Разработка урока истории «Введение в историю средних веков» (6 класс)

7
0
Материал опубликован 8 June 2017 в группе

Тема урока: «Введение в историю Средних веков»

Цели урока

Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории.

Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа иллюстративного материала, работы со схемами, картами, историческими источниками.

Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека

Тип урока: практическое занятие с элементами игры

План урока:

  1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории
  2. Значение средневековья в современной жизни
  3. Исторические источники по истории средневековья

Оборудование:

 

 

Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История Средних веков»

Мультимедийная презентация.

Проектор, компьютер, экран.

Ход урока

1. Что изучает история Средних веков?

Урок начинается с показа титульного слайда презентации. На доске записаны все этапы человеческой истории (от Первобытности до Новейшей истории).

Учитель говорит несколько слов об особенностях той эпохи, с которой знакомятся учащиеся. Особо обращая внимание на ассоциативные знания учеников (замки, рыцари, крестовые походы и т.д.) и контрасты Средневековья (“чёрная смерть”, Столетняя война, высокий уровень смертности, но необычайное жизнелюбие, нашедшее своё отражение в яркой городской культуре, архитектурных памятниках и т.д.). Важно подчеркнуть, что все эти особенности эпохи будут раскрыты и изучены на уроках.

Место Средневековья в мировой истории

Слайд №2.

На слайде появляется лента времени, разделённая на три составляющие. Сначала учитель характеризует эпохи до и после Средних веков (на ленте времени появляются надписи “Древний мир” и “Новое время”). Только затем определяется место Средневековья Учитель напоминает учащимся о том, что в прошлом учебном году они изучили первый период истории, который назывался «история древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной римской империи. Далее учитель просит назвать значимые события и явления эпохи Древнего мира. Учащиеся быстро дают многочисленные и разнообразные ответы (культура Древнего Египта, Вавилон, Персидская держава и её завоевания, достижения древних греков и римлян). Среди них важно выделить понятие Античности. Обычно учащиеся быстро вспоминают и его значение. Это позволяет связать эпоху Древнего мира с Новой историей и эпохой Возрождения (на слайде появляются соответствующие иллюстрации) и перейти к вопросу о происхождении термина “Средние века”.

Происхождение термина

Давая характеристику периоду Возрождения (самую общую) важно указать на то, как воспринимал себя тогда человек, какое место в мире он себе отводил, что считал главным. Античность и Возрождение – две точки взлёта человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними – “провал” Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. “Тёмные века” – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин “Средние века”. Но не следует на этом останавливать объяснение происхождение термина. Необходимо рассказать, о том, что со временем учёные разрушили представление о Средних веках как о посредственности, серости, упадке человеческой культуры, доказав значимость данного периода для всего дальнейшего хода развития (символом этого становится замок, появляющийся на слайде).

Хронологические рамки

Слайд № 3

Учащиеся быстро и, как правило, безошибочно, называют те события, которыми заканчивается история Древнего мира. Здесь важно помочь учащимся вспомнить дату крушения Римской империи, поскольку именно она становится датой начала Средневековья. Далее учитель рассказывает о различных взглядах историков на вопрос об окончании периода Средних веков, более подробно останавливаясь на современной общепринятой хронологии.

Задания для учащихся

Сколько столетий продолжались средние века?

Сколько столетий назад началась история средних веков?

Напишите любой год, относящийся к VI в., XII в

К какому веку относится 843 г.? 1453 г? 1054 г.?

Напишите римскими цифрами 5, 11, 15

Посмотрите пары перечисленных ниже дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку: а) 1384-1484 б) 1599-159 в) 189-200 г) 100-9 д) 300-301 е) 1299-1200 ж) 1178-1078 з) 1500-1401 и) 1999-2000


II. Значение средневековья

Учитель ставит перед учащимися вопрос: «Зачем мы изучаем средневековье?». Следует обратить внимание на то, что в эпоху средневековья появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни.

Задание для учащихся (работа по группам)

Отметьте в списке те вещи, которые появились в средние века и существуют до сих пор: солнечные часы, компас, радио, римские цифры, ножницы, алфавит, автомобиль, гербы знатных родов, порох, колесо, бумага, папирус, пергамент, брюки, электричество, календари, христианская религия, очки, пирамиды, шадуфы, клинопись - слайд № 4,5

В течение нескольких минут определите значение слов, появившихся в средние века: рыцарь, шедевр, герцог, мэр, банк, граф, король, жонглер, парламент, римский папа, госпиталь.

III. Источники по истории средних веков

Учащиеся получают раздаточный материал-схему «Исторические источники» и карточки с описанием исторических источников.

