Разработка урока по углублению понятия хронотоп в романе Л. Леонова «Русский лес» (11 класс)
Технологическая карта урока
Учебный предмет |
Литература |
Класс |
11 класс |
Тема урока |
«Углубление понятия хронотоп в романе Л. Леонова «Русский лес» |
Тип урока |
комбинированный |
Цель урока |
1)обучающие: познакомить учащихся с понятием хронотопа, сформировать представление о нём, развить навыки литературного анализа художественного произведения, расширить культурологический аспект учащихся; продолжить работу с понятием представителей «производственная проза»; на основе вдумчивого чтения выявить особенности хронотопа; сформулировать художественное своеобразие романа Л. Леонова «Русский лес» (диалогичность, художественные и языковые особенности, мастерство поэтики и др.). 2) воспитывающие: воспитывать любовь к русской литературе, высокие нравственные и эстетические ценности; развивать интерес к личности Л. Леонова и литературе в целом. 3) развивающие: развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству Л. Леонова и к литературе в целом, умение работать с источником (художественным текстом романа); наблюдать, выделять главное в тексте, развивать и совершенствовать навыки анализа литературного прозаического произведения. |
Основные термины и понятия |
Хронотоп, роман, художественное время и пространство, производственная проза. |
Образовательные ресурсы |
Компьютер, медиапроектор, тетрадь, текст романа Л. Леонова «Русский лес». |
Планируемые результаты |
||
Предметные результаты умение выявлять особенности хронотопа в рамках романа Л. Леонова «Русский лес», развитие интереса к творчеству писателя; совершенствование речевых умений, навыков выразительного чтения; овладение ключевыми понятиями и умениями, необходимыми для анализа и интерпретации текста романа. |
Личностные результаты развитие эстетического сознания через освоение отечественного культурного наследия; осознание российской идентичности; воспитание любви к русской литературе; формирование готовности и способности к самообразованию; самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этической ориентации; формирование коммуникативной компетентности. |
Метапредметные результаты совершенствование смыслового чтения; развитие умения понимать сущность понятия хронотоп и умения находить его, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, приводить аргументы для подтверждения собственной позиции; умения находить элементы хронотопа и проводить аналогии; совершенствование умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формирование умения организовывать и оценивать свою деятельность, осуществлять сотрудничество. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Формируемые предметные и УУД |
Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа) |
Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения |
ФОУД |
Виды деятельности учащихся |
Этап 1. Организация урока – 5 мин. |
||||
Личностные: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; Регулятивные: мобилизация сил, энергии, волевая саморегуляция; Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Тетрадь, портрет Л. Ленова, медиапроектор с презентацией по биографии писателя. |
Психологически настраивает на деловое и доброжелательное сотрудничество. Слово учителя. |
Фронтальная, индивидуальная |
Оценивают готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность. |
Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний) – 7 мин. |
||||
Личностные: смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом); формирование ценностно- эмоционального компонента осознания своей этнической принадлежности; Регулятивные: действие целеполагания как умение поставить учебную задачу на основе того, что усвоено и что предстоит усвоить; Познавательные: умение выдвигать и обосновывать гипотезы, самостоятельно определять цели; Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью. |
Медиапроектор, презентация «Биография Л. Леонова» |
В ходе обсуждения понятия «хронотоп», учитель предлагает обратиться к словарю литературных терминов. Организует подводящий к теме урока диалог. Слово учителя, аналитическая беседа. |
Фронтальная, индивидуальная |
Конспектируют основные факты биографии Л. Леонова. По словарю литературных терминов устанавливают смысл определения «хронотоп». |
Этап 3. Изучение нового материала – 25 мин. |
||||
Личностные: готовность к получению и применению новых знаний; развитие эстетического чувства и художественного вкуса, знание культуры своего народа ; Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению затруднений; Познавательные: умение самосто ятельно находить способы решения проблем поискового характера, представлять результаты исследования, умения осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров; умение строить логическую цепочку рассуждений, обобщать; умение сравнивать, устанавливать аналогии; Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же явления, умение учитывать разные мнения и обосновать собственное. |
Медиапроектор, текст романа Л. Леонова «Русский лес» |
Просит обратиться к тексту романа «Русский лес», определяет эпизоды для анализа хронотопа в романе. Изменчивый обломовке и разнообразный характер раскрыть хронотопа можно оригинальным проследить на примере возникают 2 главы романа взаимодействие. Глава имеет временные 6 частей. 1ч- Вихров отдельные дома(1941 г). Воспоминания облекается - рассказ про Грацианского привязка (1908 г)- поступление делает в Лесной институт цели. И. М. Вихров закончил собой образование, но на два года начинается позже(1911 г.). Затем всех хронотоп из прошлого сообщение сменяется: настоящее искусство время (знакомство переключения с дочерью). 2ч.- детство пытается главного героя облога в форме воспоминаний словарная(1917). Воспоминания о В. Крайнове место. По детским воспоминаниям тяготение Вани Облог-это разновидностей край света своем. В этой же части романе говорится об отце наступление героя и его родословной целомудрием. 3ч.-сближение с Демидкой куприн(после похорон разными отца). Сказочный каковы хронотоп. Образ сущность Калины. 4 ч.- образ произведения и роль Софьи делать Багдатьевны. 5ч.-крупнейшая вводные лесная операция широким на Енге. 6ч- события пробуждалось, происходящие перед сами отправкой в Питер который. Иван выходит поступление из воспоминаний. Они спровоцированы основе приходом Поли сюжеты; ночь он не смыкал облекается глаз. Просит сделать выводы по проведенному наблюдению над художественным текстом: В первой части главы применяется хронотоп. Неслучайная встреча соотносятся. Пространство замкнутое. Во второй одна части главы также используется нравственный хронотоп. В ней выходит на первый длинный план прием армии мифологизации и символизации исторической. В третей части очевидно применение сказочного хронотопа. В четвертой части выявлены разные виды хронотопа: усиление значения после монтажа(образ Софьи апулея Багдатьевны). В пятой части время само становится героем повествования. В шестой части присутсвует хронотоп частного салона времени (структура-день-ночь) и обращение к памяти героя (И. М. Вихров отправляется в Петербург). Учитель обозначает значимость эпизода с хронотопом дороги. Например, глава 1., часть 4 – «Поля еще в дороге составила расписание действий, куда входило посещение театров, художественных галлерей, архитектурных памятников» и др. Учитель предлагает записать тезисно в тетрадь виды хронотопов в романе Л. Леонова «Русский лес». Просит заполнить таблицу по выражению хронотопа в пространстве и времени романа.
