12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колбина Валентина Александровна201
Россия, Новосибирская обл., Барабинск
9

Разработка урока-проекта "Сказка-быль "Кладовая солнца" М. Пришвина в иллюстрациях

Разработка урока-проекта «Сказка-быль «Кладовая солнца» М. Пришвина в иллюстрациях»

Колбина Валентина Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ Старощербаковской СОШ Барабинского района НСО


На сегодняшний день перед учителем стоит задача - учебное занятие построить таким образом, чтобы было интересно и познавательно обучающимся. Для того чтобы увлечь школьников своим предметом, учителю следует вооружиться разнообразием методов и приёмов преподавания литературы. Одним из продуктивных и эффективных методов является проектная деятельность. Владение умением выполнять проектную деятельность является обязательным результатом по ФГОСу второго поколения: «При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач». (ФГОС)

Метод проектов был разработан в первой половине XX века в США американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Над внедрением в образовательное пространство данного метода работала группа учёных под руководством С.Т. Шацкого. Метод проектов стал применяться в школах после революции благодаря распоряжению Н.К. Крупской, но постановлением ЦК ВКП(б) в 1930-х годах метод был осуждён как чуждой советской школе и не использовался до конца 1980-х годов. Особое внимание проектной деятельности стали уделять после внедрения в образовательную практику ФГОС общего образования (второго поколения). Проекты могут быть разнообразны по составу (индивидуальные или групповые) и по месторасположению (локальные или телекоммуникационные).

Проектная деятельность формирует у обучающихся способность самостоятельно добывать и использовать знания, самостоятельно мыслить, чётко планировать действия. Метод проектного обучения позволяет решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества (деловитость, ответственность, предприимчивость и другие). Кроме того, метод проектов способствует успешной социализации учеников, позволяет построить учебную деятельность так, чтобы она носила практико-преобразующий характер, позволяла оценивать и развивать личность школьника. Использование данного метода на уроках литературы максимально приближает этот предмет к реальной жизни, позволяет мотивировать учеников на заинтересованное и самостоятельное чтение художественной литературы.

В ходе проектной деятельности обучающиеся приобретают знания и умения благодаря процессу планирования и выполнения заданий проектов. Н.В. Митяш определяет проектную деятельность «как интегрированный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, творческой деятельности особо подчеркивает, что проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества и является по сути творческой» (Митяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение).

В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предусматривает осознание изучаемой проблемы, её формулирование, составление четкого плана действий, выработку реальных гипотез и их проверку в соответствии с планом. Данный процесс должен быть достаточно детально и точно проработан.

Мы предлагаем рассмотреть организацию работы над учебным проектом на уроках литературы в 5-6 классах по теме «Сказка-быль «Кладовая солнца» М. Пришвина в иллюстрациях». На исследование отводится 2 часа, учитывая тот момент, что по программе на проектную деятельность отводится 1 час в неделю.

В процессе работы у учащихся формируются навыки сопоставительного анализа текста с иллюстрациями.

Дидактические цели проекта по творчеству Пришвина можно сформулировать следующим образом:

развитие творческих, коммуникативных способностей обучающихся;

развитие воображения и мышления;

формирование навыков внимательного читателя.

Задачи проектной деятельности:

обучение планированию (то есть ученик должен чётко определить цель своей работы, описать шаги своих действий по достижению цели);

развитие умения составлять отчёт о работе над проектом;

вовлечение в творческое проектирование всех участников образовательного процесса;

формирование эстетического воспитания.

Мы предлагаем в рамках проектной деятельность исследовать иллюстрации к сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина. Иллюстрация – это рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения. (http://www.prishvinka.ru/kolegi/2016/file.pdf) Иллюстрация помогает передать эмоциональную атмосферу художественного произведения, представить образы героев, служит для решения задач патриотического, нравственного, эстетического воспитания, способствует умственному и эмоциональному развитию школьников. В методической литературе выделяют четыре функции иллюстрации: идейно-воспитательная, художественная, просветительная и функция наглядности. (https://www.sites.google.com/a/schoolkovrov.ru/portfolio-artemevoj-n-v/home/moi-publikacii/illustrirovanie)

Художник-иллюстратор выступает в роли соавтора писателя, помогает обучающимся интерпретировать текст по-своему. К оформлению произведений Пришвина обращалось много иллюстраторов (А.Н. Аземша, П.И. Багин, Е.М. Рачёв и другие), которые создавали разные «волшебные» зрительные образы. Об использовании иллюстраций на уроках литературы и других искусств написано много методических работ, с появлением «Великой дидактики» Я.А. Коменского принцип наглядности стал одним из основных в педагогическом процессе. (https://ru.wikisource.org/wiki/Великая_дидактика_(Коменский_1875)) Как отмечают многие методисты (В.Г. Горецкий, О.В. Кубасова, Л.Д. Мали и другие), работа с иллюстрациями на учебном занятии является важным видом творческой деятельности обучающихся. Языковед Н.Я. Мещерякова утверждает, что «сопоставляя иллюстрацию с текстом, учащиеся осваивают своеобразие художественной речи (повествование, описание), в меру своих сил проникают в значение художественного контекста, расширяют свои представления о переносном значении слов, о богатстве оттенков значения» (http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2535)

Первый час проектной деятельности направлен на работу над иллюстрациями к «Кладовой солнца». Нами разработана система вопросов и заданий к иллюстрациям, которые способствуют развитию воображения и речи учеников, помогают проанализировать произведение, расширяют кругозор детей.

