Разработка уроков по изучению карело-финского эпоса «Калевала» (4 класс)
Разработка уроков
по изучению карело-финского эпоса
«Калевала».
(из опыта работы учителя
начальных классов МКОУ «ЛСОШ »
Степаненко Валентины Ивановны)
1 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель:
- возрождение и сохранение интереса младших школьников к истории и культуре своей малой родины;
- познакомить учащихся с карело-финским эпосом «Калевала», с создателем эпоса Э. Лённротом;
- обогащать словарный запас;
- расширять кругозор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа (приложение).
3.Изучение нового материала.
Чтение 1 главы «О том, как родился Вяйнемейнен» (учителем).
Беседа по содержанию:
- Чей сын Вяйнемейнен? (Илматар).
- Кем была Илматар? (дочь воздуха).
- Кто учил Вяйнемейнена мудрости жизни? (семизвёздная Медведица)
Записать в тетради.
Карело-финский эпос «Калевала»,
Автор Элиас Лённрот,
Год рождения эпоса – 1835г.
Вяйнемейнен – мудрый старец.
Словарная работа.
Эпос - (греч. epos) слово, повествование.
4. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Кого заинтересовал эпос «Калевала»? Почему?
Домашнее задание.
Чтение 2 главы «На полях Калевалы вырастает хлеб» (стр. 9-13).
Выразительное чтение песни Вяйнемейнена при посадке зерна в золу (стр. 13)
Ответить на вопрос: - Почему в Карелии подзолистые почвы?
2 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжить работу над эпосом «Калевала»; познакомить с рунопевцами Карелии;
- учить работать с текстом;
- учить видеть заключённую в эпосе народную мудрость;
- обогащать словарный запас;
- формировать умения передавать впечатления от прочитанного с помощью рисунка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Кто помогал Вяйнемейнену? (Сампса Пеллервайнен)
Рассказать об истории с дубом.
- Какие почвы в Карелии? (подзолистые). Почему?
Прочитать песню Вяйнемейнена при посадке семян (несколько человек).
3. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с рунопевцами Карелии (приложение).
Чтение 3 главы «Йоукахайнен вызывает Вяйнемейнена на состязание» (учителем и подготовленными учениками).
Беседа по содержанию:
- Кто были друзья у Вяйнемейнена?
- Где пел Вяйнемейнен?
- Кто повторял его песни?
- До кого дошли песни Вяйнемейнена?
- Каким был Вяйнемейнен? (мудрым)
- Каким был Йоукахайнен? (глупым, хвастливым)
- Что предложил Йоукахайнен? (показать друг другу свою мудрость).
Зачитать отрывки (стр.16-19)
- На какое предложение Йоукахайнена согласился Вяйнемейнен оставить его живым?
- Как вы понимаете выражение «Чужой хлеб горек»?
Словарная работа.
Руны - (фин., ед. ч. runo), эпические песни карелов и финнов.
Рунопевцы – исполнители рун.
Записать в тетради.
Руны – эпические песни карел.
Карельские рунопевцы – Архип Перттунен и Мария Михеева.
Похъёла – страна тьмы и холода.
Йоукахайнен – сын Похьёлы.
4. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Что взволновало вас?
Домашнее задание.
Прочитать 4 главу «Невеста Вяйнемейнена быстрой рыбкой уплывает в море» (стр. 20-25).
Подготовить выразительное чтение песни Айно (по желанию – наизусть).
Нарисовать рисунки к этой главе.
3 урок
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжить работу над эпосом «Калевала; продолжить знакомство с героями эпоса;
- обогащать словарный запас;
- формировать умение передавать содержание прочитанного;
- учить сопереживать, сочувствовать.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков. Чтение отрывков из 4 главы, которые соответствуют этим рисункам.
Чтение наизусть песни Айно (спросить, почему решили выучить).
Вопросы: - Какую новость сообщил Йоукахайнен матери?
- Как отнеслась к этому Айно?
- Какую песню услышала мать со дна моря?
- Как отнёсся старый Вяйнемейнен о смерти невесты?
- Кого вытащил Вяйнемейнен со дна моря?
- Что ответила ему рыбка?
- Что вы чувствовали при чтении этой главы?
Прочитайте отрывок, который больше всего вас взволновал.
3. Изучение нового материала.
Работа с иллюстрациями к эпосу «Калевала».
- Кого мы видим на титульном листе?
- Кого они нам напоминают? (трёх русских богатырей).
Дать сведения о художнике Н. Кочергине (приложение)
Чтение 5 главы «Вяйнемейнен едет свататься к красавице Похъёлы» (цепочкой).
Спросить, какие встретились непонятные слова.
Вопросы: - К кому решился свататься Вяйнемейнен?
- Кто ему об этом подсказал? (кукушка). Зачитать это отрывок (стр. 27).
- Кто решил погубить Вяйнемейнена?
- Как готовился Йоукахайнен к этому?
- Смог ли он погубить Вяйнемейнена?
Словарная работа
Лук - холодное оружие для метания стрел, состоящее из пружинящей дуги (деревянной, иногда с костяными и роговыми накладками) и тетивы.
Стрела - метательный снаряд для стрельбы из лука — острый каменный, костяной, металлический наконечник на деревянном или тростниковом древке, иногда с оперением. Колчан - (тат. kolcan), сумка или футляр для хранения стрел.
Записать в тетради.
Художник «Калевалы» Н. Кочергин.
4. Итог урока. Какие мысли, чувства пробудила эта глава?
Домашнее задание.
Прочитать 6 главу «Хозяйка Похъёлы обещает выдать свою дочь за того, кто выкует Сампо».
Подготовить рассказ о том, как чувствовал Вяйнемейнен в чужой стране Похъёле? (стр. 30)
4 урок
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжить работу над эпосом «Калевала»;
-работать над развитием речи;
-учить различать добро и зло.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Вопросы: - Сколько дней и ночей был Вяйнемейнен в море?
- Кто его спас и почему? Зачитайте об этом.
- Как звали хозяйку Похъёлы? (злая старуха Лоухи)
- О чём рассказал старухе Лоухи Вяйнемейнен?
- Где он жил? (в зелёных дубравах Вяйнелы)
- Что Вяйнемейнен говорит о Родине? Нет радости тому, кто покинул родину. Как это вы понимаете?
- Что предложила старуха Вяйнемейнену? (выковать сампо)
- Что такое сампо?
- Что ответил Вяйнемейнен?
3. Изучение нового материала.
Чтение 7 главы «Вяйнемейнен делает для красавицы Похъёлы лодку и ранит себя топором».
Вопросы: - Выполнил ли Вяйнемейнен завещание старухи Лоухи? Почему?
- Какие задания давала красавица? Зачитайте слова красавицы.
- Кто такой Хийси?
- Какая беда приключилась с Вяйнемейненом?
- Кто помог ему?
Словарная работа.
Веретено - приспособление для ручного прядения.
Хийси - в карело-финской и прибалтийской мифологии дух леса, представлявшийся как призрак или великан; ему были посвящены огромные каменные валуны, груды которых назывались «садами Хийси».
Записать в тетради.
Хийси – великан, дух леса.
Лоухи – хозяйка Похъёлы.
Сампо - волшебная мельница, символ вечного изобилия.
4. Итог урока.
- О чём заставила вас задуматься эта глава?
- Кто доволен своей работой?
Домашнее задание.
Прочитать 8 главу «Илмаринен выковывает мельницу Сампо» (стр.39-46).
Составить по 3 вопроса к содержанию 8 главы.
Выписать непонятные слова.
5 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжать работу над эпосом «Калевала»;
- учить работать над иллюстрациями;
- работа над развитием речи;
- развивать творческое воображение.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Поверка домашнего задания.
Предложить зачитать вопросы к 8 главе, составленными самими учащимися.
Выбрать самые удачные вопросы.
Уточнить значение непонятных слов.
Прочитать, как Илмаринен делал мельницу (стр. 44).
Рассмотреть иллюстрацию с изображением Илмаринена (стр. 45) в исполнении Н. Кочергина и в исполнении Г. Стронка (Презентация «Иллюстрации художников к карело-финскому эпосу «Калевала»). Сравнить.
3. Изучение нового материала.
Чтение 9 главы «В Похъёлу приезжает новый жених – весёлый Лемминкайнен»
Назвать имя нового героя эпоса.
