Пояснительная записка к презентации
Предмет: Химия
Класс: 8 класс
Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.
Цель: усвоение знаний обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений
Задачи:
образовательные:
- обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;
- обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;
-обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;
-обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков.
воспитательные:
создать условия для:
- воспитания ответственного отношения обучающихся к сознательному использованию полученных знаний;
- воспитания умения сотрудничать ;
- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
- воспитания умения управлять собой, своим поведением.
развивающие:
создать условия для:
- развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;
- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;
- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: комбинированный урок
Условия обеспечения учебной деятельности:
УМК: О.С. Габриелян
Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;
- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;
- дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
- заготовки таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;
Ссылки:
https://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-kisloty взята за основу технологической карты урока
http://fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html
Презентация
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Организационный момент |
Приветствие обучающихся |
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места |
Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 |
Актуализация знаний |
Какую темы мы изучали на протяжении нескольких уроков? Какие классы соединений мы изучили? Создание проблемной ситуацию путем предложения задания (слайд 1,2): 1 задание (слайд 3) H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4 Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов |
Учащиеся в устной форме отвечают на вопросы. Отгадывают загадки: Если в паре элементов Если формулы начало Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения и названия оксидов, оснований |
Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, сопоставление информации; Коммуникативные УУД: сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3 |
Постановка учебной задачи |
Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся разгадать ребус (слайд 4) Учитель предлагает подумать и ответить на вопросы, связанные с кислотами на слайде 4 Учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? |
Учащиеся разгадывают ребус Учащиеся выдвигают предположения о кислотах . Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 5) |
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и названия урока. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Организуется работа по исследованию класса кислот. 2 задание Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания 3 задание Воспользовавшись текстом параграфа 21, модулем ФЦИОР «Состав и классификация кислот» (http://fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html) изучить названия и классифи-кацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. Учитель демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a6-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_01.swf) |
Определяют состав вещества: Н n(КО) m (слайд 6) Формулируют определение класса кислот, записывают тетрадь Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности. Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде» |
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
5 |
Первичное закрепление |
Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. |
Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером (электронное приложение к учебнику Химия О.С. Габриеляна): 1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот (слайд 7); 2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида (слайд 8). |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные. |
6 |
Самостоятельная работа |
Учитель организует деятельность по применению новых знаний. |
Индивидуальная работа обучающихся с учебником Химия О.С. Габриеляна (стр.126 упр.1,2): 1. Соотнесение формул и названий кислот; 2. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости. Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; Личностные: самоопределение. |
7 |
Домашнее задание |
Составить кроссворд по теме «Кислоты» |
||
8 |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Организует рефлексию в форме устного анкетирования (слайд 8): 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен 7. Домашнее задание мне кажется: легким/ трудным |
Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают устную качественную и количественную оценку урока |
Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |