Разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Прощай, Масленица»

7
0
Материал опубликован 16 April 2018 в группе

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»

с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край

 

Разработка урока музыки для 3 класса на тему:

«Прощай, Масленица»

по программе В.В. Алеева, Т. Н. Кичак

Цель: показать роль праздников в жизни людей.

Задачи:

совершенствовать исполнительскую работу над унисо­ном и двухголосием в распеваниях; познакомить с музыкальными традициями народных зимних праздников; работать над художест­венным исполнением песни; повторить понятия «народность», «вариации».

Планируемые результаты: учащиеся научатся приемам дири­жирования; вокализировать распевы слогов; определять сходство художественных образов в разных видах искусства.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание третьей песни Леля, выходят из него после урока, исполняя песню «Проводы зимы» Н.А. Римского-Кор­сакова.

Оформление доски: репродукции картин с изображением сцен из опер; иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; портреты композиторов Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфони­ческого оркестра; репродукции картин Б.М. Кустодиева «Зима.

Ход урока.

Музыкальная разминка

(Проводится по модели предыдущего урока.)

Повторение пройденного материала

(Школьники повторяют понятие «народность», черты народ­ности в авторской музыке.

Проводится разбор арий Садко. Школьники распознают арии по нотной записи.

Проводятся прослушивание и разбор третьей песни Леля.)

Меняется ли оркестровое сопровождение в арии Леля? (Да, меняется в каждом куплете песни.)

-А меняется ли при этом мелодия вокальной партии в арии Леля? (Нет.)

-Как называется такое изменение исполнения одной и той же мелодии? (Вариации.)

«Приходите в сказку» - работа над выразительностью исполнения

(Учащиеся повторяют 1-й и 2-й куплеты песни «Приходите в сказку».

Педагог предлагает исполнить начало каждого запева негром­ко, спокойно.)

Представьте себе, что вы начинаете негромко рассказывать сказку. Значит, надо придать рассказу таинственности, чтобы слушать было интересно.

(Проводится отработка негромкого начала запева.)

Затем, по мере развития музыки, надо в куплете усилить динамику, чтобы окончание запева было более ярким, солнеч­ным. Запев также следует исполнять как можно протяжнее, лиричнее.

-Каким будет дирижерский жест во время звучания этой ча­сти песни? (Песеннымплавная вертикаль.)

(Отдельно проводится работа над ритмическим рисунком припева.)

-Будет ли меняться характер музыки в начале припева? (Да, в начале припева музыка становится более острой, легкой, озорной.)

-Каким станет здесь дирижерский жест? (Легким кистевым, танцевальным.)

Попробуем соединить два запева и припевы после каждого из них.

(Учащиеся исполняют выученный отрывок с дирижированием.

Педагог предлагает исполнить мелодию запева в виде вокализа! на слоги «ла-ла». Динамика пения и характер звучания при этом сохраняются, как в предыдущих куплетах. После вокализирован­ного куплета снова поется припев со словами.

Проводится объединение всей песни целиком. Можно назна­чить дирижеров для каждого запева и припева.)

- Какую еще музыку композитора В. Дашкевича вы знаете?

Вокальная импровизация

-Какие слова для вокальной импровизации вы разучивали! на прошлом занятии?

- Что собой представляют эти слова? (Это песенка-заклинка, которая призывала скорейший приход весны.)

- В какое время года, в какой праздник пелись подобные заклички? (В дни Масленицыпраздника проводов зимы и встречи весны.)

Сегодня вы разучите слова еще одной масленичной песенки. (Автор М.А. Давыдова.)

Если к нам приходит Масленица,

Значит, жди веселых праздников,

Удалых веселий с утра до ночи,

Распотешных шутовских забав.

(Школьники запоминают слова, определяют характер буду­щей мелодии и показывают свои варианты вокальных импрови­заций.)

5.Знакомство с новым материалом

-Посмотрите на репродукции картин художника Б.М. Кусто­диева, где изображены масленичные гулянья. Какие детали картин говорят о том, что у людей праздник? (Люди нарядно одеты, у всех улыбающиеся лица.)

- Какие развлечения организовывали в эти дни? Как создава­лось праздничное настроение? (Люди катались на тройках, устраивали театральные представлениябалаганы, украша­ли улицы, готовили вкусное угощение.)

- Посмотрите на картины и расскажите о музыке, которая могла сопровождать масленичные гулянья. (Звон бубенцов, колокольные звоны, масленичные заклички, музыка в балаган­ных театрах, звуки шарманки, плясовые наигрыши.)

Сцены народных масленичных гуляний с их песнями и ве­сельем нашли отражение в музыке русских композиторов — П.И. Чайковского, И.Ф. Стравинского. Но самый известный эпизод проводов Масленицы представлен в опере Н.А. Римско­го-Корсакова «Снегурочка». Сегодня вы послушаете фрагмент из этой оперы, который так и называется - «Проводы Масле­ницы».

- Запишите в тетради название отрывка.

Этот отрывок довольно длинный, в нем нашли отражение разные жанры народных песен. Композитор создал музыку, очень похожую на народную. Обратите внимание на то, какие виды народных песен есть в этой сцене. Почти весь отрывок поет хор, а в конце - солист, исполняющий роль чучела Масленицы; его партию композитор написал для низкого мужского голоса - баса.

(Прослушивание сцены «Проводы Масленицы».)

-Отрывок из какой оперы вы прослушали?

