Разработка урока по углублению понятия хронотоп в романе Л. Леонова «Русский лес» (11 класс)

1
2
Материал опубликован 18 June 2017

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Литература

Класс

11 класс

Тема урока

«Углубление понятия хронотоп в романе Л. Леонова «Русский лес»

Тип урока

комбинированный

Цель урока

1)обучающие: познакомить учащихся с понятием хронотопа, сформировать представление о нём, развить навыки литературного анализа художественного произведения, расширить культурологический аспект учащихся; продолжить работу с понятием представителей «производственная проза»; на основе вдумчивого чтения выявить особенности хронотопа; сформулировать художественное своеобразие романа Л. Леонова «Русский лес» (диалогичность, художественные и языковые особенности, мастерство поэтики и др.).

2) воспитывающие: воспитывать любовь к русской литературе, высокие нравственные и эстетические ценности; развивать интерес к личности Л. Леонова и литературе в целом.

3) развивающие: развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству Л. Леонова и к литературе в целом, умение работать с источником (художественным текстом романа); наблюдать, выделять главное в тексте, развивать и совершенствовать навыки анализа литературного прозаического произведения.

Основные термины и понятия

Хронотоп, роман, художественное время и пространство, производственная проза.

Образовательные ресурсы

Компьютер, медиапроектор, тетрадь, текст романа Л. Леонова «Русский лес».

Планируемые результаты

Предметные результаты

умение выявлять особенности хронотопа в рамках романа Л. Леонова «Русский лес», развитие интереса к творчеству писателя;

совершенствование речевых умений, навыков выразительного чтения; овладение ключевыми понятиями и умениями, необходимыми для анализа и интерпретации текста романа.

Личностные результаты

развитие эстетического сознания через освоение отечественного культурного наследия;

осознание российской идентичности;

воспитание любви к русской литературе;

формирование готовности и способности к самообразованию;

самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этической ориентации;

формирование коммуникативной компетентности.

Метапредметные результаты

совершенствование смыслового чтения;

развитие умения понимать сущность понятия хронотоп и умения находить его, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, приводить аргументы для подтверждения собственной позиции;

умения находить элементы хронотопа и проводить аналогии;

совершенствование умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

формирование умения организовывать и оценивать свою деятельность, осуществлять сотрудничество.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формируемые предметные и УУД

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФОУД

Виды деятельности учащихся

Этап 1. Организация урока – 5 мин.

Личностные: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Регулятивные:

мобилизация сил, энергии, волевая саморегуляция;

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Тетрадь, портрет Л. Ленова, медиапроектор с презентацией по биографии писателя.

Психологически настраивает на деловое и доброжелательное сотрудничество.

Слово учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Оценивают готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность.

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний) – 7 мин.

Личностные:

смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом);

формирование ценностно- эмоционального компонента осознания своей этнической принадлежности;

Регулятивные:

действие целеполагания как умение поставить учебную задачу на основе того, что усвоено и что предстоит усвоить;

Познавательные:

умение выдвигать и обосновывать гипотезы, самостоятельно определять цели;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

владение монологической и диалогической речью.

Медиапроектор, презентация «Биография Л. Леонова»

В ходе обсуждения понятия «хронотоп», учитель предлагает обратиться к словарю литературных терминов.

Организует подводящий к теме урока диалог.

Слово учителя, аналитическая беседа.

Фронтальная, индивидуальная

Конспектируют основные факты биографии Л. Леонова.

По словарю литературных терминов устанавливают смысл определения «хронотоп».

Этап 3. Изучение нового материала – 25 мин.

Личностные:

готовность к получению и применению новых знаний;

развитие эстетического чувства и художественного вкуса, знание культуры своего народа ;

Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу, саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению затруднений;

Познавательные:

умение самосто ятельно находить способы решения проблем поискового характера, представлять

результаты исследования, умения осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие;

смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров;

умение строить логическую цепочку рассуждений, обобщать; умение сравнивать, устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же явления, умение учитывать разные мнения и обосновать собственное.

Медиапроектор, текст романа Л. Леонова «Русский лес»

Просит обратиться к тексту романа «Русский лес», определяет эпизоды для анализа хронотопа в романе.

Изменчивый обломовке и разнообразный характер раскрыть хронотопа можно оригинальным проследить на примере возникают 2 главы романа взаимодействие. Глава имеет временные 6 частей.

1ч- Вихров отдельные дома(1941 г). Воспоминания облекается - рассказ про Грацианского привязка (1908 г)- поступление делает в Лесной институт цели. И. М. Вихров закончил собой образование, но на два года начинается позже(1911 г.).

Затем всех хронотоп из прошлого сообщение сменяется: настоящее искусство время (знакомство переключения с дочерью).

2ч.- детство пытается главного героя облога в форме воспоминаний словарная(1917). Воспоминания о В. Крайнове место. По детским воспоминаниям тяготение Вани Облог-это разновидностей край света своем. В этой же части романе говорится об отце наступление героя и его родословной целомудрием.

3ч.-сближение с Демидкой куприн(после похорон разными отца). Сказочный каковы хронотоп. Образ сущность Калины.

