Пояснительная записка к презентации
Урок химии в 8 класс
Тема: «Кислоты»
Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о классе кислот.Образовательные: познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот, продолжить формирование знаний о зарядах ионов, степени окисления элементов, об индикаторах.
Развивающие: продолжить развитие памяти, логического мышления обучающихся, формирования исследовательской компетенции, формировать умение анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Воспитательные: создать условия для формирования навыков работы в парах, группах, содействовать повышению интереса к изучению химии.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование
Технология: исследовательский метод обучения
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с формулами веществ на каждую парту, по 3 пробирки с растворами соляной, азотной, серной кислот, индикаторы (фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый).
ХОД УРОКА
Мотивация
- Добрый день. Я рада приветствовать вас на уроке химии. Сегодня у нас не обычный урок химии, а урок-исследование. Что такое исследование?
- Исследование — один из видов познавательной деятельности человека, направленный на получение новой информации, новых знаний. Сегодня на уроке мы сделаем очередной шаг по дороге химических знаний: познакомимся с новым классов неорганических веществ. Надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет плодотворным.
- Послушайте загадку и определите, о каком классе веществ идёт речь?
Кислый вкус они имеют
Лакмус в них всегда краснеет
И опасны для работы
Эти жгучие…
+ Кислоты
(Слайд 1)
- Что вы узнали о кислотах из загадки?
Актуализация опорных знаний
- Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, вспомните, что такое лакмус?
- Какие вещества называются индикаторами?
- Какие индикаторы вы ещё знаете?
- С какими классами неорганических веществ вы уже знакомы?
- Как изменяется окраска индикаторов в щелочной среде?
- Работаем в парах. У вас на столе лежат карточки с формулами различных веществ, распределите все вещества на группы и дайте названия. Обоснуйте свой выбор.
CuO, KOH, Ca(OH)2, HСl, Ba(OH)2, Na2O, HNO3, Al2O3, H2SO4
- Проверим (двое учащихся работает с такими же карточками у доски).
- Какие вещества называются оксидами?
- Какие вещества называются основаниями?
III. Создание проблемной ситуации
- Почему вы назвали не все вещества?
+ (Учащиеся отвечают, что им не знакомы эти вещества, и они не знают, к какому классу эти вещества относятся)
- Чем похожи формулы оставшихся веществ?
- Чем отличаются?
IV. Постановка проблемы исследования
- Как вы думаете можно ли эти вещества объединить в класс кислот?
- Как изменится окраска индикаторов в кислой среде?
V. Определение темы и цели исследования
- Чтобы ответить на эти вопросы, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями и изучить класс кислот. Определим тему и цель нашего исследования.
(Слайд 2)
+ Кислоты. Познакомиться с классом кислот. (Изучить класс кислот).
- Запишем тему, цель исследования в тетрадь.
VI. Выдвижение гипотезы
- Сформулируем рабочую гипотезу для нашего исследования.
+ Кислоты - сложные вещества, в состав которых входит водород, стоящий на первом месте. Индикаторы изменяют окраску в кислой среде.
- Запишите гипотезу в тетрадь.
VII. Проверка гипотезы
Чтобы проверить гипотезу составим план нашего исследования. План составим в виде вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы.
+ (Учащиеся составляют план, он записывается в тетради).
План (Слайд 3)
1. Какие вещества называются кислотами?
2. По каким признакам классифицируются кислоты?
3. Как изменяется окраска индикаторов в кислой среде?
- Начнём наше исследование со знакомства с формулами кислот.
- Перед вами ряд кислот. Назовите их. (Слайд 4)
- Найдите общий признак всех кислот.
+
- Если в формуле кислоты закрыть символ H, то останется кислотный остаток.
- Дадим определение, что же такое кислоты.
- Откройте учебник на с. 103, прочитайте определение кислот в учебнике.
- Какие вещества называются кислотами?
Запишем определение в тетради.
- Познакомьтесь с алгоритмом определения степеней окисления элементов в кислотах (Слайд 5)
- Определите степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты:
HСl, HNO3, H2SO4
- Проверим.
