Разработка урока музыки для 4 класса «Москва, о сколько в этом звуке!»
План –конспект по музыке. Автор: Алеев, Науменко, 4 класс.
Разработала: Матычева Е.В., МБОУСОО «Школа №15», пос. Биракан,
Тема: « Москва, о сколько в этом звуке»…
Цели: 1. Знакомство с Москвой, как с культурным центром;
2. Способствовать развитию: а) музыкального вкуса на произведениях великого композитора П. И. Чайковского; б) умение сравнивать. Анализировать прослушанный материал; в) творческая деятельность учащихся.
Вход: «Москва Майская»
Учитель: Как прозвучала песня? Кто её исполнял? О чём говорилось в этой песне?
1 чтец:
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.
В городах и далёких станицах
О тебе не смолкает молва,
Дорогая моя столица, золотая моя Москва!
2 чтец:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе, Москва, как много в этом звуке…
Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? (О Москве)
Что вы знаете о Москве?
Ученик: Москва стала известной жителям Древней Руси с 1147 года.
Именно тогда Князь Игорь Долгорукий обратился с приглашением к своему брату – князю Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москов». Минули века. К 70 годам выделяется Московское княжество. Родоначальником династии московских князей стал Даниил – младший сын Александра Невского. Для Москвы пробил её звёздный час». Москве удалось стать во главе земли русской.
Учитель: Название нашей столицы произошло от названия реки. Корень «Моск» - обозначает болото, сырость, влага .В 1922 году Москва становится столицей СССР.
Ученик: Москва всегда являлась культурным и музыкальным центром России, сосредоточенным художественной и музыкальной элиты. Именно в Москве провёл всю свою жизнь великий русский композитор XIX века, один из представителей московской композиторской школы П. И. Чайковский. С самых первых дней пребывания (с 1866 г.) он стремился поближе познакомиться с жизнью города, посещая театры, концерты. В Москве он вёл активную деятельность, сформировался, как дирижёр, а главное – создал шедевры русской и мировой культуры. (Доклад сопровождается презентацией).
Учитель: Чайковский – великий русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью .Родился композитор 25 апреля, 1840 года, а умер в 1893 году.
Ученик. (Биография композитора)
Творческое наследие поражает своей многогранностью. Среди огромного количества произведений Чайковского есть только одно, написанное в стиле русского былинного характера – КАНТАТА «МОСКВА».
Учитель: Что такое кантата? (ответы учеников)
Ученик: Кантата П. И. Чайковского создавалась в 1883 году. Воспевание Москвы, как символ русского государства, были всегда близки Чайковскому. Она состоит из 6 эпизодов, взаимосвязанных друг с другом – 3х сольных и 3х хоровых. Наиболее популярные эпизоды – 3 и 5.
8 марта Чайковский получил заказ написать кантату для торжественной коронации императора Александра III (текст Майкова). 25 марта композитор её закончил, а 15 мая исполнил. (звучит кантата)
Учитель: Начало кантаты – величественное, спокойное оркестровое вступление, переходит в неторопливое повествование былинного характера. Постепенно усиливается динамика. Разрастаясь вширь. Самым известным является эпизод №. «Мне ли ,Господи и №3. «Час ударил», приносящий живость, яркость и молодецкую удаль. Чайковский написал своему другу Танееву, что кантату написал очень быстро, т. Как. Поэт Майков сочинил чудесные слова!
Ученик: Москва является историческим центром, с 1965 года носит звание «Город – Герой». Зимой, 1941 года произошла битва под Москвой, в которой советские войска впервые одержали победу. Немецкие войска вплотную подступили к Москве, прекратилась промышленная торговля, в Москве было введено осадное положение. Наступление немецкой армии было остановлено. В результате успешного контрнаступления советских войск немцы были отброшены от Москвы. (исполнение песни «Битва под Москвой»)
Учитель: В Москве много театров, кинотеатров, драматических театров, а так же - Большой театр оперы и балета. (показ слайдов, фото театров)
В кинотеатрах до сих пор показывают различные фильмы.
-Какие вы фильмы знаете о Москве? ( «Московская сага», «Москва слезам не верит»).
Сегодня на уроке мы просмотрим фрагмент фильма «А я иду, шагаю по Москве».
В нём говорится о молодом парне. Который проездом был в Москве. Поэт Геннадий Шпаликов написал на ходу слова к этой песни, пока шли съёмки этого фильма .Были изначально другие слова, но потом их переделали. В главной роли этого фильма – Никита Михалков. Ещё будучи молодым актёром. Он получил известность. (показ фрагмента, где есть песня «А я иду, шагаю по Москве».
Учитель: Давайте мы с вами исполним песню из этого кинофильма. (исполнение песни « А я иду, шагаю по Москве».)
Учитель: Как прозвучала песня? (ответы детей: спокойно, одночастная.)
Учитель: Москву ещё называли «Златоглавой». (показ слайдов)
Издавна народ сочинял разные песни о Москве златоглавой. Споём песню «Москва златоглавая».(исполнение песни)
Учитель: В наше время продолжают сочинять песни о Москве молодые поэты и композиторы. Очень известная песня о Москве. которую поёт Олег Газманов. «Москва, звонят колокола!»
Исполняет весь класс песню: «Москва, звонят колокола!»
Итог урока, рефлексия; оценки; дом. задание.
Составление синквейна.