Разработка урока музыки для 4 класса «Москва, о сколько в этом звуке!»

1
0
Материал опубликован 6 December 2017

План –конспект по музыке. Автор: Алеев, Науменко, 4 класс.

Разработала: Матычева Е.В., МБОУСОО «Школа №15», пос. Биракан,

Тема: « Москва, о сколько в этом звуке»

Цели: 1. Знакомство с Москвой, как с культурным центром;

2. Способствовать развитию: а) музыкального вкуса на произведениях великого композитора П. И. Чайковского; б) умение сравнивать. Анализировать прослушанный материал; в) творческая деятельность учащихся.

Вход: «Москва Майская»

Учитель: Как прозвучала песня? Кто её исполнял? О чём говорилось в этой песне?

1 чтец:

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой,

Я люблю твою Красную площадь

И кремлёвских курантов бой.

В городах и далёких станицах

О тебе не смолкает молва,

Дорогая моя столица, золотая моя Москва!
2 чтец:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе, Москва, как много в этом звуке…

Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? (О Москве)

Что вы знаете о Москве?

Ученик: Москва стала известной жителям Древней Руси с 1147 года.

Именно тогда Князь Игорь Долгорукий обратился с приглашением к своему брату – князю Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москов». Минули века. К 70 годам выделяется Московское княжество. Родоначальником династии московских князей стал Даниил – младший сын Александра Невского. Для Москвы пробил её звёздный час». Москве удалось стать во главе земли русской.

Учитель: Название нашей столицы произошло от названия реки. Корень «Моск» - обозначает болото, сырость, влага .В 1922 году Москва становится столицей СССР.

Ученик: Москва всегда являлась культурным и музыкальным центром России, сосредоточенным художественной и музыкальной элиты. Именно в Москве провёл всю свою жизнь великий русский композитор XIX века, один из представителей московской композиторской школы П. И. Чайковский. С самых первых дней пребывания (с 1866 г.) он стремился поближе познакомиться с жизнью города, посещая театры, концерты. В Москве он вёл активную деятельность, сформировался, как дирижёр, а главное – создал шедевры русской и мировой культуры. (Доклад сопровождается презентацией).

Учитель: Чайковский – великий русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью .Родился композитор 25 апреля, 1840 года, а умер в 1893 году.

Ученик. (Биография композитора)

Творческое наследие поражает своей многогранностью. Среди огромного количества произведений Чайковского есть только одно, написанное в стиле русского былинного характера – КАНТАТА «МОСКВА».

Учитель: Что такое кантата? (ответы учеников)

Ученик: Кантата П. И. Чайковского создавалась в 1883 году. Воспевание Москвы, как символ русского государства, были всегда близки Чайковскому. Она состоит из 6 эпизодов, взаимосвязанных друг с другом – 3х сольных и 3х хоровых. Наиболее популярные эпизоды – 3 и 5.

8 марта Чайковский получил заказ написать кантату для торжественной коронации императора Александра III (текст Майкова). 25 марта композитор её закончил, а 15 мая исполнил. (звучит кантата)

Учитель: Начало кантаты – величественное, спокойное оркестровое вступление, переходит в неторопливое повествование былинного характера. Постепенно усиливается динамика. Разрастаясь вширь. Самым известным является эпизод №. «Мне ли ,Господи и №3. «Час ударил», приносящий живость, яркость и молодецкую удаль. Чайковский написал своему другу Танееву, что кантату написал очень быстро, т. Как. Поэт Майков сочинил чудесные слова!

Ученик: Москва является историческим центром, с 1965 года носит звание «Город – Герой». Зимой, 1941 года произошла битва под Москвой, в которой советские войска впервые одержали победу. Немецкие войска вплотную подступили к Москве, прекратилась промышленная торговля, в Москве было введено осадное положение. Наступление немецкой армии было остановлено. В результате успешного контрнаступления советских войск немцы были отброшены от Москвы. (исполнение песни «Битва под Москвой»)

Учитель: В Москве много театров, кинотеатров, драматических театров, а так же - Большой театр оперы и балета. (показ слайдов, фото театров)

В кинотеатрах до сих пор показывают различные фильмы.

-Какие вы фильмы знаете о Москве? ( «Московская сага», «Москва слезам не верит»).

Сегодня на уроке мы просмотрим фрагмент фильма «А я иду, шагаю по Москве».

В нём говорится о молодом парне. Который проездом был в Москве. Поэт Геннадий Шпаликов написал на ходу слова к этой песни, пока шли съёмки этого фильма .Были изначально другие слова, но потом их переделали. В главной роли этого фильма – Никита Михалков. Ещё будучи молодым актёром. Он получил известность. (показ фрагмента, где есть песня «А я иду, шагаю по Москве».

Учитель: Давайте мы с вами исполним песню из этого кинофильма. (исполнение песни « А я иду, шагаю по Москве».)

Учитель: Как прозвучала песня? (ответы детей: спокойно, одночастная.)

Учитель: Москву ещё называли «Златоглавой». (показ слайдов)

Издавна народ сочинял разные песни о Москве златоглавой. Споём песню «Москва златоглавая».(исполнение песни)

Учитель: В наше время продолжают сочинять песни о Москве молодые поэты и композиторы. Очень известная песня о Москве. которую поёт Олег Газманов. «Москва, звонят колокола!»

Исполняет весь класс песню: «Москва, звонят колокола!»

Итог урока, рефлексия; оценки; дом. задание.

Составление синквейна.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.