Рабочая программа «История Средних веков» + «История России» (6 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КОЗЛОВКА
ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Рассмотрено» На заседании МО учителей Руководитель МО______________ Протокол № ______ от «___»______________ 2016 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с.Козловка» ____________/Жидкова Л.А./ |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ с.Козловка» ____________/Аюпова И.И./ Приказ № ______ от «___» _____2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Зотовой Евгении Николаевны
по учебному курсу
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIV ВЕКА.
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № _____от
«______»_______________20__г.
2016-2017 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э)
Использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей, расположении государств, местах важнейших событий.
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Средневековья.
Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, памятники Средневековой культуры
Раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства; положения основных групп населения
Объяснять, в чём заключалась назначение и художественные достоинства памятников Средневековой культуры : архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
давать характеристику общественного строя государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
•морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать
на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку
партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
•устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Живое Средневековье
Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.)
Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом.
Христианская церковь в раннее Средневековье. Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских —Папской области.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX— XI веках. Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капетиновый избранный король. Владения короля — его домен. Германия в IX—XI вв.
Англия в раннее Средневековье. Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи —Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия — единое монархическое государство. Император — правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии. Изменения в назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.
Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.
Тема 3. Арабы в VI—XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами. Арабский халифат. Халиф — заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.
Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами.
Тема 4. Феодалы и крестьяне
Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи.
В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья.
Торговля в Средние века. Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.
Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов.
.
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.
Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносца-ми государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением — мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и Тре-тий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция—централизованное государство. Генеральные штаты—французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание.
Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д’Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: рас-цвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV вв. Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византийская империя: потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века
Образование и философия. Средневековая литература.
Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли. Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии, химии и медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоёв населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империя Тан — единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культу-рой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Введение. «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Факторы самобытности российской истории. Исторические источники по истории нашей Родины.
Тема 1. Древняя Русь в VIII-первой половине XII в.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Жители лесной полосы Восточной Европы. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Восточные славяне. Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.
Первые русские князья. Внутренняя и внешняя политика.
Владимир Святославович. Принятие христианства. Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Христианство и язычество. Владимир Святославич. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Древняя Русь и её соседи. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Управление государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древ-нерусского искусства. Иконы. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Тема 2. Русь удельная в XII-XIII вв.
Начало раздробления Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Межкняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля и Галицко - Волынское княжество. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического развития.
Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и её историческое значение.
Борьба Руси с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель в XII—XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Тема 3. Московская Русь XIV- XVI вв.
Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже XIII—XIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты.
Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.
Московское государство в конце XV- начале XVI в. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Структура русского средневекового общества. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва — Третий Рим».
Реформы Избранной рады. Боярское правление. Иван IV: психологический портрет. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Цели и значение реформ 1550-х гг.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многонациональный характер.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность, причины и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв. Особенности российской культуры XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Публицистика. Четьи минеи. Исторические повести. Житийная литература. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Развитие зодчества (главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублёв.
Архитектура и живопись в XIV- XVI вв. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV — начале XVI в. Расцвет культуры Руси после Куликовской битвы.
Быт XV-XVI вв. Города. Русская изба. Одежда. Еда. Домострой.
Учебно-тематический план 6 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ |
||
1 |
Введение. Живое Средневековье |
1 |
Тема 1. Становление средневековой Европы (6 часов) |
||
2 |
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках |
1 |
3 |
Христианская церковь в раннее Средневековье |
1 |
4 |
Возникновение и распад империи Карла Великого. |
1 |
5 |
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. |
1 |
6 |
Англия в раннее Средневековье. |
1 |
7 |
Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы» |
1 |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (3часа) |
||
8 |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. |
1 |
9 |
Культура Византии. |
1 |
10 |
Образование славянских государств. |
1 |
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (3 часа) |
||
11 |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. |
1 |
12 |
Культура стран халифата. |
1 |
13 |
Обобщающий урок по теме «Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Арабы в VI-XI вв.» |
1 |
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа) |
||
14 |
Средневековая деревня и её обитатели. |
1 |
15 |
В рыцарском замке. |
1 |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3 часа) |
||
16 |
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. |
1 |
17 |
Торговля в Средние века |
1 |
18 |
Горожане и их образ жизни. |
1 |
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (3 часа) |
||
19 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
1 |
20 |
Крестовые походы. |
1 |
21 |
Обобщающий урок по теме «Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы» |
1 |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) (7 часов) |
||
22 |
Как происходило объединение Франции. |
1 |
23 |
Что англичане считают началом своих свобод. |
1 |
24 |
Столетняя война. |
1 |
25 |
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии |
1 |
26 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
1 |
27 |
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках. |
1 |
28 |
Обобщающий урок по теме «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)» |
1 |
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа) |
||
29 |
Гуситские движение в Чехии. |
1 |
30 |
Завоевание туркам-османами Балканского полуострова. |
1 |
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (2 часа) |
||
31 |
Образование и философия. Средневековая литература и искусство |
1 |
32 |
Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия. |
1 |
Тема 10. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. (3 часа) |
||
33 |
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония |
1 |
34 |
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. |
1 |
35 |
Итоговое обобщение по Истории Средних веков |
1 |
История России |
||
36 |
Введение. «Народы и государства на территории нашей страны в древности» |
1 |
Тема 1. Древняя Русь в VIII-первой половине XII в (10 часов) |
||
37 |
Древнейшие народы на территории России. |
1 |
38 |
Восточные славяне. |
1 |
39 |
Формирование Древнерусского государства. |
1 |
40 |
Первые киевские князья. |
1 |
41 |
Владимир Святославович. Принятие христианства. |
1 |
42 |
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. |
1 |
43 |
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. |
1 |
44 |
Культура Древней Руси. |
1 |
45 |
Быт и нравы Древней Руси. |
1 |
46 |
Обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине XII в.» |
1 |
Тема 2. Русь удельная в XII-XIII вв.(9 часов) |
||
47 |
Начало раздробления Древнерусского государства. |
1 |
48 |
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. |
1 |
49 |
Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко - Волынское княжество. |
1 |
50 |
Нашествие с Востока. |
1 |
51 |
Борьба Руси с западными завоевателями. |
1 |
52 |
Русь и Золотая Орда. |
1 |
53 |
Русь и Литва. |
1 |
54 |
Культура русских земель в XII-XIII вв. |
1 |
55 |
Обобщающий урок по теме «Русь удельная в XII-XIII вв.». |
1 |
Тема 3. Московская Русь XIV- XVI вв. (18 часов) |
||
56 |
Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества. |
1 |
57 |
Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. |
1 |
58 |
Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XVвека |
1 |
59 |
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. |
1 |
60 |
Московское государство в конце XV- начале XVI в. |
1 |
61 |
Церковь и государство в конце XV- начале XVI в. |
1 |
62 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Образование единого Русского государства». |
1 |
63 |
Реформы Избранной рады. |
1 |
64 |
Внешняя политика Ивана IV. |
1 |
65 |
Опричнина. |
1 |
66 |
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв. |
1 |
67 |
Архитектура и живопись в XIV- XVI вв. |
1 |
68 |
Быт XV-XVI вв. |
1 |
69 |
Обобщающий урок по теме «Московская Русь XIV- XVI веках» |
1 |
70 |
Итоговое повторение по курсу истории России |
1 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по истории 6 класс
№ урока |
Название тем и уроков |
Кол-во часов |
Содержание (основные понятия) |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||||||||||||||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
План |
Факт |
||||||||||||||||||
1 |
Введение. Живое Средневековье |
1 |
||||||||||||||||||||
1 |
Становление средневековой Европы |
6 |
||||||||||||||||||||
2 |
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках |
1 |
Великое переселение народов |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям |
умение определять понятия, создавать обобщения |
формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося |
§1, подг. развер. ответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних германцев» |
|||||||||||||||
3 |
Христианская церковь в раннее Средневековье |
1 |
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, |
умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы |
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества |
§ 2 |
||||||||||||||||
