12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петухова Юлия Георгиевна19

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ

7 класс.

Понятие о кислотах.

ГУО «Гимназия № 30 г. Минска»

учитель химии, магистр химических наук

Петухова Юлия Георгиевна

Тема урока: Понятие о кислотах

Цель:организовать деятельность учащихся по освоению темы:“Понятие о кислотах”.

Задачи:

Образовательные:

Ознакомить учащихся с понятиями кислота, кислотный остаток, индикатор;

Сформировать представление о составе и свойствах кислот, валентности кислотных остатков;

Развивающие:

Развивать умения обращаться с неорганическими веществами и лабораторным оборудованием;

Развивать умения учащихся сравнивать, составлять сравнительные таблицы, обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать умения работать самостоятельно;

Содействовать воспитанию у учащихся организованности;

Воспитывать умения вести познавательную деятельность в коллективе.

Тип урока: урок новых знаний

Вид урока: беседа с элементами рассказа.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование:учебное пособие – Химия 7 класс, раздаточный материал (карточки с заданиями).

План.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание

3. Проверка домашнего задания

4. Мотивация.

5. Актуализация знаний.

6. Изучение новых знаний.

7. Закрепление знаний.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Настраивание учащихся на работу.

Целеполагание

Цель: Сформировать представление о составе и свойствах кислот.

Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа.

Водород. Физические свойства.

Вариант 1.

1. Среди записей - □ Ar(Н) = 1, □ Мr2) = 2,□ M2) = 2 г/моль,

ЗН, □ ЗН2- отметьте обозначения:

а) молярная масса водорода;

б) три молекулы водорода.

2. Рассчитайте объем водорода по формуле V = Vm * n, если его химическое количество равно:

а) 3 моль; б) 0,3 моль.

3. Сравните массовую долю водорода в веществах:

а) СН4 и NH3;

б) СН4 и LiH.

4. Растворимость водорода составляет 800 дм3 на 1 дм3палладия. Рассчитайте массу водорода, который выделится из насыщенного водородом палладия при нагревании образца палладия объемом:

а) 0,5 дм3; б) 1,5 дм3.

5. В какой из порций масса водорода больше:

а) 20 г СН4 и 25 г NH3;

б) 4 г СН4 и 3 г LiH.

Вариант 2.

1. Среди записей - □ Ar(Н) = 1, □ Мr2) = 2,□ M2) = 2 г/моль,

ЗН, □ ЗН2- отметьте обозначения:

а) относительная молекулярная масса водорода;

б) относительная атомная масса водорода.

2. Рассчитайте объем водорода по формуле V = Vm *n, если его химическое количество равно:

а) 0,5 моль; б) 1,5 моль.

3. Сравните массовую долю водорода в веществах:

а) НСI и H2S;

б) НСI и Н2O.

4. Растворимость водорода составляет 800 дм3 на 1 дм3 палладия.Рассчитайте массу водорода, который выделится из насыщенного водородом палладия при нагревании образца палладия объемом:

а) 2,5 дм3; б) 15 дм3.

5. В какой из порций масса водорода больше:

а) 7 г НСI и 9 г H2S;

б) 6 г НСI и 4 г Н2O.

Мотивация.

Многие кислоты имеют образные, старинные названия. В образных и древних названиях есть своя прелесть. Они составляют большое лексическое достояние. Во времена Перта I и позднее азотную кислоту называли "крепкой водкой". Серная кислота из - за маслянистого вида называется "купоросное масло". Каков же состав кислот?

.Актуализация знаний.

Прием ”Облака мыслей”

Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске и систематизируются.

Что вы знаете о кислотах?

Изучение новых знаний.

Много раз, конечно, вы слышали это слово и в повседневной жизни. При приготовлении пищи используются уксусная и лимонная кислоты, в домашней аптечке есть борная кислота, в аккумуляторы автомашин заливают серную кислоту и т. д. Отметим, что и в быту, и в производственной деятельности используют в основном водные растворы кислот.

Познакомимся поближе с этими веществами.

Состав кислот

В большинстве случаев в состав молекул кислот входят только атомы неметаллов. Перед вами представлены шаровые модели молекул некоторых кислот и их формулы.

Что общего у этих молекул? Ответ прост — в них входят атомы водорода.

Обратим внимание, что в состав молекулы хлороводорода, кроме атомов водорода Н, входит атом хлора CI, молекулы азотной кислоты группа атомов NО3, молекулы серной кислоты — SО4, молекулы фосфорной кислоты- PO4.

Атом СI, группы атомов NO3, SO4, РO4, а также другие атомы группы в составе кислот называют кислотными остатками.

Кислотные остатки в молекулах кислот соединены с атомами водорода в соответствии со своей валентностью. Как можно ее определить? Вы знаете,что водород всегда одновалентен. Значит, если кислотный остаток в молекуле кислоты соединен с одним атомом водорода, то его валентность равна единице, если с двумя атомами — двум, а с тремя — трем. При написании формул кислот пишут атомы водорода, а потом кислотные остатки.