- По формулам кислот можно определить и заряды ионов водорода и кислотного остатка. Заряд иона H всегда «+» и равен 1, заряд иона кислотного остатка «–» и равен числу остатков водорода в кислоте: H+NO3ˉ
- Определите заряды ионов в кислоте: H2SO4
- Проверяем.
- Переходим к следующему этапу исследования. Используя текст учебника с.102-104 найдите признаки, по которым классифицируются кислоты, составьте схему, приведите примеры.
В тетради учащихся должна появиться схема:
По наличию кислорода
Кислородсодержащие Бескислородные
По основности
Одноосновные Двухосновные Трехосновные
- Проверим. Слайд 6
- Чтобы завершить наше исследование мы должны узнать, как изменяется окраска индикаторов в кислой среде. Работать будем в группах по инструктивным картам (Приложение)
Каждая группа изучает действие разных кислот на индикаторы:
1 группа – соляная кислота
2 группа – серная кислота
3 группа – азотная кислота.
Перед началом проведения работы вспомним правила техники безопасности.
+ (Учащиеся называют правила техники безопасности)
- Кислоты – это едкие вещества, которые при попадании на кожу вызывают химические ожоги. При обращении с ними необходимо соблюдать правила безопасной работы, которые лежат у вас на партах (Приложение)
Познакомьтесь с ними.
- Какие правила необходимо соблюдать при работе с кислотами?
- Если нет вопросов, приступаем к исследованию.
(Выполнение исследования по инструктивным карточкам и оформление отчета).
- Предлагаю группам представить свой отчёт.
+ (Представитель от каждой группы представляет отчёт о результатах работы)
- Сделаем общий вывод. Как изменяется окраска индикаторов в кислой среде?
VIII. Интерпретация полученных данных, соотнесение их с гипотезой
- Мы завершили наше исследование. На все ли вопросы мы получили ответы?
- Подтвердилась ли гипотеза исследования?
IХ. Вывод по результатам исследовательской работы
- Назовите тему, цель и гипотезу нашего исследования.
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Посовещайтесь в группах, сделайте общий вывод по теме нашего исследования.
- У кого остались вопросы?
Х. Применение новых знаний в учебной деятельности
- Проверьте себя. «Верны ли утверждения?».
Слайд 7
Если вы согласны с утверждением ставьте «+», если нет - «–».
+1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из H и кислотного остатка.
−2. Кислота, формула которой H2SO4 – это одноосновная кислородосодержащая кислота.
−3. В кислой среде фенолфталеин меняет окраску на красный.
+4. В этих кислотах H2S H2CO3 H2SiO3 заряд кислотного остатка равен 2 –
+5. Вещества, формулы которых HCl, HNO3, H3PO4 - это кислоты
Самопроверка. Слайд 8.
- Проверим. Оценим выполнение работы.
ХI. Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось?
- Что вызвало затруднение?
ХII. Домашнее задание
Слайд 9.