4 |
Возникновение и распад империи Карла Великого. |
1 |
умение обобщать факты |
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества |
§ 3 |
|||||||||||||||||
5 |
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. |
1 |
Феодальная раздробленность |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям |
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией |
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества |
§ 4 |
|||||||||||||||
6 |
Англия в раннее Средневековье. |
1 |
Каролингское возрождение |
формирование целостного мировоззрения |
умение строить логическое рассуждение, умозаключение |
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений |
§ 5 |
|||||||||||||||
7 |
Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы» |
1 |
Знать исторические термины и даты |
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |
|||||||||||||||||
2 |
Византийская империя и славяне в VI-XI вв. |
3 |
||||||||||||||||||||
8 |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. |
1 |
формулировать и обосновывать выводы |
Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников |
§ 6 |
|||||||||||||||||
9 |
Культура Византии. |
1 |
Скипетр Канон, мозаика, алтарь, смальта, икона |
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека |
§7 |
|||||||||||||||||
10 |
Образование славянских государств. |
1 |
§8 |
|||||||||||||||||||
3 |
Арабы в VI-XI вв.. |
3 |
||||||||||||||||||||
11 |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. |
1 |
Ислам, Коран, Шариат, Халиф, Имам, Везир, Сунниты, Шииты, Мечети, Медресе, минарет |
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность |
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы |
способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
§ 9 |
|||||||||||||||
12 |
Культура стран халифата. |
1 |
§10 |
|||||||||||||||||||
13 |
Обобщающий урок по теме «Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Арабы в VI-XI вв.» |
1 |
Знать исторические термины и даты |
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |
|||||||||||||||||
4 |
Феодалы и крестьяне |
2 |
||||||||||||||||||||
14 |
Средневековая деревня и ее обитатели |
1 |
Повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство |
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни |
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Уметь подтверждать выводы примерами |
§11, придумать девиз и изобразить герб феодала |
|||||||||||||||
15 |
В рыцарском замке |
1 |
Замок, паж, рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз |
формирование нравственных чувств и нравственного поведения |
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
умение понимать законы «Рыцарской чести» |
§ 12, подг. устный разв. ответ на вопрос «Как жили крестьяне в средние века» |
|||||||||||||||
5 |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе |
3 |
||||||||||||||||||||
16 |
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. |
1 |
Коммуна, самоуправление, мастер, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, фактории, ростовщики, банк. |
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы |
Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города |
§13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе» |
||||||||||||||||
17 |
Торговля в Средние века |
§ 14 |
||||||||||||||||||||
18 |
Горожане и их образ жизни |
1 |
Патриции, бюргеры, ратуша, интеллигенция, мистерия, городское сословие |
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека |
строить логическое рассуждение, делать выводы |
Умение характеризовать условия и образ жизни горожан |
§ 15 |
|||||||||||||||
6 |
Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы |
3 |
||||||||||||||||||||
19 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики |
1 |
Католическая,православная церкви, индульгенция,десятина, реликвии,мощи еретики, инквизиция, отлучение от церкви,орденафранцисканцевдоминиканцев |
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность |
Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
знать особенности религиозных верований католической церкви |
§ 16 |
|||||||||||||||
20 |
Крестовые походы |
1 |
Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден |
освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека; |
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий |
воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками |
§17 |
|||||||||||||||
21 |
Обобщающий урок по теме Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы» |
1 |
Знать исторические термины и даты |
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |
|||||||||||||||||
7 |
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) |
7 |
||||||||||||||||||||
22 |
Как происходило объединение Франции. |
1 |
Централизованное государство, Генеральные штаты |
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. |
умение самостоятельно планировать пути достижения целей |
воспитание уважения к историческому наследию |
§ 18 |
|||||||||||||||
23 |
Что англичане считают началом своих свобод. |
1 |
Хартия, парламент |
уважение прав и свобод человека |
строить логическое рассуждение |
развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о причинах, последствиях, борьбы за свободу |
§19 |
|||||||||||||||
24 |
Столетняя война |
1 |
Партизанская война |
уважение к культуре других народов, толерантность. |
владение устной монологической контекстной речью |
воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками |
§20, ответить на вопрос « в чем состоял подвиг Жанны д' Арк? |
|||||||||||||||
25 |
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии |
1 |
Жакерия |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку |
анализировать и обобщать факты |
Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии |
§21, ответить на вопрос «что общего было в последствиях восстаний крестьян в Англии и во Франции» |
|||||||||||||||
26 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
1 |
Реконкиста кортесы |
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека |
смысловое чтение; |
умение работать с разными источниками информациями |
§22 |
|||||||||||||||
27 |
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках. |
1 |
§23 |
|||||||||||||||||||
28 |
Обобщающий урок по теме «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)» |
1 |
Знать исторические термины и даты |
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |
|||||||||||||||||
