Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты»

3
0
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок химии в 8 класс

Тема: «Кислоты»

Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о классе кислот. 
 
Задачи урока:

Образовательные: познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот, продолжить формирование знаний о зарядах ионов, степени окисления элементов, об индикаторах.

Развивающие: продолжить развитие памяти, логического мышления обучающихся, формирования исследовательской компетенции, формировать умение анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Воспитательные: создать условия для формирования навыков работы в парах, группах, содействовать повышению интереса к изучению химии.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Технология: исследовательский метод обучения

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с формулами веществ на каждую парту, по 3 пробирки с растворами соляной, азотной, серной кислот, индикаторы (фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый).

ХОД УРОКА

Мотивация

- Добрый день. Я рада приветствовать вас на уроке химии. Сегодня у нас не обычный урок химии, а урок-исследование. Что такое исследование?

- Исследование — один из видов познавательной деятельности человека, направленный на получение новой информации, новых знаний. Сегодня на уроке мы сделаем очередной шаг по дороге химических знаний: познакомимся с новым классов неорганических веществ. Надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет плодотворным.

- Послушайте загадку и определите, о каком классе веществ идёт речь?

Кислый вкус они имеют

Лакмус в них всегда краснеет

И опасны для работы

Эти жгучие…

+ Кислоты

(Слайд 1)

- Что вы узнали о кислотах из загадки?

Актуализация опорных знаний

- Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, вспомните, что такое лакмус?

- Какие вещества называются индикаторами?

- Какие индикаторы вы ещё знаете?

- С какими классами неорганических веществ вы уже знакомы?

- Как изменяется окраска индикаторов в щелочной среде?

- Работаем в парах. У вас на столе лежат карточки с формулами различных веществ, распределите все вещества на группы и дайте названия. Обоснуйте свой выбор.

CuO, KOH, Ca(OH)2, HСl, Ba(OH)2, Na2O, HNO3, Al2O3, H2SO4

- Проверим (двое учащихся работает с такими же карточками у доски).

- Какие вещества называются оксидами?

- Какие вещества называются основаниями?

III. Создание проблемной ситуации

- Почему вы назвали не все вещества?

+ (Учащиеся отвечают, что им не знакомы эти вещества, и они не знают, к какому классу эти вещества относятся)

- Чем похожи формулы оставшихся веществ?

- Чем отличаются?

IV. Постановка проблемы исследования

- Как вы думаете можно ли эти вещества объединить в класс кислот?

- Как изменится окраска индикаторов в кислой среде?

V. Определение темы и цели исследования

- Чтобы ответить на эти вопросы, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями и изучить класс кислот. Определим тему и цель нашего исследования.

(Слайд 2)

+ Кислоты. Познакомиться с классом кислот. (Изучить класс кислот).

- Запишем тему, цель исследования в тетрадь.

VI. Выдвижение гипотезы

- Сформулируем рабочую гипотезу для нашего исследования.

+ Кислоты - сложные вещества, в состав которых входит водород, стоящий на первом месте. Индикаторы изменяют окраску в кислой среде.

- Запишите гипотезу в тетрадь.

VII. Проверка гипотезы

Чтобы проверить гипотезу составим план нашего исследования. План составим в виде вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы.

+ (Учащиеся составляют план, он записывается в тетради).

План (Слайд 3)

1. Какие вещества называются кислотами?

2. По каким признакам классифицируются кислоты?

3. Как изменяется окраска индикаторов в кислой среде?

- Начнём наше исследование со знакомства с формулами кислот.

- Перед вами ряд кислот. Назовите их. (Слайд 4)

- Найдите общий признак всех кислот.

+

- Если в формуле кислоты закрыть символ H, то останется кислотный остаток.

- Дадим определение, что же такое кислоты.

- Откройте учебник на с. 103, прочитайте определение кислот в учебнике.

- Какие вещества называются кислотами?

Запишем определение в тетради.

- Познакомьтесь с алгоритмом определения степеней окисления элементов в кислотах (Слайд 5)

- Определите степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты:

HСl, HNO3, H2SO4

- Проверим.

- По формулам кислот можно определить и заряды ионов водорода и кислотного остатка. Заряд иона H всегда «+» и равен 1, заряд иона кислотного остатка «–» и равен числу остатков водорода в кислоте: H+NO3ˉ

- Определите заряды ионов в кислоте: H2SO4

- Проверяем.

- Переходим к следующему этапу исследования. Используя текст учебника с.102-104 найдите признаки, по которым классифицируются кислоты, составьте схему, приведите примеры.

