Разработка урока музыки в 6 классе на тему «Музыка объединяет людей»
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока музыки на тему «Музыка объединяет людей»
Цель урока:
Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.
Задачи:
- Познакомить учащихся с воздействием музыки на общество и каждого человека в отдельности.
- Познание мира через музыкальные формы и образы.
- Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.
- Воспитание эмоционально – целостного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся.
Термины : созидательный
Ход урока
1. -Здравствуйте ребята
Прозвенел звонок- Начался урок.
Здравствуйте ребята- Добрый день
2. Проверка домашнего задания
3. Введение в тему урока.
Слайд №4,- эпиграф
– Ребята, послушайте эпиграф нашего сегодняшнего урока, подумайте, о чём пойдёт речь?
Уч. - О том, что музыка может воздействовать на общество и на одного человека Слайд 5.
- Музыка, как никакое другое искусство объединяет людей для общих дел, для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают, терпят поражение.
- Приведите примеры. Слайд 6
Д. – Музыка Орфея оказалась более могущественной, чем сладкоголосое пение сирен.
- В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил. Приведите примеры из жизни людей, кино, произведений искусств (размышления детей) .
- Когда мы слушаем мессы Баха, симфонии Моцарта, оперы Глинки, то мы находим эту вечную проблему. Какой ответ даёт нам музыка?
Слайд 7.
Настоящая музыка окрыляет: человек, переживающий её, становится сильнее и даже как будто выше самого себя.
По этому поводу Л. Толстой сказал:
«Она переносит меня в какое-то другое , не своё положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то , что я собственно не чувствую , что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу»
Слайд 8. Из всего множества историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и радует, украшает нашу жизнь.
И как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для их общих дел и радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни.
Слайд 9 -Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен в последней своей симфонии № 9 воплотил замысел своей жизни - от бездны скорби восславить радость. В ней он хотел воспеть братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Иногда 9-ю симфонию называют «Симфонией Радости».
Этот замысел Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни он читал Шиллера, продумывая как в симфонию можно вставить слова. В финальную часть , он как и планировал, ввел хор и певцов – солистов, поручая им слова из оды Шиллера « К радости»:
Люди – братья меж собой!
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
4. Слушание фрагментов Девятой симфонии Л Бетховена.
Слайд 10.
Первое исполнение Девятой симфонии стало величайшим триумфом композитора. Количество желающих попасть на концерт было так велико, что у входа произошла драка.
Оркестром дирижировал Умлауф. Совершенно глухой Бетховен стоял у рампы и давал темпы для каждой части. Гром аплодисментов раздался после последнего аккорда. Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и только Бетховен никак не реагировал на восторженные воз гласы публики – он их просто не слышал.
Тогда молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал – зрители аплодировали, подбрасывая вверх шапки.
Бетховен достиг своей цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью.
Слайд 11, 12.
- Что нам с вами даёт эта симфония? Печаль, скорбь, борьба, а затем устремлённость ввысь, к свету, как вы понимаете это?
Д. К радости через страдания.
- Л. Н Толстой утверждал, что музыка, как одно из могущественнейших средств воздействия на душу человека, должна исполняться перед совершением какого – либо важного дела.
- Девятая симфония, зовущая всех людей к строительству новой красивой жизни, нужна нам или нет?
Д. – эта музыка позитивна, несет в себе радость, показывает выход из трудной жизненной ситуации, призывает дружбе народов мира.
Повторное слушание:
на фоне видеоролика (фрагмент из фильма о Бетховене)
Слайд 15. 9 симфония, зовущая всех людей к строительству новой красивой жизни, нужна нам или нет?
Ответы: эта музыка позитивна, несет в себе радость, показывает выход из трудной жизненной ситуации, призывает дружбе народов мира.
5. Разучивание «Прекрасное далёко»
Слушание- Е. Крылатов «Прекрасное далёко»
(тесты песни на столах учащихся)
- Выберите из таблицы эмоциональных терминов, те слова, которые помогут нам почувствовать душу этой песни и передать мысли, чувства и эмоции которые родились в нашей душе.
Вокально-хоровая работа
6.. Итог урока. Слайд 16.
Можно ли познать мир через музыкальные произведения?
Приведите примеры, как музыка может объединять ради общих благих целей?
7 . Выполнение синквейна. (рефлексия)
Групповая работа
группа- синквейн на тему «9 симфония»
2 группа – синквейн на тему «Бетховен»
3 группа- синквейн на тему « Сирены» (Дебюсси)
8. Домашнее задание:
мини – сочинение « Как музыка помогла мне познать мир».
Прозвенел звонок- Кончился урок.
Выход.
Использованная литература
1.Учебник «искусство. Музыка» Т.И. Науменко, В.В. Алеев
2. http://www.openclass.ru/node/309180