12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6501
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
5

Разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Дела давно минувших дней...»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»

с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край

Разработка урока музыки

для 3 класса на тему:

«Дела давно минувших дней...»

Урок по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак.

Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа

Задачи:

Создать условия для учащихся почувствовать себя причастным к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторические события.

Познакомить учащихся с оперой «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Оборудование: портрет композитора,

Ход урока

Организационный момент.

Мы сегодня соприкоснемся с былинными героями в композиторской музыке М.И. Глинки. Композитора всегда вдохновляли картины далекого прошлого, суровые богатырские образы. Он пишет свою замечательную оперу Руслан и Людмила». Мы встречаемся в ней с богатырскими образами и вещим Баяном.

Жанр данного произведения – опера. В опере все герои выражают свои мысли и чувства – пением, то есть не говорят, а поют.

Давайте мысленно перенесемся в далекое прошлое нашей Родины. Перед нами сказитель былины – вещий Баян. Под звуки гуслей (фортепьяно и арфа в оркестре) певец повествует о подвигах предков, «о славе русской земли», музыка звучит в характере былинного сказа.

Слушание: первая песнь Баяна М. Глинка, из оперы «Руслан и Людмила»

Какие события предвещает сказитель?

Дети (таинственные и грозные).

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Мы с вами оказались в древнем Киеве на свадебном пире в гостях у легендарного князя Светозара. Он выдает свою дочь Людмилу замуж за богатыря Руслана. Послушайте, как музыка рисует Людмилу.

Слушание: «Каватина Людмилы» из 1 действия

Что вы можете рассказать о Людмиле?

Дети (Своенравная, веселая, лукавая. Она пританцовывает, кокетничает).

И вдруг… Налетает злобный волшебник Черномор (у него огромная борода, в ней-то и заключена волшебная сила), хватает Людмилу и уносит с собой, в свое волшебное царство. Он и сам не прочь жениться на Людмиле. Каков Черномор? Нам его сейчас нарисует музыка А вы вслушайтесь в нее и попробуйте «увидеть»

Слушание: «Марш Черномора»

Каков колдун? Опишите его?

Дети. Маленький, борода больше чем он сам. Сначала звучат большие инструменты: духовые и барабаны и в одно мгновенье маленькая флейта.

Музыкальная разминка.

Для того чтобы найти Людмилу, Руслану придется встретиться и сразиться с врагами. На пути своем он встречает злую волшебницу Наину и доброго Финна. Руслан попадет на поле брани, увидит погибших героев- богатырей, встречается с Головой богатыря- брата Черномора. Злой колдун не пощадил родного брата, убил его и оставил Голову охранять меч.

Слушание: ария Руслана «О поле, поле! Кто тебя усеял мертвыми костями»

Что мы слышим в этой арии?

Дети. Он силач богатырь. Он размышляет о жизни и смерти, боре и зле.

Несмотря на все козни Наины, Руслан находит Людмилу. В схватке с Черномором он мечом, подаренной головой богатыря, отрубает бороду Черномора, тем самым лишая его силы. Но на этом не заканчивается приключения Руслана. На обратном пути его, спящего, по наущению Наины убивает Фарлаф – трусливый соперник Руслана. Фарлаф возвращает Людмилу убитому горем отцу – Светозару. Да вот беда – спит заколдованная Черномором Людмила.

Людмилу спасает добрый Финн. А в это время на Киеве напали враги. Руслан побеждает врагов, освобождает Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в Киеве у князя Светозара на свадебном пире.

За лагом вслед идут печали,

Печаль же – радости залог!

Так музыка М.И. Глинки помогла побывать нам в далеком прошлом. Мы с вами прикоснулись к истории нашей страны, её богатырскому прошлому.

Итог: Что нового узнали на уроке? С музыкой какого композитора познакомились? Перечислите героев оперы «Руслан и Людмила»? Кто из героев вам понравился больше всего?

Пение

«Осенний пейзаж», «Дорога добра».

Д/З выучить памятку «Музыкальные термины»

Каватина – небольшая оперная ария, обычно лирического повествования, отличается простой формой и песенным складом.

Ария – (монолог) номер в опере, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.

Источники:


1. Рабочая тетрадь. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. Музыка. 3 класс. 2012 г. 2. Учебник. «Музыка». 3 класс Издательство: Дрофа 2011 г.

 

 

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.