12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кичатая Татьяна Александровна61
Украина, ДНР, город Донецк
1

Разработка урока по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"



Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Цели: познакомить со строением сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, смысловыми отношениями и средствами связи между главной и придаточной частями; формировать умения распознавать этот вид сложных предложений, правильно строить их и употреблять в речи ; совершенствовать пунктуационные навыки; воспитывать любовь и интерес к книге.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник русского языка для 9 класс (авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженскя, А.Д. Дейкина , О.М. Александрова.- М.: Просвещение , 2016), раздаточный материал.



Тип урока: урок изучения нового материала

И в мире нет таких вершин, что взять нельзя.

В. Высоцкий

Ход урока

I.Организационный этап

II. Объявление темы и целей урока

(Тема, цели урока, эпиграф выведены на экран с помощью проектора)

Учитель. Этот урок я хочу начать словами А.С. Пушкина, который писал: «Язык неистощим всоединении слов». Поэтому и существуют неопределенное множество предложений, среди них сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. О них пойдет речь науроке.

Как утверждал В. Высоцкий: «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя». Собственно, каждый урок - небольшое восхождение к вершинам знаний. Нашим очередным пиком будет СПП с придаточными определительными.

III. Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания

Игра «Лингвистическая перестрелка»

Начнём восхождение с проверки домашнего задания. Вы должны были составить вопросы для игры «Лингвистическая перестрелка».

Учащиеся объединяются в 3 команды, выбираются эксперты( из наиболее подготовленных учеников), и проводится соревнование на лучшее знание изученного теоретического материала.

Эксперты оценивают ответы представителей команд. Учитель в случае необходимости корректирует оценку, подводит итоги.

2. Цифровой диктант

Прочитайте текст Л. Леонова (текст распечатан каждому ученику и выведен на экран). Из данного текста выписать номера предложений. Код диктанта:

1)простым предложениям;

2)сложносочиненным;

3)сложноподчиненным.

1.Книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации.

2.Книга - это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. 3.Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, которая способна с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса.

4.Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля. 5.Книга есть кратчайший отчет о пройденном пути человечества и, следовательно, наметка его завтрашних маршрутов.

6.Без нее человек сразу бы стал затерявшимся путником в огромной безвестной ночной пустыне.

7.Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать бездн и взбираться на вершины.

8.Книга - самый терпеливый, выносливый и веселый товарищ, который не отвернется от нас в минуты бедствия или невзгоды.

9.Люди бывают пристрастны, бесчестны, несовершенны в своих увлечениях , и только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.

10.Любите книгу и храните ее выше всякого другого достояния.

В результате должна появиться такая запись:

1131113321



IV. Изучение нового материала

1.Коллективная работа

Анализ сложноподчиненного предложения с придаточными и определительными.

(Предложения выведены на экран с помощью проектора)

а) Книга- самый терпеливый, выносливый и веселый товарищ, который не отвернется от нас в минуты бедствия или невзгоды.

Л. Леонов

б) Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает.

С. Смайлс

Назовите в данных предложениях главные и придаточные части.

На какой вопрос отвечает придаточная часть?

Каково значение придаточной части? (Раскрывает признак определяемого слова). С помощьюкаких средств она связана с главной частью?

Могут ли быть в главной части указательные слова? Для чего они употребляются? (Для выделения определяемого слова)

Какие знаки препинания ставятся в СПП с придаточными определительными?

2. Составление типизированных схем, отражающих структуру СПП с придаточной определительной частью

а)[.. сущ.], (союзн. сл. который…)

б) […указ.сл+сущ.], (союзн. сл. который…)

3.Ознакомление с теоретическим материалом учебника (§22,с.72,73)

4.Выполнение тренировочных упражнений

Синонимия СПП с придаточными определительными и простых предложений с причастным оборотом

1)Заменить в СПП придаточное определительное причастным оборотом. Записать, объяснить пунктуацию.

Легко и с интересом читаются книги, которые написаны с огромными душевными затратами.

(Предложение выведено на экран)

Какую из синтаксических конструкций СПП с придаточным определительным или простое предложение с обособленным причастным оборотом - можно употреблять и в разговоре с близкими людьми, и в официальной обстановке, а какая уместна только в официальной, книжной речи?

Вывод: СПП с придаточными определительными употребляются и в разговорной, и в книжной речи, простые предложения с обособленными причастными оборотами не свойственны разговорное речи, сфера их употребления - преимущественно книжная речь.

5.Синтаксический разбор предложения

Книги - бесценное наследство, которое могли оставить предки своим потомкам.

V.Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон»

Назовите группы СПП по значению

На какие вопросы отвечает придаточные определительные?

В СПП с придаточным определительным придаточная часть присоединяется к главному при помощи …

VI.Домашнее задание

Выучить §22; написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает»















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.