Разработка урока «Симфонический оркестр» (Музыка, 4 класс)
4 класс. 3 четверть. Программа В.В.Алеев.
Тема: Симфонический оркестр.
Тип урока: Комбинированный.
Методы: беседа, исполнение, исследование, игра, показ, игра на музыкальных инструментах
Цель: Познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра,
через произведение Бенджамина Бриттена « Вариации и фуга на тему Перселла»
Задачи:
Обучающие:
- обогатить знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, сколько групп, тембровая окраска),
- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия симфонической музыки;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Развивающие:
развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальное произведение, слышать музыкальные инструменты,
- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму , слышать ритм при игре на музыкальных инструментах.
Воспитательные:
-воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;
- способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать; - формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать характер музыкально произведения, - способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмм |
Ход урока.
1.Вход под музыку в исполнении симфонического оркестра М.И. Глинка Полонез из оперы « Жизнь за царя» - фрагмент.
2.Организационный момент. Приветствие.
3. Погружение в тему:
-Знакомо ли вам произведение?
- Какие музыкальные инструменты вы слышали?
- В каком исполнении прозвучал полонез?, ( в оркестровом)
- Кто автор этого произведения? М. Глинка – основоположник классической музыки (Показ слайда Глинка)
Стихотворение
Вдруг гаснет свет и в зале тишина,
Плывущий занавес нам сцену открывает.
И льется музыка со всех сторон, она
Нас волшебством небесным окрыляет.
Вот скрипки звук и ласковый и нежный,
Виолончели глас таинственный безбрежный.
И флейты голосок тихонько льется.
Наперекор всему тромбон смеется.
Вдруг нежный голос струнных прерывается .
И громкий голос тубы в зал врывается
Как барабаны гулко застучали
В ответ им духовые зазвучали.
И палочки волшебной взмах чудесный
Дает продолжить звук этот прелестный
Звучит оркестр, симфонический оркестр.
Умело управляет им маэстро
Учитель: Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня у нас?( 1 слайд) Картинка Симфонический оркестр.)
Тема урока: «Симфонический оркестр»
Учитель: А какие мы поставим задачи?
Дети:
Учитель: Что вы знаете о симфоническом оркестре? ( большой, называется симфонический)
Учитель: Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн –великий австрийский композитор, венский классик. Музыка, созданная ранее, была рассчитана на малый зал, то есть камерное звучание. Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски для своих произведений, он решил попробовать объединить инструменты, строго высчитал их количество, так как сила звука у каждого инструмента разная. Так появился симфонический оркестр, который мало изменился и по сей день.
Знаете ли вы что такое оркестр?
Оркестр - Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.
- С какой группой симфонического оркестра вы знакомы?
( с группой струнных, смычковых инструментов)
(2 слайд) 1 – ая группа инструментов. ( струнные , смычковые)
- Какие инструменты входят в эту группу?, ( Работа с учебником с. 31)
- Чем они похожи?( у всех есть смычок, одна и та же форма, все струнные, деревянные, способ извлечения звука одинаковый, с помощью смычка и щипка.
Звуки инструментов слушать
учитель - В чем отличие этих инструментов? ( тембр каждого инструмента особый, своеобразный; скрипку и альт держат на плече, а у виолончели музыкант извлекает звуки сидя, а у контрабаса стоя)
учитель - Сегодня мы углубим и расширим свои знания о симфоническом оркестре.
Мы познакомимся еще с тремя группами симфонического оркестра.
( 3 слайд) Группа деревянных духовых инструментов.
учитель- Знакомы ли вам эти инструменты? Назовите их.
учитель - В каком музыкальном произведении вы слышали звучание этих инструментов? (С.Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк»)
учитель - А как можно назвать все эти инструменты одним словом? ( Деревянные, духовые)
Работа с учебником с. 31
- Все ли инструменты этой группы одинаковые?(нет, они разные по форме и по звучанию, т.е. разные по тембру)
Звучат фрагменты инструмента.
- Какой способ игры на этих инструментах? ( При помощи вдувания в них воздуха)
( 4 слайд) Группа медных духовых)
- А узнаете ли вы группу следующих инструментов? ( медные духовые)
Работа с учебником с. 32.
- Как вы думаете, какой способ исполнения у этой группы инструментов? ( такой же, как у деревянных духовых)
Учитель: О каких инструментах мы ещё не сказали?
Ударные. Не имеют высоты звучания.
- Какие инструменты можно добавить к этим инструментам? ( треугольник, ксилофон, кастаньеты, металлофон,
- Как звучат эти инструменты? ( Эти инструменты не имеют определенной высоты звучания)
- Какую роль они играют в оркестре? Можно ли без них обойтись? Нет. Они придают музыке окраску, подчеркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра, дополнять и украшать ее различными звуковыми эффектами
Вывод учителя.
Ребята! Мы послушали все группы оркестра, увидели, как они выглядят, выяснили, чем они похожи и какова их разница.
Все эти группы образовывают один большой, дружный коллектив, который называется симфонический оркестр.
Работа с карточками в парах. Найти лишний музыкальный инструмент, который не входит в состав симфонич. оркестра
Учитель:
А сейчас мы с вами попробуем сыграть ритм одной песенки. Слова на доске.
( 5слайд) симфонический оркестр и подпись.
Маленькое сообщение.
В 1946 году английский композитор Бенджамин Бриттен написал произведение «Вариации и фуга на тему Пёрселла»- английский композитор ( Путеводитель по оркестру для молодежи), которое посвятил детям « в образовательных целях и для развлечения» Саму тему композитор почерпнул из музыки английского композитора XVII века Генри Пёрселла, в творчестве которого Бриттен черпал вдохновение на протяжении всей своей жизни.
( 6 слайд) Фуга - бег. Вариации - различные изменения главной темы.
( 7 слайд) Портрет композитора.
- Композитор написал это произведение специально для того, чтобы познакомить вас, ребята с инструментами симфонического оркестра.
Прослушаем фрагмент этого произведения, которое называется ( Путеводитель по оркестру для молодежи
Прослушивание фрагмента.
- Звучание каких инструментов вы услышали и узнали? ( ответы детей)
- Кто такой композитор?
- На чем пишет композитор музыку? ( нотных листах, нотных станах)
- Произведение для симфонического оркестра записываются в виде партитуры.
( 9 слайд) Партитура - это специальная запись многоголосного произведения, в которой партия каждого инструмента представлена на отдельном нотоносце.
Работа с учебником. Стр. 33.
- Кто читает партитуру? ( дирижёр)
( 10 слайд) Картинка дирижер.
Верно ребята, дирижёр симфонического оркестра должен читать партитуру , следя за движением каждой партии и всех партий одновременно.
- - Ребята! Давайте сделаем вывод, какова роль симфонического оркестра в исполнении музыкального произведения? (большая, важная, главная)
Вывод делает учитель.
- Да, вы правы. Симфонический оркестр, главное действующее лицо во время исполнения крупных музыкальных форм: симфоний, ораторий, кантат, в оперных и балетных спектаклях.
Итог урока. Кому понравилось звучание симфонического оркестра?
Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра? Фамилии, каких композиторов прозвучали на уроке?
Можно ли инструменты внутри каждой группы назвать родственными? Почему?
Работа над песней.
Наш сосед поют все вместе
Работа над выразительным исполнением.
Выход из класса под музыку симфонического оркестра.Дети и мамы играют на всех инструментах.
Проигрыш.
Играют на ложках и звенят бубнами.
Про