Рассмотреть иллюстрации с его изображением (Презентация).
Беседа по содержанию:
- Куда собрался Лемминкайнен?
- Что ему советовала старая мать?
- Послушался ли Лемминкайнен?
Прочитайте песню матери.
- Кто сидел в доме хозяйки Похъёлы, когда подъехал Лемминкайнен?
- Как встретила его Лоухи?
- Что сделал Лемминкайнен с колдунами?
Словарная работа.
Меч - холодное колющее и рубящее металлическое оружие с длинным, до полутора метров, прямым обоюдоострым клинком.
Ножны - футляр для холодного клинкового оружия; обычно изготавливаются из дерева, металла, кожи.
Знахарь в узком значении — лекарь, применяющий травы, заговоры.
Записать в тетради.
Лемминкайнен – весёлый охотник.
Илмаринен – божественный кузнец.
4. Итог урока.
- С какими новыми героями вы сегодня познакомились?
- Как вы думаете, как будут развиваться дальше события?
Домашнее задание.
Прочитать 10 главу «Лемминкайнен ловит чудесного лося» (стр.51-55).
Выразительно читать песню Лемминкайнена (стр. 55).
6 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжить работу над эпосом;
- учить работать с текстом;
-орфоэпически произносить и правильно записывать слова;
- работать над развитием речи и мышления;
- учить понимать глубину содержания произведения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение песни Лемминкайнена. Отметить лучшее чтение.
Вопросы по содержанию 10 главы:
- О чём сообщил Лемминкайнен старухе Лоухи?
- Какое условие она поставила Лемминкайнену?
- Кто смастерил лыжи Лемминкайнену (лыжный мастер Люуликки)
- Какая беда приключилась с жителями Похъёлы?
- А какая с Лемминкайненом?
- Кто помог Лемминкайнену? Зачитать (стр. 55).
3. Изучение нового материала.
Чтение 11 главы «Лемминкайнен гибнет в тёмных водах Маналы».
Объяснить значение слова Манала - (Мана, эст. Туонела, Туони), в финской мифологии загробный мир, расположенный на далеком севере, под землей. Также называется и река, отделяющая мир мертвых от мира живых, а также хозяева загробного царства. Манала-река течет в глубоком ущелье, а воды ее — поток мечей и копий.
Вопросы: - Выполнила ли обещание старуха Лоухи?
- Какое задание дала Лоухи?
- Кто помог Лемминкайнену? (Укко – властелин неба).
- Какое новое задание даёт Лоухи?
- Выполнил ли Леммминкайнен это задание?
- Что случилось с нашим героем?
Словарная работа.
Копьё - холодное, колющее или метательное, оружие.
Рассмотреть иллюстрации героев эпоса (Презентация) в исполнении художника Г. Стронка.
Работа в тетради. Игра «Напишите правильно имена героев эпоса» (Илмаринен, Вяйнемейнен, Лемминкайнен)
4. Итог урока.
- Что было трудным на уроке? Почему?
- Что взволновало?
- Что узнали нового?
Домашнее задание. Прочитать 12 главу «Мать Лемминкайнена идёт искать своего сына» (стр.59-65)
Подготовить рассказ о том, как пчёлка помогла матери Лемминкайнена (стр. 64-65).
7 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжить работу над эпосом;
- учить работать с текстом;
- работать над развитием речи и мышления;
- учить понимать глубину содержания произведения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Прочитав название главы, что вы решили, найдёт ли мать своего сына?
- Почему вы решили, что найдёт?
- У кого спрашивала мать Лемминкайнена про своего сына? (у дороги, месяца и пчёлки)
Рассказать, как помогла пчёлка матери?
Предложить вспомнить случаи из своей жизни, когда мама приходила на помощь.
3. Изучение нового материала.
Чтение главы 13 «Вяйнемейнен делает себе лодку».
Разговор Вяйнемейнена с деревьями прочитать по ролям.
Обмен впечатлениями по прочитанному:
- Какой эпизод особенно взволновал?
- Предполагали ли вы такое окончание?
- В какой главе мы уже встречали Сампсу Пеллервойнена? (во 2 главе). Кто он такой?
Словарная работа.