8 |
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв |
2 |
||||||||||||||||||||
29 |
Гуситское движение в Чехии |
1 |
уния |
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе |
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний |
§24 |
|||||||||||||||
30 |
Завоевания турками – османами Балканского полуострова |
1 |
янычар |
уважение прав и свобод человека; |
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией |
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
§ 25 |
|||||||||||||||
9 |
Культурное наследие Средневековья |
2 |
||||||||||||||||||||
31 |
Образование и философия. Средневековая литература и искусство |
1 |
Университеты, рационализм, мистика, схоластика |
формирование целостного мировоззрения |
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
§26-28 |
|||||||||||||||
32 |
Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия. |
1 |
Романский и готический стиль |
формирование целостного мировоззрения |
владение устной монологической контекстной речью |
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого |
§29-30, заполнить таблицу |
|||||||||||||||
10 |
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. |
3 |
||||||||||||||||||||
33 |
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония |
1 |
пагоды Варны, касты |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку |
представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы |
Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний |
§31 |
|||||||||||||||
34 |
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. |
1 |
Майя, ацтеки, инки, бушмены |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам |
формулировать и обосновывать выводы |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
§32, подготовиться к итогово – обобщающему уроку |
|||||||||||||||
35 |
Итоговое обобщение по Истории Средних веков |
1 |
формулировать и обосновывать выводы |
повторить все понятия и даты |
||||||||||||||||||
11 |
Введение «Народы и государства на территории нашей страны в древности» |
1 |
умение самостоятельно определять цели своего обучения, и задачи в учёбе и познавательной деятельности |
|||||||||||||||||||
36 |
Введение в предмет «Народы и государства на территории нашей страны в древности» |
1 |
Летопись, лингвистика, фольклористика |
осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; |
формулировать и обосновывать выводы |
Прочитать «Введение» в учебнике и записи в тетради |
||||||||||||||||
12 |
Древняя Русь в VIII-первой половине XII в |
10 |
||||||||||||||||||||
37 |
Древнейшие народы на территории России. |
1 |
индоевропейская языковая группа, подсечно-огневой способ, борона, серп, бортничество |
·- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений |
Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения |
раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян |
§1, подготовить пересказ с выделением главных фактов |
|||||||||||||||
38 |
Восточные славяне. |
1 |
Хазарский каганат, колонизация, Волжская Булгария, Византия , Царьград |
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений |
Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения |
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
§2, проработать карту и составить по ней рассказ |
|||||||||||||||
39 |
Формирование Древнерусского государства. |
1 |
Государство, дружина, князь, родоплеменные отношения, норманны, Аскольд, Дир, договор, тысяцкий |
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи |
умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
§3 , анализ исторического источника |
|||||||||||||||
40 |
Первые киевские князья. |
1 |
уроки, погосты |
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи |
Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения |
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях связанных с деятельностью первых киевских князей |
§4, подготовить индивидуальные сообщения |
|||||||||||||||
41 |
Владимир Святославович. Принятие христианства. |
1 |
Причины христианства, крещение Руси, митрополит, церковный устав, ересь. |
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению обществе |
способность решать творческие задачи |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
§5 , самостоятельно дать оценку принятия христианства |
|||||||||||||||
42-43 |
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. |
2 |
усобицы, Правда Ярослава, посадник, династические браки |
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи |
умение строить логическое рассуждение, умозаключение |
Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого |
§6 |
|||||||||||||||
44 |
Культура Древней Руси. |
1 |
фрески, мозаика, жития, миниатюры, устав, былины |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира |
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
§7 |
|||||||||||||||
45 |
Быт и нравы Древней Руси. |
1 |
кольчуга, кожух, епанча,онучи, зипуны, понева, порты, хоромы,изба-горница, слобода |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира |
способность решать творческие задачи |
Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории |
§8, нарисовать рисунки древнерусской одежды и оружия. |
|||||||||||||||
46 |
Обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине XII в.» |
1 |
составлять тезисы |
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий |
знать все даты и понятия, работа над ошибками |
|||||||||||||||||
13 |
Русь удельная в XII-XIII вв. |
9 |
||||||||||||||||||||
47 |
Начало раздробления Древнерусского государства |
1 |
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию |
умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение |
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи |
|||||||||||||||||
48 |
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. |
1 |
вече, посадник, тысяцкий, владыко, архимандрит |
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов, |
составлять тезисы |
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
§10 - 11 |
|||||||||||||||
49 |
Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко - Волынское княжество. |
1 |
вече, посадник, тысяцкий, владыко, архимандрит |
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов, |
составлять тезисы |
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
||||||||||||||||
50 |
Нашествие с Востока. |
1 |
монгольские племена, Чингисхан, Батый, фураж, «Злой город» |