-Как называется этот отрывок?

-Какие жанры народных песен вы услышали в этом отрывке? (Игровая, плясовая, жалобная, плач.)

-Кто исполнял эту сцену? (Хор и солист.)

Наибольшая часть отрывка исполнялась хором. И в тех ме­стах, где требовался быстрый темп, хор произносил слова ско­роговоркой.

-Были ли в этом отрывке слова, которые повторялись не­сколько раз? (Да:«Прощай, прощай, прощай, Масленица!»)

-Повторите эти слова все вместе.

Теперь послушайте, на какой мотив их надо пропеть.

(Педагог демонстрирует мелодию напева, класс поет.)

-Какая особенность русских народных песен здесь встреча­ется? (Распев слогов в слове «про-щай».)

6. «Проводы зимы» - разучивание

(Учащиеся слушают песню «Проводы зимы» Н. Римского- Корсакова, слова И. Устюжанина.)

-Услышали ли вы здесь знакомые слова и напев?

-Где вы уже слышали эти слова и напев? (В сцене «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» )

-Запишите в тетради название песни и фамилию компози­тора - автора музыки.

Композитор Римский-Корсаков собирал и обрабатывал на­родные песни. Здесь он использовал напев древней календарно­обрядовой песни из своей коллекции.

(Учитель исполняет 1 -й куплет песни, после чего школьники разучивают и исполняют его по рядам.)

(Каждая фраза куплета и припева начинается с одного итого же звука — до второй октавы. В каком регистре начинаются все фразы? (В высоком.)

-Куда потом движется мелодия — вниз, вверх? — или стоит на месте? (Вниз.)

-Мелодия плавная или в ней есть скачки? (Плавная.)

Эта песня не очень сложная, в каждом ее куплете всего по две строчки. Поэтому сегодня вы сможете разучить ее целиком.

(Разучивают 2-й куплет.)

Мелодия 2-го куплета точно такая же, как мелодия 1-го. Но вот припев будет исполняться в среднем регистре.

(Педагог исполняет запев и припев, школьники повторяют.)

Осталось разучить 3-й куплет. Здесь запев и припев такие же, как в 1-м куплете.

(Разучивание 3-го куплета и его исполнение с припевом.)

-Как можно разнообразить исполнение этой песни с помо­щью народных приемов? (Исполнить куплеты с запевалами.)

Пусть каждый ряд поет свой куплет, а окончание всех купле­тов — слова «прощай, зимушка!» — исполните всем классом.

(Исполнение песни с запевалами.)

-Имеются в этой песне вариации? (а.)

-В чем проявляется вариационное развитие музыки — в из­менении характеров куплетов, в разных регистрах или еще в чем-то? (В музыкальном фортепианном сопровождении.)

Да, все три куплета вы пели на одну и ту же мелодию, но фор­тепианное сопровождение композитор сочинил для каждого ку­плета разное. В последнем, 3-м куплете мелодия хорового пения проходит в нижнем регистре, который исполняется левой рукой.

(Педагог показывает музыкальное сопровождение 3-го ку­плета песни.)

-Похожа музыка, созданная композитором, на народную?

-В чем вы увидели сходство народной и авторской музыки? (Композитор использовал подлинную народную мелодию для песни, в ней есть распевы слогов, короткие напевы фраз.)

-Расскажите, как проявляется народность в сочинениях рус­ских композиторов. (Композиторы используют подлинные мелодии в своих произведениях, а также сочиняют собствен­ные мелодии, очень похожие на народные.)

-Какие народные инструменты можно использовать при исполнении этой песни? (Ложки, бубны, трещотки, погре­мушки.)

Музыкальный фольклор — источник вдохновения многих по­колений композиторов и музыкантов-исполнителей.

Исполнение песни в сопровождении шумовых инструментов.)

7. Письменная мини-контрольная «Блицопрос»

1.Как называется изменение исполнения одной и той же ме­лодии?

2. О каком зимнем празднике говорилось в отрывке из оперы «Снегурочка», который вы сегодня слушали?

8. Рефлексия.

Каким словом называется народная музыка? (Фольклор.)

Как используется фольклор в музыке русских композиторов?

В каких авторских музыкальных произведениях использу­ются подлинные народные мотивы?

Как меняется характер мелодии в запеве и в припеве песни «Приходите в сказку»?

-Какие природные явления передает звуками оркестра ком­позитор Н.А. Римский-Корсаков в третьей песне Леля?

-Что такое вариации?

-Приведите примеры музыки с использованием вариаций. (Финал 4-й Симфонии П. И. Чайковского, «Утро» Э. Грига, третья песня Леля из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сне­гурочка».)

-Какие песни вы сегодня исполняли и разучивали?

9. Контрольный момент «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, школьники отгадывают их названия: инструментального проигрыша третьей песни Леля из опе­ры Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»;

рефрена «Прощай, Масленица» из сцены «Проводы Мас­леницы» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»; запева песни «Приходите в сказку» композитора В. Дашке­вича.)

Домашнее задание:

Придумать весеннюю сказку и нарисовать к ней рисунок.

Выход.

Школьники покидают класс, исполняя песню «Проводы зимы» Н.А. Римского-Корсакова.


 


 

Источник:

Музыка . 3 класс. Учебник / В. В. Алеев. -8-е изд, стереотип.-

М. :Дрофа. 2014 г.

Учебник предназначен для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.