Мачта - судовая, вертикальная металлическая или деревянная конструкция на палубе. На парусных судах мачты — служат для постановки парусов.
Руль — устройство для удержания судна на курсе, а также для поворота на ходу; обычно — пластина, поворачивающаяся вокруг вертикальной оси.
Парус судна – это полотнище или гибкая пластина для преобразования энергии ветра в энергию движения судна.
Работа в тетради.
Нарисовать лодку Вяйнемейнена по описанию (стр. 73)
4. Итог урока.
- Что больше всего произвело на вас впечатления?
Домашнее задание.
Прочитать 14 главу «Илмаринен вместе с Вяйнемейненом едут в Похъёлу свататься к дочери Лоухи» (стр. 74-79).
Подготовиться к чтению по ролям отрывок (стр.75-77) – разговор Вяйнемейнена и Анникки.
Дорисовать начатый рисунок с изображением лодки, построенной Вяйнемейненом.
8 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель:- продолжить работу над «Калевала»;
- учить работать с текстом;
- развивать творческое воображение.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Организовать выставку рисунков.
- Чья работа больше понравилась и почему?
- Чья лодка больше соответствует описанию?
Чтение по ролям.
Задать вопрос:
- О чём договорились Вяйнемейнен и Илмаринен?
3. Изучение нового материала.
Прочитать название следующей главы «Красавица Похъёлы выбирает себе мужа».
Задать вопрос:
- Как вы думаете, кого выберет себе в мужья красавица?
Чтение 15 главы (учителем и хорошо читающими детьми)
Вопросы по содержанию:
- Кого выбрала красавица Похъёлы себе в мужья?
- Почему отказала она Вяйнемейнену? (стр. 82)
Зачитайте, какие испытания пришлось выполнять Илмаринену, чтобы получить в невесты красавицу (стр. 83).
Спросить:
- Кто ему помог выполнить эти задания?
Словарная работа.
Узда (часть упряжи)— ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову лошади или верблюда, мула, осла и др.
Упряжь (сбруя), приспособление для управления лошадью, волом, оленем, собакой и другими животными и для использования их силы на работах (под седлом, вьюком, в повозке, с сельскохозяйственными орудиями). Одноконная дуговая упряжь состоит из хомута, дуги, седелки с подпругой, чересседельника, подбрюшника, шлеи, узды и вожжей. Основная часть сбруи верховой лошади — седло.
4. Итог урока.
- Можно ли предположить, как будут развиваться события дальше?
- Какое впечатление осталось от урока?
Домашнее задание.
Прочитать 16 главу «Хозяйка Похъёлы готовит свадебный пир» (стр. 87-91)
Подготовить рассказ о том, как старуха Лоухи готовилась к свадьбе.
9 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжить работу над «Калевала»;
- учить работать с текстом;
- развивать творческое воображение;
-учить сопереживать, отличать добро и зло.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Спросить, испытывали ли затруднения учащиеся при подготовке домашнего задания
Если да, то, какие.
Рассказать, как готовилась старуха Лоухи к свадьбе (вызвать 3-4 учащихся)
- Кого не позвали на свадьбу? Почему?
3. Изучение нового материала.
Чтение 17 главы «Встреча жениха» цепочкой, 18 главы «Невеста покидает дом» - учителем, 19 главы «Молодая жена входит в дом кователя Илмаринена»- самостоятельно.
Беседа по содержанию:
- Какие слова старуха Лоухи сказала при прощании с дочкой?
- Как встретила мать Илмаринена его молодую жену? (зачитать)
Найдите описание красавицы Похъёлы. С чем сравнивает её свекровь? Зачитайте (стр.101)
Прочитать отрывок, который рассказывает об атмосфере, которая царит в доме Илмаринена во время свадьбы (стр.102).
Сравнить с обстановкой во время свадьбы в Похъёле (стр. 94).
4. Итог урока.
- Что больше всего понравилось, произвело впечатления?
- С каким настроением уходите с урока?
Домашнее задание.
Прочитать 20 главу «Разгневанный Лемминкайнен отправляется в Похъёлу, чтобы отомстить старухе Лоухи» (стр.103-110).
Соотнести иллюстрации к главе с текстом.
Выписать в тетрадь незнакомые слова.
