12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сорокина Инна Юрьевна166

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Литература

Класс

11 класс

Тема урока

«Углубление понятия хронотоп в романе Л. Леонова «Русский лес»

Тип урока

комбинированный

Цель урока

1)обучающие: познакомить учащихся с понятием хронотопа, сформировать представление о нём, развить навыки литературного анализа художественного произведения, расширить культурологический аспект учащихся; продолжить работу с понятием представителей «производственная проза»; на основе вдумчивого чтения выявить особенности хронотопа; сформулировать художественное своеобразие романа Л. Леонова «Русский лес» (диалогичность, художественные и языковые особенности, мастерство поэтики и др.).

2) воспитывающие: воспитывать любовь к русской литературе, высокие нравственные и эстетические ценности; развивать интерес к личности Л. Леонова и литературе в целом.

3) развивающие: развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству Л. Леонова и к литературе в целом, умение работать с источником (художественным текстом романа); наблюдать, выделять главное в тексте, развивать и совершенствовать навыки анализа литературного прозаического произведения.

Основные термины и понятия

Хронотоп, роман, художественное время и пространство, производственная проза.

Образовательные ресурсы

Компьютер, медиапроектор, тетрадь, текст романа Л. Леонова «Русский лес».

Планируемые результаты

Предметные результаты

умение выявлять особенности хронотопа в рамках романа Л. Леонова «Русский лес», развитие интереса к творчеству писателя;

совершенствование речевых умений, навыков выразительного чтения; овладение ключевыми понятиями и умениями, необходимыми для анализа и интерпретации текста романа.

Личностные результаты

развитие эстетического сознания через освоение отечественного культурного наследия;

осознание российской идентичности;

воспитание любви к русской литературе;

формирование готовности и способности к самообразованию;

самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этической ориентации;

формирование коммуникативной компетентности.

Метапредметные результаты

совершенствование смыслового чтения;

развитие умения понимать сущность понятия хронотоп и умения находить его, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, приводить аргументы для подтверждения собственной позиции;

умения находить элементы хронотопа и проводить аналогии;

совершенствование умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

формирование умения организовывать и оценивать свою деятельность, осуществлять сотрудничество.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формируемые предметные и УУД

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФОУД

Виды деятельности учащихся

Этап 1. Организация урока – 5 мин.

Личностные: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Регулятивные:

мобилизация сил, энергии, волевая саморегуляция;

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Тетрадь, портрет Л. Ленова, медиапроектор с презентацией по биографии писателя.

Психологически настраивает на деловое и доброжелательное сотрудничество.

Слово учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Оценивают готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность.

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний) – 7 мин.

Личностные:

смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом);

формирование ценностно- эмоционального компонента осознания своей этнической принадлежности;

Регулятивные:

действие целеполагания как умение поставить учебную задачу на основе того, что усвоено и что предстоит усвоить;

Познавательные:

умение выдвигать и обосновывать гипотезы, самостоятельно определять цели;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

владение монологической и диалогической речью.

Медиапроектор, презентация «Биография Л. Леонова»

В ходе обсуждения понятия «хронотоп», учитель предлагает обратиться к словарю литературных терминов.

Организует подводящий к теме урока диалог.

Слово учителя, аналитическая беседа.

Фронтальная, индивидуальная

Конспектируют основные факты биографии Л. Леонова.

По словарю литературных терминов устанавливают смысл определения «хронотоп».

Этап 3. Изучение нового материала – 25 мин.

Личностные:

готовность к получению и применению новых знаний;

развитие эстетического чувства и художественного вкуса, знание культуры своего народа ;

Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу, саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению затруднений;

Познавательные:

умение самосто ятельно находить способы решения проблем поискового характера, представлять

результаты исследования, умения осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие;

смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров;

умение строить логическую цепочку рассуждений, обобщать; умение сравнивать, устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же явления, умение учитывать разные мнения и обосновать собственное.

Медиапроектор, текст романа Л. Леонова «Русский лес»

Просит обратиться к тексту романа «Русский лес», определяет эпизоды для анализа хронотопа в романе.

Изменчивый обломовке и разнообразный характер раскрыть хронотопа можно оригинальным проследить на примере возникают 2 главы романа взаимодействие. Глава имеет временные 6 частей.

1ч- Вихров отдельные дома(1941 г). Воспоминания облекается - рассказ про Грацианского привязка (1908 г)- поступление делает в Лесной институт цели. И. М. Вихров закончил собой образование, но на два года начинается позже(1911 г.).

Затем всех хронотоп из прошлого сообщение сменяется: настоящее искусство время (знакомство переключения с дочерью).

2ч.- детство пытается главного героя облога в форме воспоминаний словарная(1917). Воспоминания о В. Крайнове место. По детским воспоминаниям тяготение Вани Облог-это разновидностей край света своем. В этой же части романе говорится об отце наступление героя и его родословной целомудрием.

3ч.-сближение с Демидкой куприн(после похорон разными отца). Сказочный каковы хронотоп. Образ сущность Калины.

4 ч.- образ произведения и роль Софьи делать Багдатьевны.