Слайд № 6

Средневековые источники

Природно-географические

этнографические

Вещественные, археологические

Художественно-изобразительные

письменные

Данные о ландшафте, климате, почвах, растительности, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так и важных для понимания ее конкретно-географической специфики

Старинные технологии, обычаи, стереотипы мышления облик жилищ, костюм, кухня, фольклор, древние пласты современных живых языков

Постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие

Памятники архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства

Тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма


 

Карточки для учащихся

«Поднос, изготовленный «по королевскому велению на славу франкской империи», на котором на стол подавались различные явства, был сделан из золота и обложен драгоценными камнями. Н весил около 50 фунтов (22,68 кг). По свидетельству Григория Турского, подобные предметы, как и в древности, изготовлялись также из дерева. Например, в 589 г. королева Брюнхильда отправила к испанскому королю вместе с большим золотым щитом, обложенным драгоценными камнями, «две большие деревянные чаши, украшенные золотом и дорогими камнями»

Законы Инэ – запись обычаев западных саксов Уэссекса: «Если раб будет работать в воскресенье по приказу своего господина, то да будет он свободным..

Церковный налог следует собирать в праздник Святого Мартина…

Двор крестьянина должен быть огорожен зимою и летом; если он не огорожен и скот его соседей проберется сквозь им самим оставленное отверстие… то он ничего не получит за этот скот6 он должен выгнать екго вон и потерпеть убыток…

Рог быка стоит 110 пенсов..

В качестве налога ячменем с работника следует платить каждый раз 6 мер. С десяти земельных налогов следует сдавать ежегодно:10 сосудов меда, 300 хлебов, 12 ведер уэльского пива…2 головы взрослого крупного рогатого скотав или 10 баранов, 10 гусей , 20 кур, 10 ьсыров, 1 ведро масла. 5 лососей, 20 мер фуража»

Лоршские анналы (записи по годам):

«768. Карл возведен в сан короля в городе Нуайоне.

772. Король Карл был с войсками в Саксонии и разрушил их святыню, которая называлась Ирминсул.

774. В июне франки взяли город Тичино и увели с собою во Францию пленного короля Дезидерия, и завоевал король Карл королевство лангобаргов и дошел до самого Рима.

Описание находок в Священном колодце майя.

« в Священном колодце (для жертвоприношений) мы нашли большое число фигурок из нефрита, золота и меди, нашли кусочки душистой смолы, множество остатков скелетов, несколько копий для метания с добротно выделанными наконечниками из кремния, кальцита и обсидиана, пару остатков старых тканей… среди находок были предметы чуть ли не из чистого золота, литые, кованые. Но большинство так называемых «золотых» предметов было изготовлено из сплавов с большим содержанием меди, чем золота. Главную ценность им придают символические знаки».

Вся территория Норвегии покрыта горными хребтами. Береговая линия изрезана тысячами фиордов, берега которых обрамлены отвесными скалами и горными склонами. Плодородные участки земли были по берегам фиордов и вдоль речных долин. Часть территории находится за Полярным кругом.

«Колонный зал кордовской мечети (мусульманского храма) справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. Действительно, круглые… как бы выросшие из пола тела невысоких колонн из разноцветного мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы деревьев, от которых, словно переплетенные между собой ветви, отходят в стороны подковообразные и полуциркульные арки. Пересечение колонн и арок… и кладка из белых и красных камней образуют богатый линиями и игрой светотени красочный узор…»

Задания для учащихся. Что можно узнать из исторического источника?

К какой группе источников относится данное описание?

Сведения о какой сфере жизни (хозяйстве, положении различных слоев населения, военных действиях, политической истории, культуре) можно получить из данного источника?

Сделайте все возможные выводы о жизни средневековых людей на основе текста.

III. закрепление.

Вопросы для учащихся

К каким историческим источникам чаще всего обращаются ученые, если изучают войну или деятельность короля? Какие источники они могут использовать, когда изучают хозяйство или положение различных слоев населения?

Можно ли быть уверенным в достоверности информации, полученной из исторической хроники, в которой упоминаются точные даты событий, имена, факты?

Можно ли получить достоверную информацию о прошлом, опираясь только на один источник?

IV. Домашнее задание.

Объясните происхождение названий наук-помощниц истории: археология, этнография, топонимика, хронология, геральдика, нумизматика.

Нарисуйте средневековые изобретения, которые до сих пор используются в повседневной жизни

Выберите любой отрывок из учебника (часть параграфа) и предположите, сведения каких источников и каких наук-помощниц истории помогли авторам написать его.


 


 


 


 

Список использованной литературы и других источников информации

1. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История Средних веков: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2004.

2.Брандт М.Ю. История Средних веков: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2004.

3.История Средних веков: в 2 т.: Учебник / Под ред. С.П. Карпова. – М., 1998.

4.Школьная энциклопедия “Руссика”. История Средних веков. – М., 2003.

5.История древнего мира и Средних веков: Библиотека электронных наглядных пособий. Кирилл и Мефодий.

6.www.haemus.nnm.ru.

презентация к уроку "Введение в историю Средних веков"
PPT / 2.2 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.