10 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: продолжить работу над «Калевала»;
- учить работать с текстом, соотнесение иллюстраций с отрывками из рассказа;
- чтение по ролям;
- развивать творческое воображение;
-учить сопереживать, отличать добро и зло.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Какие трудности были при выполнении домашнего задания? Значение каких слов непонятно?
Соотнести иллюстрации с текстом.
3. Изучение нового материала.
Прочитать название новой 21 главы «Лемминкайнен вызывает на состязание хозяина Похъёлы»
- Как вы думаете, чем может закончиться это состязание?
Рассмотреть иллюстрацию. Сравнить Лемминкайнена и хозяина Похъёлы.
Чтение учителем до слов «Обернулся он быстрым орлом и улетел за облака» (стр. 111-114). Далее разговор Лемминкайнена с матерью - по ролям.
- Какой совет дала мать Лемминкайнену?
Составить в тетради 3-4 вопроса по содержанию 21 главы.
Прочитать вопросы. Дать им оценку.
4. Итог урока.
- Какие чувства пробудил в вас урок?
-О чём заставил задуматься?
Домашнее задание.
Прочитать 22 главу «Лемминкайнен спасается на зелёном острове от злых людей Похъёлы» (стр. 117-120).
Подготовить рассказ о том, как Лемминкайнена встретила добрая хозяйка на острове – 1 вариант, о том, как жилось ему на острове – 2 вариант.
11 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: продолжить работу над «Калевала»;
- учить работать с текстом, соотнесение иллюстраций с отрывками из рассказа;
- работать над развитием речи;
- развивать творческое воображение;
- учить сопереживать, отличать добро и зло.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Рассказ о жизни Лемминкайнена на острове (вызвать 4-5 учащихся).
3. Изучение нового материала.
- Можно ли по заглавию и по иллюстрации предположить, о чём пойдёт речь в следующей главе?
Словарная работа.
Куллерво - в финской и карельской мифологии богатырь, сын Калевы, мстящий Унтамо за гибель своего рода.
Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, возникшее в первобытном обществе.
Чтение 23 главы «Илмаринен берёт к себе в дом пастуха Куллерво».
Вопросы:
- Кто такие Калерво и Унтамо?
- Из-за чего они враждовали?
- К чему привела их вражда?
- Расскажите, каким вырос Куллерво?
- Почему Унтамо продал Куллерво?
- Как сложится у Куллерво жизнь в доме Илмаринена?
Работа в тетради.
Куллерво – карельский богатырь.
4. Итог урока.
- Какие чувства пробудил в вас урок?
- Что нового узнали?
Домашнее задание.
Прочитать 24 главу «Злая жена Илмаринена запекает в хлеб Куллерво камень» (стр. 126-131) и 25 главу «Куллерво погибает в неравном бою» (стр. 132-134).
Выписать в тетрадь незнакомые слова.
Отметить тот отрывок, который больше всего взволновал?
12 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжить работу над «Калевала»;
- работать над развитием речи;
- воспитывать чувства патриотизма;
- учить сопереживать, отличать добро и зло.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Уточнить значение непонятных слов, которые встретились в тексте.
Задать вопросы:
- Как жилось бедному Куллерво в семье Илмаринена?
- Почему Куллерво решил отомстить жене Илмаринена?
- Ожидали ли вы такого наказания? Почему, если, да?
- Почему, живя в семье Илмаринена, его молодая жена не изменилась?
- Как погиб Куллерво?
- О чём попросил Куллерво свой меч?
- Как вы понимаете выражение: «Не хочу я умирать от злых вражьих рук».
Зачитать отрывок, который больше всего взволновал.
Спросить: «Чем взволновал?»
3. Изучение нового материала.
Чтение 26 главы «Илмаринен делает себе новую жену из серебра и золота» (самостоятельно)
Задать вопросы:
- Что посоветовал мудрый Вяйнемейнен Илмаринену, когда увидел его золотую жену? (Не должен герой склоняться перед золотом, не должен льститься на серебро).
- Как это вы понимаете?
Чтение 27 главы «Вяйнемейнен и Илмаринен отправляются в Похъёлу за Сампо» (учителем).
Составить по 3 вопроса в тетради по содержанию прочитанной главы.