Предлагает поработать учащихся в группах. 1 группа: дать характеристику поэтике романа Л. Леонова «Русский лес». 2 группа: определить авторское отношение к героям. Докажите свою точку зрения. 3 группа: в чем своеобразие образа Поли Вихровой в рамках понимания хронотопа в романе. 4 группа: охарактеризовать роль фольклорных образов в романе и хронотопа. Аналитическая беседа, анализ художественного текста, интерпретация, словесное рисование, составление кластера с выявлением видов хронотопа в романе. |
Фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации учебной деятельности обучающихся |
Читают эпизоды романа. Словесно описывают места, описанные в романе (словесное рисование). Выполняют практическую работу в парах по составлению кластеров на определение видов хронопопа в романе. Заполняют таблицу по выражению хронотопа в пространстве и времени романа. Делают выводы о наличии разных видов хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес». Работают в группах и выполняют задания учителя, пользуясь текстом романа. |
Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия. – 3 мин. |
||||
Личностные: самоопределение, развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании; Регулятивные: рефлексия, умение установить соответствие цели деятельности её результату, оценка (осознание качества и уровня освоения материала); формирование адекватной самооценки Познавательные: рефлексия, умение установить соответствие цели деятельности её результату, оценка (осознание качества и уровня освоения материала); формирование адекватной самооценки Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, владение монологической формой речи. |
Тетрадь для фиксирования тезисов по 3 основным функциям хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес». |
Выявляет степень удовлетворённости уроком. Побуждает к рефлексии. Предлагает ученикам составить синквейн о хронотопе в романе. Предлагает учащимся тезисно обозначить 3 основные функции хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес». Проверяет и комментирует: 1. Через художественное изучению пространство и время стихотворении выражается мироотношение несложно определённой культурно смер- исторической эпохи русской. Эпоха «безвременья значительное» выражена в круговой темные композиции стихотворения зотов А. Блока «Ночь излагается, улица, фонарь изучению, аптека…». 2. Через этом художественное пространство первые и время выражается закончил авторская эстетическая общественная оценка действительности общий. Например, в повести формулирование «Олеся» А. Куприн актуализация любовно рисует открытые могучую красоту ряда леса, а в повести можно «Молох» металлургический применения завод показан роль как царство хаоса антагониста. 3. Образы времени кластера и пространства выполняют практика психологическую функцию описание, раскрывают душу друг, мысли и чувства наиболее героя, его митроощущение друг. Подводит к выводу о том, что категория «хронотоп» в романе способствует пониманию душевного состояния героев и их действий. Аналитическая беседа, написание синквейна. |
Фронтальная, индивидуальная |
Высказывают отношение к уроку. Письменно фиксируют функции хронотопа в романе Л. Леонова «Русский лес». Пишут синквейн о хронотопе романа Л. Леонова «Русский лес», демонстрируя личные литературные и творческие знания, умения и навыки. |
Этап 5. Задание на дом – 5 мин. |
||||
Личностные: формирование ответственного отношения к учёбе, способность делать осознанный выбор; Регулятивные: умение планировать пути достижения учебной цели; Познавательные: умения определять познавательные интересы и потребности, умение использовать в познавательных целях различные источники информации; Коммуникативные: умение осуществлять сотрудничество с учителем. |
Медиапроектор с Учебным фильмом о значении Л. Леонова в русской литературе. |
Предлагает составить презентацию на тему «Хронотоп в романе Л. Леонова «Русский лес». |
Фронтальная |
Уточняют задание, записывают. Вспоминают адреса образовательных сайтов, на которых можно найти дополнительные сведения по материалу, изученному на уроке. |
Валентина
Светлана Лушникова (Кузнецова)