В тетради учащихся должна появиться схема:

По наличию кислорода

Кислородсодержащие Бескислородные

По основности

Одноосновные Двухосновные Трехосновные

- Проверим. Слайд 6

- Чтобы завершить наше исследование мы должны узнать, как изменяется окраска индикаторов в кислой среде. Работать будем в группах по инструктивным картам (Приложение)

Каждая группа изучает действие разных кислот на индикаторы:

1 группа – соляная кислота

2 группа – серная кислота

3 группа – азотная кислота.

Перед началом проведения работы вспомним правила техники безопасности.

+ (Учащиеся называют правила техники безопасности)

- Кислоты – это едкие вещества, которые при попадании на кожу вызывают химические ожоги. При обращении с ними необходимо соблюдать правила безопасной работы, которые лежат у вас на партах (Приложение)

Познакомьтесь с ними.

- Какие правила необходимо соблюдать при работе с кислотами?

- Если нет вопросов, приступаем к исследованию.

(Выполнение исследования по инструктивным карточкам и оформление отчета).

- Предлагаю группам представить свой отчёт.

+ (Представитель от каждой группы представляет отчёт о результатах работы)

- Сделаем общий вывод. Как изменяется окраска индикаторов в кислой среде?

VIII. Интерпретация полученных данных, соотнесение их с гипотезой

- Мы завершили наше исследование. На все ли вопросы мы получили ответы?

- Подтвердилась ли гипотеза исследования?

IХ. Вывод по результатам исследовательской работы

- Назовите тему, цель и гипотезу нашего исследования.

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Посовещайтесь в группах, сделайте общий вывод по теме нашего исследования.

- У кого остались вопросы?

Х. Применение новых знаний в учебной деятельности

- Проверьте себя. «Верны ли утверждения?».

Слайд 7

Если вы согласны с утверждением ставьте «+», если нет - «–».

+1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из H и кислотного остатка.

−2. Кислота, формула которой H2SO4 – это одноосновная кислородосодержащая кислота.

−3. В кислой среде фенолфталеин меняет окраску на красный.

+4. В этих кислотах H2S H2CO3 H2SiO3 заряд кислотного остатка равен 2 –

+5. Вещества, формулы которых HCl, HNO3, H3PO4 - это кислоты

Самопроверка. Слайд 8.

- Проверим. Оценим выполнение работы.

ХI. Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Что вызвало затруднение?

ХII. Домашнее задание

Слайд 9.

§ 20, с.102-107, подготовить сообщение на тему «Где встречаются кислоты» или «Значение кислот», зад. 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приёмы обучения

Мотивация

(2 мин.)

Приветствует учащихся, через загадку мотивирует учащихся на учебную деятельность, определение темы урока

Слайд №1

Настраиваются на работу на уроке, определяют тему урока

словесный

Актуализация опорных знаний

(3 мин.)

Предлагает ответить на вопросы, чтобы повторить ранее изученный материал.

Организует работу в парах. Предлагает распределить вещества на группы и дать им названия.

Двое учащихся работают у доски.

Отвечают на вопросы.

Работают в парах с карточками, распределяют вещества на группы.

словесный:

фронтальная беседа

Создание проблемной ситуации

(3мин.)

Выясняет, почему распределили и назвали не все вещества. Предлагает найти черты сходства и различия в формулах веществ

Отвечают на вопросы

создание проблемной ситуации

Постановка проблемы исследования

(2 мин.)

Спрашивает можно ли эти вещества объединить в класс кислот, как изменится окраска индикаторов в кислой среде.

Отвечают на вопросы

эвристическая беседа

Определение темы и цели исследования

(2 мин.)

Предлагает провести исследование, определить тему и цель

Слайд № 2

Определяют тему, цель исследования, записывают в тетради

Выдвижение гипотезы

(2 мин.)

Предлагает выдвинуть гипотезу

Выдвигают общую гипотезу, записывают в тетрадь

Проверка гипотезы

(20 мин.)

Предлагает составить план исследования

Слайд № 3

Составляют план.

словесно-наглядный

Предлагает познакомиться с формулами кислот (слайд № 4), найти общий признак, дать определение класса.

Знакомятся с формулами кислот, их названиями, определением. Записывают определение в тетрадь.

словесно-наглядный

Предлагает познакомиться с алгоритмом определения степеней окисления элементов в кислотах (Слайд 5) и определить с.о. атомов химических элементов, образующих кислоты:

HСl, HNO3, H2SO4

Объясняет, как определить заряды ионов и предлагает определить з.и. в кислоте H2SO4

Определяют степени окисления.

Определяют заряды ионов.

Проверяют правильность выполнения задания.

словесно-наглядный,

объяснительно-иллюстративный, практический

Организует работу с учебником.