4 ч.- образ произведения и роль Софьи делать Багдатьевны.

5ч.-крупнейшая вводные лесная операция широким на Енге.

6ч- события пробуждалось, происходящие перед сами отправкой в Питер который. Иван выходит поступление из воспоминаний. Они спровоцированы основе приходом Поли сюжеты; ночь он не смыкал облекается глаз.

Просит сделать выводы по проведенному наблюдению над художественным текстом:

В первой части главы применяется хронотоп. Неслучайная встреча соотносятся. Пространство замкнутое.

Во второй одна части главы также используется нравственный хронотоп. В ней выходит на первый длинный план прием армии мифологизации и символизации исторической.

В третей части очевидно применение сказочного хронотопа.

В четвертой части выявлены разные виды хронотопа: усиление значения после монтажа(образ Софьи апулея Багдатьевны).

В пятой части время само становится героем повествования.

В шестой части присутсвует хронотоп частного салона времени (структура-день-ночь) и обращение к памяти героя (И. М. Вихров отправляется в Петербург).

Учитель обозначает значимость эпизода с хронотопом дороги. Например, глава 1., часть 4 – «Поля еще в дороге составила расписание действий, куда входило посещение театров, художественных галлерей, архитектурных памятников» и др.

Учитель предлагает записать тезисно в тетрадь виды хронотопов в романе Л. Леонова «Русский лес».

Просит заполнить таблицу по выражению хронотопа в пространстве и времени романа.


 

Предлагает поработать учащихся в группах.

1 группа: дать характеристику поэтике романа Л. Леонова «Русский лес».

2 группа: определить авторское отношение к героям. Докажите свою точку зрения.

3 группа: в чем своеобразие образа Поли Вихровой в рамках понимания хронотопа в романе.

4 группа: охарактеризовать роль фольклорных образов в романе и хронотопа.

Аналитическая беседа, анализ художественного текста, интерпретация, словесное рисование, составление кластера с выявлением видов хронотопа в романе.

Фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации учебной деятельности обучающихся

Читают эпизоды романа. Словесно описывают места, описанные в романе (словесное рисование).

Выполняют практическую работу в парах по составлению кластеров на определение видов хронопопа в романе.

Заполняют таблицу по выражению хронотопа в пространстве и времени романа.

Делают выводы о наличии разных видов хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес».

Работают в группах и выполняют задания учителя, пользуясь текстом романа.

Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия. – 3 мин.

Личностные: самоопределение, развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании;

Регулятивные:

рефлексия, умение установить соответствие цели деятельности её результату, оценка (осознание качества и уровня освоения материала); формирование адекватной самооценки

Познавательные:

рефлексия, умение установить соответствие цели деятельности её результату, оценка (осознание качества и уровня освоения материала); формирование адекватной самооценки

Коммуникативные:

умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, владение монологической формой речи.

Тетрадь для фиксирования тезисов по 3 основным функциям хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес».

Выявляет степень удовлетворённости уроком. Побуждает к рефлексии. Предлагает ученикам составить синквейн о хронотопе в романе.

Предлагает учащимся тезисно обозначить 3 основные функции хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес».

Проверяет и комментирует:

1. Через художественное изучению пространство и время стихотворении выражается мироотношение несложно определённой культурно смер- исторической эпохи русской. Эпоха «безвременья значительное» выражена в круговой темные композиции стихотворения зотов А. Блока «Ночь излагается, улица, фонарь изучению, аптека…».

2. Через этом художественное пространство первые и время выражается закончил авторская эстетическая общественная оценка действительности общий. Например, в повести формулирование «Олеся» А. Куприн актуализация любовно рисует открытые могучую красоту ряда леса, а в повести можно «Молох» металлургический применения завод показан роль как царство хаоса антагониста.

3. Образы времени кластера и пространства выполняют практика психологическую функцию описание, раскрывают душу друг, мысли и чувства наиболее героя, его митроощущение друг.

Подводит к выводу о том, что категория «хронотоп» в романе способствует пониманию душевного состояния героев и их действий.

Аналитическая беседа, написание синквейна.

Фронтальная, индивидуальная

Высказывают отношение к уроку.

Письменно фиксируют функции хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес».

Пишут синквейн о хронотопе романа Л. Леонова «Русский лес», демонстрируя личные литературные и творческие знания, умения и навыки.

Этап 5. Задание на дом – 5 мин.

Личностные: формирование ответственного отношения к учёбе, способность делать осознанный выбор;

Регулятивные:

умение планировать пути достижения учебной цели;

Познавательные:

умения определять познавательные интересы и потребности, умение использовать в познавательных целях различные источники информации;

Коммуникативные:

умение осуществлять сотрудничество с учителем.

Медиапроектор с

Учебным фильмом о значении Л. Леонова в русской литературе.

Предлагает составить презентацию на тему «Хронотоп в романе Л. Леонова «Русский лес».

Фронтальная

Уточняют задание,

записывают. Вспоминают адреса образовательных сайтов, на которых можно найти дополнительные сведения по материалу, изученному на уроке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

11 August 2017

Интересно преподнесен материал!

11 August 2017