5ч.-крупнейшая вводные лесная операция широким на Енге.

6ч- события пробуждалось, происходящие перед сами отправкой в Питер который. Иван выходит поступление из воспоминаний. Они спровоцированы основе приходом Поли сюжеты; ночь он не смыкал облекается глаз.

Просит сделать выводы по проведенному наблюдению над художественным текстом:

В первой части главы применяется хронотоп. Неслучайная встреча соотносятся. Пространство замкнутое.

Во второй одна части главы также используется нравственный хронотоп. В ней выходит на первый длинный план прием армии мифологизации и символизации исторической.

В третей части очевидно применение сказочного хронотопа.

В четвертой части выявлены разные виды хронотопа: усиление значения после монтажа(образ Софьи апулея Багдатьевны).

В пятой части время само становится героем повествования.

В шестой части присутсвует хронотоп частного салона времени (структура-день-ночь) и обращение к памяти героя (И. М. Вихров отправляется в Петербург).

Учитель обозначает значимость эпизода с хронотопом дороги. Например, глава 1., часть 4 – «Поля еще в дороге составила расписание действий, куда входило посещение театров, художественных галлерей, архитектурных памятников» и др.

Учитель предлагает записать тезисно в тетрадь виды хронотопов в романе Л. Леонова «Русский лес».

Просит заполнить таблицу по выражению хронотопа в пространстве и времени романа.


 

Предлагает поработать учащихся в группах.

1 группа: дать характеристику поэтике романа Л. Леонова «Русский лес».

2 группа: определить авторское отношение к героям. Докажите свою точку зрения.

3 группа: в чем своеобразие образа Поли Вихровой в рамках понимания хронотопа в романе.

4 группа: охарактеризовать роль фольклорных образов в романе и хронотопа.

Аналитическая беседа, анализ художественного текста, интерпретация, словесное рисование, составление кластера с выявлением видов хронотопа в романе.

Фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации учебной деятельности обучающихся

Читают эпизоды романа. Словесно описывают места, описанные в романе (словесное рисование).

Выполняют практическую работу в парах по составлению кластеров на определение видов хронопопа в романе.

Заполняют таблицу по выражению хронотопа в пространстве и времени романа.

Делают выводы о наличии разных видов хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес».

Работают в группах и выполняют задания учителя, пользуясь текстом романа.

Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия. – 3 мин.

Личностные: самоопределение, развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании;

Регулятивные:

рефлексия, умение установить соответствие цели деятельности её результату, оценка (осознание качества и уровня освоения материала); формирование адекватной самооценки

Познавательные:

рефлексия, умение установить соответствие цели деятельности её результату, оценка (осознание качества и уровня освоения материала); формирование адекватной самооценки

Коммуникативные:

умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, владение монологической формой речи.

Тетрадь для фиксирования тезисов по 3 основным функциям хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес».

Выявляет степень удовлетворённости уроком. Побуждает к рефлексии. Предлагает ученикам составить синквейн о хронотопе в романе.

Предлагает учащимся тезисно обозначить 3 основные функции хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес».

Проверяет и комментирует:

1. Через художественное изучению пространство и время стихотворении выражается мироотношение несложно определённой культурно смер- исторической эпохи русской. Эпоха «безвременья значительное» выражена в круговой темные композиции стихотворения зотов А. Блока «Ночь излагается, улица, фонарь изучению, аптека…».

2. Через этом художественное пространство первые и время выражается закончил авторская эстетическая общественная оценка действительности общий. Например, в повести формулирование «Олеся» А. Куприн актуализация любовно рисует открытые могучую красоту ряда леса, а в повести можно «Молох» металлургический применения завод показан роль как царство хаоса антагониста.

3. Образы времени кластера и пространства выполняют практика психологическую функцию описание, раскрывают душу друг, мысли и чувства наиболее героя, его митроощущение друг.

Подводит к выводу о том, что категория «хронотоп» в романе способствует пониманию душевного состояния героев и их действий.

Аналитическая беседа, написание синквейна.

Фронтальная, индивидуальная

Высказывают отношение к уроку.

Письменно фиксируют функции хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес».

Пишут синквейн о хронотопе романа Л. Леонова «Русский лес», демонстрируя личные литературные и творческие знания, умения и навыки.

Этап 5. Задание на дом – 5 мин.

Личностные: формирование ответственного отношения к учёбе, способность делать осознанный выбор;

Регулятивные:

умение планировать пути достижения учебной цели;

Познавательные:

умения определять познавательные интересы и потребности, умение использовать в познавательных целях различные источники информации;

Коммуникативные:

умение осуществлять сотрудничество с учителем.

Медиапроектор с

Учебным фильмом о значении Л. Леонова в русской литературе.

Предлагает составить презентацию на тему «Хронотоп в романе Л. Леонова «Русский лес».

Фронтальная

Уточняют задание,

записывают. Вспоминают адреса образовательных сайтов, на которых можно найти дополнительные сведения по материалу, изученному на уроке.

Опубликовано


Комментарии (2)

Светлана Лушникова (Кузнецова), 11.08.17 в 17:20 0Ответить Пожаловаться
Интересно преподнесен материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.