§ 20, с.102-107, подготовить сообщение на тему «Где встречаются кислоты» или «Значение кислот», зад. 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, приёмы обучения |
Мотивация (2 мин.) |
Приветствует учащихся, через загадку мотивирует учащихся на учебную деятельность, определение темы урока Слайд №1 |
Настраиваются на работу на уроке, определяют тему урока |
словесный |
Актуализация опорных знаний (3 мин.) |
Предлагает ответить на вопросы, чтобы повторить ранее изученный материал. Организует работу в парах. Предлагает распределить вещества на группы и дать им названия. Двое учащихся работают у доски. |
Отвечают на вопросы. Работают в парах с карточками, распределяют вещества на группы. |
словесный: фронтальная беседа |
Создание проблемной ситуации (3мин.) |
Выясняет, почему распределили и назвали не все вещества. Предлагает найти черты сходства и различия в формулах веществ |
Отвечают на вопросы |
создание проблемной ситуации |
Постановка проблемы исследования (2 мин.) |
Спрашивает можно ли эти вещества объединить в класс кислот, как изменится окраска индикаторов в кислой среде. |
Отвечают на вопросы |
эвристическая беседа |
Определение темы и цели исследования (2 мин.) |
Предлагает провести исследование, определить тему и цель Слайд № 2 |
Определяют тему, цель исследования, записывают в тетради |
|
Выдвижение гипотезы (2 мин.) |
Предлагает выдвинуть гипотезу |
Выдвигают общую гипотезу, записывают в тетрадь |
|
Проверка гипотезы (20 мин.) |
Предлагает составить план исследования Слайд № 3 |
Составляют план. |
словесно-наглядный |
Предлагает познакомиться с формулами кислот (слайд № 4), найти общий признак, дать определение класса. |
Знакомятся с формулами кислот, их названиями, определением. Записывают определение в тетрадь. |
словесно-наглядный |
|
Предлагает познакомиться с алгоритмом определения степеней окисления элементов в кислотах (Слайд 5) и определить с.о. атомов химических элементов, образующих кислоты: HСl, HNO3, H2SO4 Объясняет, как определить заряды ионов и предлагает определить з.и. в кислоте H2SO4 |
Определяют степени окисления. Определяют заряды ионов. Проверяют правильность выполнения задания. |
словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический |
|
Организует работу с учебником. Организует проверку. Слайд № 6. |
Работая с учебником, составляют в тетради схему «Классификация кислот» |
практический: работа с учебником; исследовательский |
|
Организует работу в группах. Предлагает изучить, как изменяется окраска индикаторов в кислой среде. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами. Наблюдает за работой в группах. |
Работают в группах по инструктивным картам, изучают изменение окраски индикаторов в кислой среде, делают выводы. |
исследовательский: проведение ученического эксперимента |
|
Интерпретация полученных данных, соотнесение их с гипотезой (2 мин.) |
Спрашивает, на все ли вопросы получили ответы, подтвердилась ли гипотеза. |
Отвечают на вопросы |
словесный: беседа |
Вывод по результатам исследовательской работы (2 мин.) |
Предлагает сделать вывод по теме исследования |
Делают общий вывод по теме исследования |
|
Применение новых знаний в учебной деятельности (3 мин.) |
Предлагает учащимся проверить свои знания по теме. Слайд № 7. Организует самопроверку. Слайд № 8 |
Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения. |
практический: приём «Верны ли утверждения» |
Подведение итогов урока (2 мин.) |
Подводит итог урока. |
Подводят итог урока. |
словесный |
Домашнее задание (2 мин.) |
Объясняет особенности домашнего задания. Слайд № 9 |
Записывают домашнее задание |
словесно-наглядный |
Приложение
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
«Действие кислот на индикаторы»
1. Внимательно изучите выданный вам образец раствора кислоты. Определите агрегатное состояние, цвет, наличие запаха. Запишите ваши наблюдения в таблицу №1.
2. Перед вами три пробирки с растворами кислоты. В первую пробирку опустите фенолфталеиновую бумажку, во вторую лакмусовую, в третью пробирку добавьте несколько капель метилового оранжевого. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу № 2.
3. Сформулируйте общий вывод по результатам наблюдений и запишите его.
Таблица №1
Название кислоты |
|
Агрегатное состояние |
|
Цвет |
|
Наличие запаха |
Таблица №2
Индикатор |
Окраска индикатора в нейтральной среде |
Окраска индикатора в растворе кислоты |
Фенолфталеин |
||
Лакмусовая бумажка |
||
Метиловый оранжевый |
Правила техники безопасности при работе с кислотами
При обращении с кислотами необходимо соблюдать правила безопасной работы:
Для приготовления растворов серной, азотной и других кислот необходимо их приливать к воде тонкой струей при непрерывном перемешивании, а не наоборот. Приливать воду в кислоту запрещается!
Разлитые кислоты необходимо немедленно засыпать песком, нейтрализовать, и только после этого проводить уборку.
При попадании на кожу или одежду кислоты, надо смыть ее большим количеством воды, а затем обработать 3-5% раствором питьевой соды или разбавленным раствором аммиака.