран, Египет, Марокко, Эфиопия, ЮАР, США, Мексика, Куба, Бразилия, Аргентина.
Карточка №2 (индивидуальный опрос)
В чем различии унитарного государства от федерального?
В чем различии конституционной монархии от абсолютной?
Что такое теократическая монархия? Какие государства имеют данную форму правления
Карточка №3 (вопрос для дискуссии)
Давайте обсудим, какую роль играет географическая наука в решении проблем природопользования и экологии?
Карточка №4 (работа в паре)
Дайте определение следующим понятиям: географическая среда, ресурсообеспеченность, географическое ресурсоведение
Карточка №5 (фронтальный устный опрос)
Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения?
Каковы главные общие черты глобального процесса урбанизации?
Карточка №6 (практикум)
Проанализируйте карту плотности населения в атласе.
Запишите регионы с высокой плотностью населения и объясните причину.
Запишите страны контрастным типом расселения и объясните причины.
Карточка №7 (групповая работа)
Дать определение понятиям:
научно-техническая революция,
мировое хозяйство,
международное географическое разделение труда,
территориальная структура хозяйства
Карточка №8 (индивидуальная работа)
Расположите пять главных нефтедобывающих стран по величине добычи (по убыванию): Мексика, Иран, Россия, США, Саудовская Аравия. Отметить их на контурной карте.
Карточка №9
Заполнить пропуски в следующих предложениях:
В своем развитии мировая энергетика прошла … главных этапа.
В мире сложились … главных региона машиностроительной промышленности.
Зерновые культуры занимают … всей обрабатываемой площади, среди них особо выделяются …
Яркими примерами стран – обладательниц «дешевых флагов» могут служить …
Лист самоанализа урока ученика
ФИО:
1) Данная тема мне понятна |
|
2) Мне было легко отвечать и выполнять задания |
|
3) В самостоятельной работе у меня все получилось |
|
4) У меня возникли затруднения в следующих карточках: |
|
5) Я доволен своей работой на уроке |
|
6) Я оцениваю себя на оценку |
|