Организует проверку. Слайд № 6.

Работая с учебником, составляют в тетради схему «Классификация кислот»

практический:

работа с учебником;

исследовательский

 

Организует работу в группах. Предлагает изучить, как изменяется окраска индикаторов в кислой среде. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами. Наблюдает за работой в группах.

Работают в группах по инструктивным картам, изучают изменение окраски индикаторов в кислой среде, делают выводы.

исследовательский:

проведение ученического эксперимента

Интерпретация полученных данных, соотнесение их с гипотезой

(2 мин.)

Спрашивает, на все ли вопросы получили ответы, подтвердилась ли гипотеза.

Отвечают на вопросы

словесный:

беседа

Вывод по результатам исследовательской работы

(2 мин.)

Предлагает сделать вывод по теме исследования

Делают общий вывод по теме исследования

Применение новых знаний в учебной деятельности

(3 мин.)

Предлагает учащимся проверить свои знания по теме. Слайд № 7.

Организует самопроверку.

Слайд № 8

Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения.

практический:

приём «Верны ли утверждения»

Подведение

итогов урока

(2 мин.)

Подводит итог урока.

Подводят итог урока.

словесный

Домашнее задание

(2 мин.)

Объясняет особенности домашнего задания. Слайд № 9

Записывают домашнее задание

словесно-наглядный

Приложение

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

«Действие кислот на индикаторы»

1. Внимательно изучите выданный вам образец раствора кислоты. Определите агрегатное состояние, цвет, наличие запаха. Запишите ваши наблюдения в таблицу №1.

2. Перед вами три пробирки с растворами кислоты. В первую пробирку опустите фенолфталеиновую бумажку, во вторую лакмусовую, в третью пробирку добавьте несколько капель метилового оранжевого. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу № 2.

3. Сформулируйте общий вывод по результатам наблюдений и запишите его.

Таблица №1

Название кислоты

 

Агрегатное состояние

 

Цвет

 

Наличие запаха

 

Таблица №2

Индикатор

Окраска индикатора

в нейтральной среде

Окраска индикатора

в растворе

кислоты

Фенолфталеин

   

Лакмусовая бумажка

   

Метиловый оранжевый

   

Правила техники безопасности при работе с кислотами

При обращении с кислотами необходимо соблюдать правила безопасной работы:

Для приготовления растворов серной, азотной и других кислот необходимо их приливать к воде тонкой струей при непрерывном перемешивании, а не наоборот. Приливать воду в кислоту запрещается!

Разлитые кислоты необходимо немедленно засыпать песком, нейтрализовать, и только после этого проводить уборку.

При попадании на кожу или одежду кислоты, надо смыть ее большим количеством воды, а затем обработать 3-5% раствором питьевой соды или разбавленным раствором аммиака.


Кислоты
PPT / 256.76 Кб

Предварительный просмотр презентации

Кислоты

Исследование Тема Цель Гипотеза

План исследования 1. Какие вещества называются кислотами? 2. По каким признакам классифицируются кислоты? 3. Как изменяется окраска индикаторов в кислой среде?

Названия кислот HCl - хлороводородная (соляная) кислота HNO3 - азотная кислота HNO2 - азотистая кислота H2SO3 - сернистая кислота H2SO4 - серная кислота H2S - сероводородная H2CO3 - угольная кислота H2SiO3 – кремниевая кислота H3PO4 - фосфорная кислота

Определение степени окисления элементов Алгоритм 1. Запишем формулу кислоты: H2SO4; 2. Обозначим степени окисления известных атомов (кислорода и водорода) над серой запишем х: H2+S+xO4-2; 3. Проведем расчет: (+1)·2+x+(-2)·4=0, 4. Найдем х: x=+6 5. H2+S +6O4-2

Классификация кислот По наличию кислорода кислородсодержащие бескислородные По основности одноосновные двухосновные трехосновные

Верны ли утверждения? 1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из H и кислотного остатка. 2. Кислота, формула которой H2SO4 – это одноосновная кислородосодержащая кислота. 3. В кислой среде фенолфталеин меняет окраску на красный. 4. В этих кислотах H2S H2CO3 H2SiO3 заряд кислотного остатка равен 2 – 5. Вещества, формулы которых HCl, HNO3, H3PO4 - это кислоты

Самопроверка +1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из H и кислотного остатка. −2. Кислота, формула которой H2SO4 – это одноосновная кислородосодержащая кислота. −3. В кислой среде фенолфталеин меняет окраску на красный. +4. В этих кислотах H2S H2CO3 H2SiO3 заряд кислотного остатка равен 2 – +5. Вещества, формулы которых HCl, HNO3, H3PO4 - это кислоты

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.