Разработка урока ОБЖ «Пожарная безопасность»

1
0
Материал опубликован 7 April 2022

Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности


Дата:

Учебная группа:

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Тема урока: Пожарная безопасность

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: смешанный

Цели урока: Обобщить представления обучащихся :

-об особенностях возникновения огня;

-основных причинах и поражающих факторах пожара;

-поведения людей при возникновении пожара;

-особенностях пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Оборудование:

- Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. (извлечения);

- Учебник ОБЖ, под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, 2020г.

- План эвакуации учреждения с фотолюминисцентной (светонакапливающей) плёнкой (по ГОСТу 12.2.143-2009);

- макет огнетушителя ОП-8(з);

- Газодымозащитный комплект ГДЗК-У;

- Спасательная верёвочная лестница ЛВС-15;

- Ноутбук, настенный монитор, дисковый накопитель.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный момент, сообщение темы урока.

2.Работа по плану урока:

2.1.Особен-ности воз-никновения огня.



























2.2.Понятие и поражаю-щие факторы пожара.


















2.3. Основ-ные причины пожара.













2.4.Алгоритм действий при пожаре.







































2.5. Особен-ности пожар-ной безопас-ности в нашем об-разователь-ном учреж-дении.





























2.6.Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.


Перекличка обучающихся, сообщение темы и цели урока.






Определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда.

Знакомство с условиями возникнове-ния горения. Вопрос обучающимся: Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? Преподаватель выслушивает и корректирует ответы и обращает внимание на видеослайд «Условия возникновения огня». Действительно, существует так называемый треугольник огня:

- горючее вещество;

- кислород;

- источник воспламенения (огня).

В последнее время вместо треуголь-ника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился чело-век. 97% всех пожаров случается по вине человека.

В учебнике ОБЖ определение пожара следующее: «Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей».

Знакомство с основными поражающими факторами пожара.

Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. Преподаватель выслушивает и корректирует ответы. Действительно, поражающими факторами пожара являются:

- задымление помещения;

- высокая температура;

- потери конструкциями несущей способности, их разрушение.

Просмотр видеоматериала «Поражающие факторы пожара».

Наиболее частые причины возникнове-ния пожаров в современном мире:

-неосторожное обращение с огнем (в т.ч. курение в неустановленных местах, игра детей со спичками, нарушения правил использования пиротехники);

-нарушение правил эксплуатации электроприборов и электросети (в т.ч. оставленные без присмотра электро-приборы, перегрузка электросети, оборудование неисправное или кустарного производства).

Просмотр видеоматериала: «Моделируемое развитие пожара в жилой комнате».

В первую очередь в случае обнаруже-ния пожара, признаков горения, задымления, необходимо немедленно сообщить по телефону 01 или 112, в пожарную охрану. Затем проводится экстренная эвакуация людей, в соответ-ствии с планом эвакуации при пожаре, которые установлены на каждом этаже здания. Исходя из складывающейся обстановки, при наличии возможности, при отсутствии прямой угрозы жизни – приступить к тушению возгорания первичными средствами пожаротуше-ния (Огнетушителем). Главное предназначение любого современного типа огнетушителей – это тушение огня с помощью подачи специального огнетушащего состава. Чаще всего, огнетушители – это цилиндрические баллоны ярко красного цвета, которые оснащаются патрубком, соплом или же трубкой для выпуска и подачи огнету-шащего состава. Как только устройство приводят в рабочее состояние, под действием большого давления из баллона подаётся тушащий состав. Как пользоваться огнетушителем? Какие действия нужно предпринять?

Преподаватель выслушивает и корректирует ответы.

1.Необходимо резким движением вытащить опломбированную чеку;

2.Отступить от возгорания на 1-3 метра;

3.Привести в действие закачной огнетушитель можно с помощью нажатия на ручку, при этом необходимо крепко держать свободной рукой шланг распылителя.

Ознакомление планом эвакуации при пожаре и макетом огнетушителя.

Оповещение об эвакуации проводится голосовым оповещением автоматичес-кой пожарной сигнализации, кроме того могут подаваться многократные продолжительные электрозвонки. Оповещение может произойти авто-матически при срабатывании пожарной сигнализации или при ручном нажатии кнопок, расположенных на лестничных площадках всех этажей. Оповещение и эвакуация людей производится при возникновении пожара или задымления, при срабатывании автоматической пожарной сигнализа-ции, причем не только из непосредственно горящего помещения, но и из всех без исключения помещений в обязательном порядке.

Эвакуация людей из производится в следующем порядке: находящиеся на 1 этаже здания выходят через двери центрального входа, а люди находящиеся на 2, 3, 4 этажах выходят по лестничным маршам через двери двух запасных выходов. В экстремальных ситуациях (наличие огня, сильного задымления на лестничных площадках, коридорах, запасных выходах), когда отсутствует возможность эвакуации людей через двери эвакуационных выходов, эвакуация может быть проведена через оконные проемы, в учебных кабинетах находятся веревочные лестницы

Демонстрируется порядок использова-ния, крепления верёвочной лестницы.

Пожарная безопасность – дело государственной важности, поэтому нормы и правила установлены федеральным законодательством и контролируются государственными органами. В то же время наша безопасность в первую очередь зависит от нашего с вами поведения и правильных действий каждого человека в повседневной жизни. Формула безопасности: «Предвидеть опасность, по возможности избегать, при необходимости действовать». Преподаватель выставляет оценки за урок и даёт домашнее задание, самостоятельно ознакомиться с Инструкцией противопожарного режима учреждения, которая имеется на стенде «Пожарная безопасность», и на официальном сайте во вкладке «Безопасность жизнедеятельности».









Обучающиеся анализируют и делают краткие записи в тетрадях.










«Эталонные» ответы:

Горючее вещество,

Кислород,

Источник воспламенения (огня).



Обучающиеся анализируют и делают краткие записи в тетрадях.
















«Эталонные» ответы:

Дым, высокая температура, разрушение конструкций.






Просмотр и анализ видеоматериала

Обучающиеся анализируют и делают краткие записи в тетрадях.









Просмотр и анализ видеоматериала


Обучающиеся анализируют и делают краткие записи в тетрадях.






















«Эталонный» ответ:

Выдернуть чеку, отступить от очага, нажать ручку.








Обучающиеся знакомятся с планом эвакуации при пожаре и макетом огнетуши-теля.

Обучающиеся анализируют и делают краткие записи в тетрадях.














































Обучающиеся получают домашнее задание.




Список литературы:

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. –М.: ИТК Дашков и К, 2014. -496 с.

Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие. –М.: ИЦ Владос, 2013. -272 с.

Пожарная безопасность: научно-технический журнал ВГБУ ВНИИПО МЧС России. №3 (104) 2021.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. (извлечения);

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: базовый уровень/ под ред.А.Т.Смирнова. –М.:Просвещение, 2020. -351 с.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.