Физминутка

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

В таблице 1. представлены названия и формулы кислот, с которыми вы будете встречаться при изучении основ химии. Здесь же даны формулы кислотных остатков, которые входят в состав этих кислот, их валентность (указана черточками) и названия(запись таблицы в тетрадь).

Таблица 1. Состав кислот и их названия

Название кислоты

Формула кислоты

Формула кислотного остатка

Название кислотного остатка

Хлороводородная

HCI

-CI

Хлорид

Азотная

HNO3

-NО3

Нитрат

Сероводородная

H2S

=S

Сульфид

Сернистая

H2SO3

=SO3

Сульфит

Серная

H2SO4

=SO4

Сульфат

Кремниевая

H2SiO3

= SiO3

Силикат

Угольная

H2C03

=СО3

Карбонат

Фосфорная

H3PО4

=PО4

Фосфат

При обычных условиях кислоты существуют в жидком и твердом агрегатных состояниях. Так, фосфорная кислота Н3РО4 при комнатной температуре - твердое вещество. При этих же условиях серная кислота H24 — это не имеющая запаха вязкая жидкость. Она почти в 2 раза тяжелее воды. Хлороводородная кислота НСI- раствор газа хлороводорода в воде. Раствор этой кислоты имеет характерный запах.

В большинстве случаев кислоты растворяются в воде. Исключение - кремниевая кислота H2SiO3. Водные растворы хлороводородной, серной и фосфорной кислот не имеют окраски. Безводная азотная кислота при хранении желтеет.

Поскольку в состав всех кислот входят атомы водорода, то кислоты обладают общими свойствами:

изменяют окраску некоторых органических веществ;

имеют кислый вкус (пробовать кислоты на вкус, как и любые другие вещества, запрещается — можно получить ожог полости рта!);

оказывают разъедающее действие на кожу человека, ткани,бумагу, древесину и другие материалы.

Есть вещества, которые, как и кислоты, содержат атомы водорода, но кислотными свойствами не обладают. Это метан СН4, аммиак NН3, вода Н2О. Следовательно, не все вещества, содержащие атомы водорода, обладают кислотными свойствами.

Понятие об индикаторах

Некоторые органические вещества изменяют свою окраску и кислот и некоторых других веществ. Такие вещества называю индикаторами. Это слово в переводе с латинского означает «указатель».

Индикаторы — это органические вещества, которые изменяют свою окраску в присутствии кислот и некоторых других веществ.

На уроках химии для обнаружения в растворах кислот используют индикаторы лакмус, метиловый оранжевый (метилоранж), а также универсальный индикатор. Это полоска фильтровальной бумаги, пропни индикаторов. Она изменяет свой цвет, если в растворе есть кислоты.

Лабораторный опыт №6

Действие кислот на индикаторы

1. Испытайте действие хлороводородной и серной кислот на лакмус метилоранж и универсальный индикатор. Для этого добавьте 1-2 капли лакмуса в две пробирки с растворами НСI и H2SO4. Отметьте цвет раствора.

2. Такую же операцию проделайте с новой порцией кислот, добавляя в пробирки с кислотами метилоранж.

3.Налейте в пробирки новые порции кислот и опустите в каждую из них универсальную индикаторную бумажку. Отметьте, в какой цвет она окра­шивается.

Сравните свои наблюдения с данными таблицы 2.

Таблица 2. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот

Название

Цвет индикатора и универсальной индикаторной бумажки

Лакмус

Метилоранж

Бумажка

Хлороводородная HCI

Красный

Красный

Красный

Азотная HNО3

Красный

Красный

Красный

Серная H2SО4

Красный

Красный

Красный

Вода

Фиолетовый

Оранжевый

Желтый

Закрепление знаний.

1.

Приём “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека”.

Все вы помните произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”. Начинается игра со слов: Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами: Ест он фрукты с овощами. 10 килограммов он вносит за день в рацион. Что ж при этом он съедает? Кто ж из вас скорей узнает?

 

Название кислоты

Формула кислоты

Формула кислотного остатка

Название кислотного остатка

Азотная

     
 

H2SiO3

   
     

Фосфат

   

=CO3

 

Пример. В таблице представлены различные кислоты и их названия, формулы, название кислотного остатка, но не все, вам нужно правильно заполнить таблицу, составить правильное меню для Робина-Бобина-Барабека.

 

2.

В формулах кислот HCI, HNO3, H2SO4, Н3РO4 подчеркните кислотные остатки и укажите валентность каждого из них.

3.

Дайте названия кислотам, формулы которых H2S, H3PO4, HNO3, H2SO4.

4.

Прием “Лови ошибку”

В состав кислот входят атомы кислорода и кислотные остатки (водорода).

2. Индикаторы — неорганические вещества, изменяющие свою окраску в присутствии кислот и некоторых других веществ (органические вещества).

8. Рефлексия.

Приём “Рюкзак”.

Описание: прием рефлексии. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился …

я разобрался ….

я наконец-то запомнил…

9. Домашнее задание.

§26. №4,5.

Приложение:

Меню

для

Робина-Бобина-Барабека

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.