Обучающиеся в ходе урока выполняют следующие задания:

Прочитайте описание главных героев сказки-были «Кладовая солнца» Насти и Митраши. Как вы их себе представляете? Затем рассмотрите иллюстрации А.М. Китайского, П.В. Калинина (Приложение 1). Какими изобразили художники-иллюстраторы Настю и Митрашу? Что общего в образах, изображённых разными художниками? И какого различие между ними?

Рассмотрите иллюстрацию Е. Рачёва (Приложение 2) и сопоставьте её с текстом. К какому эпизоду относится изображённое?

Нарисуйте иллюстрацию к сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина. Затем, обменяйтесь рисунками в классе, рассмотрите их и попытайтесь определить какой эпизод изображён. После этого, подпишите работу словами из текста произведения.

Данный тип работы способствует развитию творческих способностей и внимательности у учеников.

Прочитайте отрывок сказки-были от слов «осторожно покрикивая и постукивая палками…» до слов «выпрямил половинку хвоста и завыл» (глава VI). После обратите внимание на иллюстрацию Е. Рачёва «Волк» (Приложение 3). Каким Серого помещика изобразил художник? Притягивает или отталкивает вас этот образ?

Как известно, у Пришвина было увлечение – фотография, «охота с камерой». Особое место в фотоархиве писателя занимают съёмки живой природы. Большое значение писатель уделял братьям нашим меньшим, в частности, собаке. Не зря собака Травка в «Кладовой солнца» выступает примером преданности и верности животного человеку. Мы предлагаем задание следующего характера: «Рассмотрите фотографии, сделанные Пришвиным (Приложение 4). Как вы думаете, почему писатель запечатлел эти моменты?»

Задания над иллюстрациями к сказке-были «Кладовая солнца» позволяют проанализировать образы, встречающиеся в тексте, расширяют представление о них, развивают воображение и речь обучающихся, способствуют развитию творческих способностей школьников.

В рамках проектной деятельности мы предлагаем обучающимся выполнить два вида работы на выбор:

Напишите мини-сочинение по иллюстрации Е. Рачёва «Митраша» (Приложение 5). В этом вам помогут следующие вопросы:

кто художник-иллюстратор? К какому произведению написана иллюстрация и к какому эпизоду текста она выполнена?;

кого изобразил Е. Рачёв? Как художник передал черты характера Митраши?;

удалось ли художнику передать связь между человеком и природой? Если да, то что ему в этом помогло;

что вас привлекает в иллюстрации и в образе главного героя? Что отталкивает?;

Данный вид работы служит развитию речи учеников, их мышления и воображение. Выполнение задания носит индивидуальный характер.

Создайте коллаж своих собственных рисунков к сказке-были «Кладовая солнца», в котором отражена образная система произведения, дайте название своему результату.

Так как у учеников есть представление о том, как изображали героев художники, то у них не будет сложности изобразить вариант своей интерпретации. Выполнение данного задания подразумевает, как индивидуальную, так и групповую работу на усмотрение школьников. На втором часу проектной деятельности обучающиеся защищают свои проекты.

Разработанный проект является ярким отражением матапредметных связей, в нашем случаи, это связь литературы и изобразительного искусства. В книге Е.Н. Колокольцева «Межпредметные связи при изучении литературы в школе» (http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2535) выделены разнообразные формы, виды и способы работы с иллюстрациями, схемами и другими видами наглядной информации.

Таким образом, технология проектной деятельности способствует тому, что педагог ищет новые пути реализации нового содержания учебной работы и освоение новых методических способов и приемов. А обучающие получают возможность развитию компетенций, которые позволят им принимать решения и действовать в совершенно разных ситуациях.


Приложение 1

t1603120031aa.jpgА.М. Китайский. Настя и Митраша


t1603120031ab.jpg

П.В. Калинин. Иллюстрация к сказке-были «Кладовая солнца»







Приложение 2

t1603120031ac.jpgЕ. Рачёв. Собака Травка


Приложение 3

t1603120031ad.jpgЕ. Рачёв. Волк







Приложение 4

t1603120031ae.jpgМ. Пришвин. Утро в дунинском лесу. Вторая половина 1940-х годов (фотография)

t1603120031af.jpgМ. Пришвин. У гнезда (фотография)



Приложение 5


t1603120031ag.jpgЕ. Рачёв. Митраша


Список используемой литературы

http://www.prishvinka.ru/kolegi/2016/file.pdf

https://www.sites.google.com/a/schoolkovrov.ru/portfolio-artemevoj-n-v/home/moi-publikacii/illustrirovanie

https://ru.wikisource.org/wiki/Великая_дидактика_(Коменский_1875)

http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2535



Опубликовано


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 21.10.20 в 17:35 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный и насыщенный материал!
Колбина Валентина Александровна, 22.10.20 в 07:55 0Ответить Пожаловаться
Я рада, что материал Вам был полезен!
Селиванова Галина Геннадьевна, 19.10.22 в 17:08 0Ответить Пожаловаться
спасибо, Валентина Александровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.