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
устанавливать причинно-следственные связи |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
§12 , подготовить устные сообщения о Ордынских ханах |
|||||||||||||||
51 |
Борьба Руси с западными завоевателями. |
1 |
крестовый поход, , Орден меченосцев, Ливонский орден, Тевтонский орден |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, |
умение использовать речевые средства |
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду |
§13 |
|||||||||||||||
52 |
Русь и Золотая Орда. |
1 |
Золотая Орда, ярлык, вассальная зависимость, г. Сарай, баскаки, ордынское владычество, выход, резиденция |
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
Умение логического рассуждения, умозаключения |
способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
§14 , анализ исторических документов |
|||||||||||||||
53 |
Русь и Литва. |
1 |
Миндовг, литовские племена, Гедимин,Ольгерд |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку |
работать индивидуально и в группе: |
умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; |
§15 |
|||||||||||||||
54 |
Культура русских земель в XII-XIII вв. |
1 |
лечьцы, поучения, «Моления» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве» |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. |
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
§16 |
|||||||||||||||
55 |
Обобщающий урок по теме «Русь удельная в XII-XIII вв.». |
1 |
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; |
знать все события и даты |
||||||||||||||||||
14 |
Московская Русь XIV- XVI вв. |
18 |
||||||||||||||||||||
56 |
Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества. |
1 |
вотчинное землевладение, удельные княжества, хан Чолхан (Щелканном), Иван Калита |
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами |
умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; |
§ 17, установить причинно – следственные связи |
|||||||||||||||
57 |
Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. |
1 |
Мамай,Араб-шаха, битва на реке Воже |
формирование целостного мировоззрения |
представлять результаты своей деятельности в форме сообщения |
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством |
§18, подготовить устное сообщение |
|||||||||||||||
58 |
Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XVвека |
1 |
Едигей, Василий 1, усобица, Василий II, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, Тимур (Тамерлан), Витивт |
уважение к культуре других народов, толерантность. |
Умение работать в группе |
Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства |
§ 19, работа с картой |
|||||||||||||||
59 |
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. |
1 |
Иван III, Марфа Борецкая, Казимир Ягайлович, Ахмат, «Стояние на реке Угре» , Василий III |
формирование целостного мировоззрения |
Умение анализировать и обобщать факты |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
§ 20, , прочитать дополнительную литературу по теме |
|||||||||||||||
60 |
Московское государство в конце XV- начале XVI в. |
1 |
Софья Палеолог, двуглавый орел, государь всея Руси, самодержец, Скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская дума, окольничьи, дворец, казна, Судебник 1497, уезды, волости, помещик, кормление, пожилое |
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
формулировать и обосновывать выводы |
способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
§ 21 составить схему |
|||||||||||||||
61 |
Церковь и государство в конце XV- начале XVI в. |
1 |
Монастыри, соборересь, «жидовствующие», нестяжатели, иосифляне |
формирование целостного мировоззрения |
представлять результаты в виде схемы |
Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины |
§ 22 |
|||||||||||||||
62 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Образование единого Русского государства». |
1 |
Формулировать и обосновывать выводы |
Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины |
знать термины и даты |
|||||||||||||||||
63 |
Реформы Избранной рады. |
1 |
московский рубль, Избранная рада, Земский собор, Судебник, приказы, Стоглавый собор «Уложение о службе» |
осознание своей этнической принадлежности знание истории |
Умение анализировать и обобщать факты |
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности |
§23, подготовить устные сообщения |
|||||||||||||||
64 |
Внешняя политика Ивана IV. |
1 |
Астраханское ханство, Казанское ханство, засечная черта, Ермак Тимофеевич, ясак, острог, Ливонская война, |
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной |
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий |
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур |
§ 24, подготовить устные сообщения по карте с. 205 |
|||||||||||||||
65 |
Опричнина. |
1 |
Опричнина, Андрей Курбский, Неограниченная власть царя, посад, Девлет-Гирей, челобитная, заповедные лета, крепостное право |
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной |
анализировать и обобщать факты |
Уметь работать с историческими источниками |
§ 25, проанализировать исторические документы |
|||||||||||||||
66 |
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв. |
1 |
культурное возрождение, ,культурные контакты , книгопечатанье, Иван Федоров |
формирование целостного мировоззрения |
представить результаты в виде таблицы |
Умение составлять сравнительную таблицу |
§ 26, составить таблицу по теме |
|||||||||||||||
67 |
Архитектура и живопись в XIV- XVI вв. |
1 |
зодчество, Марко Руффо, шатровый стиль, Феофан Грек, иконостас, Андрей Рублев, Святая Троица, Дионисий |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России |
представить результаты в виде таблицы |
Умение составлять сравнительную таблицу |
§ 27, закончить таблицу, сделать вывод |
|||||||||||||||
68 |
Быт XV-XVI вв. |
1 |
приказная изба, харчевня , сруб, лампада, полати, тулуп, сарафан, душегрея |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. |
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
§ 28, подготовиться к обобщающему уроку |
|||||||||||||||
69 |
Обобщающий урок по теме «Московская Русь XIV- XVI веках» |
Знать исторические термины и даты |
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |
подготовиться к итогово – обобщающему уроку |
|||||||||||||||||
70 |
Итоговое повторение по курсу истории России |
Знать исторические термины и даты |
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |