Разработка урока по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (Русский язык, 9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Цели: познакомить со строением сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, смысловыми отношениями и средствами связи между главной и придаточной частями; формировать умения распознавать этот вид сложных предложений, правильно строить их и употреблять в речи ; совершенствовать пунктуационные навыки; воспитывать любовь и интерес к книге.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник русского языка для 9 класс (авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженскя, А.Д. Дейкина , О.М. Александрова.- М.: Просвещение , 2016), раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения нового материала
И в мире нет таких вершин, что взять нельзя.
В. Высоцкий
Ход урока
I.Организационный этап
II. Объявление темы и целей урока
(Тема, цели урока, эпиграф выведены на экран с помощью проектора)
Учитель. Этот урок я хочу начать словами А.С. Пушкина, который писал: «Язык неистощим всоединении слов». Поэтому и существуют неопределенное множество предложений, среди них сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. О них пойдет речь науроке.
Как утверждал В. Высоцкий: «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя». Собственно, каждый урок - небольшое восхождение к вершинам знаний. Нашим очередным пиком будет СПП с придаточными определительными.
III. Актуализация опорных знаний
1.Проверка домашнего задания
Игра «Лингвистическая перестрелка»
Начнём восхождение с проверки домашнего задания. Вы должны были составить вопросы для игры «Лингвистическая перестрелка».
Учащиеся объединяются в 3 команды, выбираются эксперты( из наиболее подготовленных учеников), и проводится соревнование на лучшее знание изученного теоретического материала.
Эксперты оценивают ответы представителей команд. Учитель в случае необходимости корректирует оценку, подводит итоги.
2. Цифровой диктант
Прочитайте текст Л. Леонова (текст распечатан каждому ученику и выведен на экран). Из данного текста выписать номера предложений. Код диктанта:
1)простым предложениям;
2)сложносочиненным;
3)сложноподчиненным.
1.Книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации.
2.Книга - это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. 3.Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, которая способна с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса.
4.Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля. 5.Книга есть кратчайший отчет о пройденном пути человечества и, следовательно, наметка его завтрашних маршрутов.
6.Без нее человек сразу бы стал затерявшимся путником в огромной безвестной ночной пустыне.
7.Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать бездн и взбираться на вершины.
8.Книга - самый терпеливый, выносливый и веселый товарищ, который не отвернется от нас в минуты бедствия или невзгоды.
9.Люди бывают пристрастны, бесчестны, несовершенны в своих увлечениях , и только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.
10.Любите книгу и храните ее выше всякого другого достояния.
В результате должна появиться такая запись:
1131113321
IV. Изучение нового материала
1.Коллективная работа
Анализ сложноподчиненного предложения с придаточными и определительными.
(Предложения выведены на экран с помощью проектора)
а) Книга- самый терпеливый, выносливый и веселый товарищ, который не отвернется от нас в минуты бедствия или невзгоды.
Л. Леонов
б) Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает.
С. Смайлс
Назовите в данных предложениях главные и придаточные части.
На какой вопрос отвечает придаточная часть?
Каково значение придаточной части? (Раскрывает признак определяемого слова). С помощьюкаких средств она связана с главной частью?
Могут ли быть в главной части указательные слова? Для чего они употребляются? (Для выделения определяемого слова)
Какие знаки препинания ставятся в СПП с придаточными определительными?
2. Составление типизированных схем, отражающих структуру СПП с придаточной определительной частью
а)[.. сущ.], (союзн. сл. который…)
б) […указ.сл+сущ.], (союзн. сл. который…)
3.Ознакомление с теоретическим материалом учебника (§22,с.72,73)
4.Выполнение тренировочных упражнений
Синонимия СПП с придаточными определительными и простых предложений с причастным оборотом
1)Заменить в СПП придаточное определительное причастным оборотом. Записать, объяснить пунктуацию.
Легко и с интересом читаются книги, которые написаны с огромными душевными затратами.
(Предложение выведено на экран)
Какую из синтаксических конструкций СПП с придаточным определительным или простое предложение с обособленным причастным оборотом - можно употреблять и в разговоре с близкими людьми, и в официальной обстановке, а какая уместна только в официальной, книжной речи?
Вывод: СПП с придаточными определительными употребляются и в разговорной, и в книжной речи, простые предложения с обособленными причастными оборотами не свойственны разговорное речи, сфера их употребления - преимущественно книжная речь.
5.Синтаксический разбор предложения
Книги - бесценное наследство, которое могли оставить предки своим потомкам.
V.Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон»
Назовите группы СПП по значению
На какие вопросы отвечает придаточные определительные?
В СПП с придаточным определительным придаточная часть присоединяется к главному при помощи …
VI.Домашнее задание
Выучить §22; написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает»