Разработка урока ОБЖ «Пожарная безопасность»
Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности
Дата:
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Тема урока: Пожарная безопасность
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: смешанный
Цели урока: Обобщить представления обучащихся :
-об особенностях возникновения огня;
-основных причинах и поражающих факторах пожара;
-поведения людей при возникновении пожара;
-особенностях пожарной безопасности в образовательном учреждении.
Оборудование:
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. (извлечения);
- Учебник ОБЖ, под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, 2020г.
- План эвакуации учреждения с фотолюминисцентной (светонакапливающей) плёнкой (по ГОСТу 12.2.143-2009);
- макет огнетушителя ОП-8(з);
- Газодымозащитный комплект ГДЗК-У;
- Спасательная верёвочная лестница ЛВС-15;
- Ноутбук, настенный монитор, дисковый накопитель.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организа-ционный момент, сообщение темы урока. 2.Работа по плану урока: 2.1.Особен-ности воз-никновения огня. 2.2.Понятие и поражаю-щие факторы пожара. 2.3. Основ-ные причины пожара. 2.4.Алгоритм действий при пожаре. 2.5. Особен-ности пожар-ной безопас-ности в нашем об-разователь-ном учреж-дении. 2.6.Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание. | Перекличка обучающихся, сообщение темы и цели урока. Определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела». Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. Знакомство с условиями возникнове-ния горения. Вопрос обучающимся: Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? Преподаватель выслушивает и корректирует ответы и обращает внимание на видеослайд «Условия возникновения огня». Действительно, существует так называемый треугольник огня: - горючее вещество; - кислород; - источник воспламенения (огня). В последнее время вместо треуголь-ника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился чело-век. 97% всех пожаров случается по вине человека. В учебнике ОБЖ определение пожара следующее: «Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей». Знакомство с основными поражающими факторами пожара. Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. Преподаватель выслушивает и корректирует ответы. Действительно, поражающими факторами пожара являются: - задымление помещения; - высокая температура; - потери конструкциями несущей способности, их разрушение. Просмотр видеоматериала «Поражающие факторы пожара». Наиболее частые причины возникнове-ния пожаров в современном мире: -неосторожное обращение с огнем (в т.ч. курение в неустановленных местах, игра детей со спичками, нарушения правил использования пиротехники); -нарушение правил эксплуатации электроприборов и электросети (в т.ч. оставленные без присмотра электро-приборы, перегрузка электросети, оборудование неисправное или кустарного производства). Просмотр видеоматериала: «Моделируемое развитие пожара в жилой комнате». В первую очередь в случае обнаруже-ния пожара, признаков горения, задымления, необходимо немедленно сообщить по телефону 01 или 112, в пожарную охрану. Затем проводится экстренная эвакуация людей, в соответ-ствии с планом эвакуации при пожаре, которые установлены на каждом этаже здания. Исходя из складывающейся обстановки, при наличии возможности, при отсутствии прямой угрозы жизни – приступить к тушению возгорания первичными средствами пожаротуше-ния (Огнетушителем). Главное предназначение любого современного типа огнетушителей – это тушение огня с помощью подачи специального огнетушащего состава. Чаще всего, огнетушители – это цилиндрические баллоны ярко красного цвета, которые оснащаются патрубком, соплом или же трубкой для выпуска и подачи огнету-шащего состава. Как только устройство приводят в рабочее состояние, под действием большого давления из баллона подаётся тушащий состав. Как пользоваться огнетушителем? Какие действия нужно предпринять? Преподаватель выслушивает и корректирует ответы. 1.Необходимо резким движением вытащить опломбированную чеку; 2.Отступить от возгорания на 1-3 метра; 3.Привести в действие закачной огнетушитель можно с помощью нажатия на ручку, при этом необходимо крепко держать свободной рукой шланг распылителя. Ознакомление планом эвакуации при пожаре и макетом огнетушителя. Оповещение об эвакуации проводится голосовым оповещением автоматичес-кой пожарной сигнализации, кроме того могут подаваться многократные продолжительные электрозвонки. Оповещение может произойти авто-матически при срабатывании пожарной сигнализации или при ручном нажатии кнопок, расположенных на лестничных площадках всех этажей. Оповещение и эвакуация людей производится при возникновении пожара или задымления, при срабатывании автоматической пожарной сигнализа-ции, причем не только из непосредственно горящего помещения, но и из всех без исключения помещений в обязательном порядке. Эвакуация людей из производится в следующем порядке: находящиеся на 1 этаже здания выходят через двери центрального входа, а люди находящиеся на 2, 3, 4 этажах выходят по лестничным маршам через двери двух запасных выходов. В экстремальных ситуациях (наличие огня, сильного задымления на лестничных площадках, коридорах, запасных выходах), когда отсутствует возможность эвакуации людей через двери эвакуационных выходов, эвакуация может быть проведена через оконные проемы, в учебных кабинетах находятся веревочные лестницы Демонстрируется порядок использова-ния, крепления верёвочной лестницы. Пожарная безопасность – дело государственной важности, поэтому нормы и правила установлены федеральным законодательством и контролируются государственными органами. В то же время наша безопасность в первую очередь зависит от нашего с вами поведения и правильных действий каждого человека в повседневной жизни. Формула безопасности: «Предвидеть опасность, по возможности избегать, при необходимости действовать». Преподаватель выставляет оценки за урок и даёт домашнее задание, самостоятельно ознакомиться с Инструкцией противопожарного режима учреждения, которая имеется на стенде «Пожарная безопасность», и на официальном сайте во вкладке «Безопасность жизнедеятельности». | Обучающиеся анализируют и делают краткие записи в тетрадях. «Эталонные» ответы: Горючее вещество, Кислород, Источник воспламенения (огня). Обучающиеся анализируют и делают краткие записи в тетрадях. «Эталонные» ответы: Дым, высокая температура, разрушение конструкций. Просмотр и анализ видеоматериала Обучающиеся анализируют и делают краткие записи в тетрадях. Просмотр и анализ видеоматериала Обучающиеся анализируют и делают краткие записи в тетрадях. «Эталонный» ответ: Выдернуть чеку, отступить от очага, нажать ручку. Обучающиеся знакомятся с планом эвакуации при пожаре и макетом огнетуши-теля. Обучающиеся анализируют и делают краткие записи в тетрадях. Обучающиеся получают домашнее задание. |
Список литературы:
Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. –М.: ИТК Дашков и К, 2014. -496 с.
Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие. –М.: ИЦ Владос, 2013. -272 с.
Пожарная безопасность: научно-технический журнал ВГБУ ВНИИПО МЧС России. №3 (104) 2021.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. (извлечения);
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: базовый уровень/ под ред.А.Т.Смирнова. –М.:Просвещение, 2020. -351 с.