Задать их классу. Отметить самые интересные (ответы на вопросы не должны быть односложными).
4.Итог урока.
- Что взволновало на уроке?
- Как вы думаете, смогут ли наши герои похитить Сампо?
Домашнее задание.
Прочитать 28 главу «Вяйнемейнен делает из щучьих костей кантеле» (стр. 143-146)
Подготовиться к выразительному чтению песни Вяйнемейнена (стр. 144).
13 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжить работу над «Калевала»;
- работать над развитием речи;
- обогащать словарный запас;
- учить сопереживать, отличать добро и зло.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Вопросы по содержанию:
- Кого взяли с собой в дорогу Илмаринен и Вяйнемейнен?
- Почему лодка приросла ко дну?
- Кто и как убил щуку?
- Что сделал Вяйнемейнен из щучьих костей?
Выразительное чтение песни Вяйнемейнена.
Уточнить, что такое кантеле, короб, колки.
Найти в тексте, из чего делал Вяйнемейнен короб, колки, струны для кантеле? (стр. 146).
3. Изучение нового материала.
Прочитать 29 главу «Вяйнемейнен играет на кантеле».
Беседа по содержанию.
- Как отреагировали животные на пение Вяйнемейнена?
- До кого дошли сладкозвучные напевы? Зачитать.
- Чем одарил Вяйнемейнен утку? (блестящими крыльями) За что?
Записать в тетради.
Хозяин моря – Ахто.
Дополнить предложения (стр. 128).
Хозяйка леса … .
Сын лесов … .
Краса лесов Отсо … .
( Нюрикки, медведь, Мимеркки.)
4. Итог урока.
- Чем запомнился урок?
- Какие впечатления остались?
Домашнее задание.
Прочитать30 главу «Герои Калевалы увозят из Похъёлы чудесную мельницу Сампо» (стр.151-157).
Ответить на вопрос: «Почему герои Калевалы увозят Сампо от хозяйки Похъёлы?».
14урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжить работу над «Калевала»;
- работать над развитием речи;
- обогащать словарный запас;
- учить видеть заключённую в эпосе народную мудрость.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Задать вопросы:
- Почему герои Калевалы увозят Сампо от хозяйки Похъёлы?
- Куда решили увезти они Сампо?
- Отчего проснулась Лоухи?
- Кого звала на помощь старуха Лоухи? (туманы, сына вод, хозяина ветра).
- Что случилась с кантеле?
Как вы понимаете слова Вяйнемейнена:
Не поможет плач в несчастье
И печаль – в годину бедствий.
3. Изучение нового материала.
Чтение 31 главы «Хозяйка Похъёлы снаряжает погоню за лодкой Вяйнемейнена»,
32 главы «Вяйнемейнен делает из берёзы новое кантеле».
Вопросы по содержанию:
- Какими вы представляете героев Калевалы?
- Почему, потеряв Сампо, злое сердце Лоухи радовалось? (Уж лучше пусть пропадёт Сампо, чем достанется людям Калевалы)
- Пропала ли чудесная мельница? Какие слова произнёс Вяйнемейнен, когда закопал её обломки в землю?
- Сбылась ли его мечта? Зачитайте (стр. 163).
- Какая ещё печаль была у Вяйнемейнена?
Перечитать разговор Вяйнемейнена и берёзы (стр. 163).
- Из чего Вяйнемейнен сделал кантеле? (стр.164)
- Что приносит его песни людям?
Рассмотреть иллюстрацию с изображением Вяйнемейнена (стр. 165).
Словарная работа.
Година - время, ознаменованное важными (обычно напряжёнными, трудными) событиями.
Бедствие - большое несчастье. Несчастье – горестное событие.
Печаль - чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи.
Услада - то (тот), что (кто) услаждает, доставляет наслаждение.
4. Итог урока.
- Какие у вас остались чувства?
- Как вы думаете, закончились ли на этом беды калевальцев?
5. Домашнее задание.
Прочитать 33 главу «Хозяйка Похъёлы похищает солнце и месяц» (стр. 166-169).
Составить по 3 вопроса к 33 главе.
Отметить незнакомые слова.
15 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - продолжить работу над «Калевала»;
- работать над развитием речи;
- обогащать словарный запас;
- учить видеть заключённую в эпосе народную мудрость.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Уточнить значение незнакомых слов.
Задать вопросы к содержанию 33 главы, подготовленные дома.
Отметить самые лучшие и удачные вопросы.
3. Изучение нового материала.
Чтение 34 главы « Герои Калевалы освобождают небесные светила из заточения».
Вопросы по содержанию:
- От кого узнал Вяйнемейнен, куда делись месяц и солнце? (от огня в очаге)
- Смог ли он их освободить?
- Как вы понимаете слова Вяйнемейнена: « Не герой тот, кто с полпути возвращается».
Перечитать по ролям диалог Илмаринена и хозяйки Похъёлы (стр. 173-175).
Прочитать 4 последние абзацы. Высказать свои впечатления о прочитанном.
Работа с иллюстрацией (стр.174).
4. Итог урока.
- О чём заставил задуматься этот урок.
Домашнее задание.
Выразительное чтение песни Вяйнемейнена (стр. 175). По желанию выучить наизусть.
16 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель: - обобщить и систематизировать знания учащихся;
- развивать связную речь;
- проверить, как поняты и усвоены учениками основные понятия;
- развивать логическое мышление.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть (по желанию).
Выразительное чтение.
3. Заключительная беседа (приложение).
4.Предложить посмотреть презентацию «Калевала».
5. Итог урока.
- Понравился ли эпос?
- Посоветуете ли вы друзьям прочитать его?
Домашнее задание.
Подготовить рассказ «За что мне понравился эпос «Калевала».
Нарисовать рисунок к «Калевале» к любому эпизоду.
17 урок.
Тема. Карело-финский эпос «Калевала».
Цель:- обобщить и систематизировать знания учащихся;
- развивать связную речь;
- учить представлять себе изображаемого героя;
- развивать логическое мышление.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Организовать выставку рисунков. Соотнести рисунки с содержанием.
Рассказать, за что мне понравился эпос «Калевала».
3. Новый материал.
Работа над образами главных героев. Сегодня на уроке мы начнем разговор о главных героях эпоса — богатырях страны Калевалы.
- Назовите главных героев «Калевалы»
Посмотреть слайд с их изображением (презентация).
- Кого они нам напоминают в русских былинах? (Илью Муромца, Алёшу Поповича, Добрыню Никитича).
- Нарисованы все герои страны Калевалы в эпосе одинаково?
(Нет, герои не все одинаково нарисованы. Они очень разные и по внешности и по характеру, отличаются друг от друга и по возрасту).
Прочитать отрывок. Спросить, о ком идёт речь.
«Он пел, чтобы весельем начиналось утро. Чтобы ясным был долгий день т радостным тихий вечер. Его песни повторяли и деревья, и цветы на лугах, их распевали весёлые птицы, их разносил по земле вольный ветер» (стр.15).
- О ком идёт речь?
- Как вы догадались?
- Кто такой Вяйнемейнен?
- Какие подвиги он совершил? Во имя чего?
Вяйнемейнен любимый герой в эпосе «Калевала», потому что он любое дело делал для счастья народа. Он готов был даже жизнь отдать за него. Он хотел мира и счастья для всех людей на земле.
Подвиги калевальцев – это, прежде всего подвиги трудового творчества и созидания на
благо народа: кажется, нет ничего на свете, что было бы не под силу героям эпоса.
Прочитать отрывок. Спросить, о ком идёт речь в этом отрывке.
«Каким именем зовут тебя, герой? Каким подвигом прославился ты, богатырь? Видно, велико твоё могущество, если даже мой косматый пёс тебя не тронул» (стр. 41).
Он трудится, забыв обо всем на свете... У него могучее сложение... Он похож на богатыря, такой он сильный и трудолюбивый...
Продемонстрировать иллюстрацию художника Кочергина, изображающую Илмаринена за работой (презентация).
Могучий и великолепный, стоит он во весь свой богатырский рост, опираясь молотом на наковальню.
Переключить внимание на иллюстрацию, выполненную художником Г. А. Стронком для «Калевалы» (презентация).
- Как художник Стронк изобразил Илмаринена?
- О чем нам рассказывает эта иллюстрация?
- Каким изображен Илмаринен во время труда?
- Обратите внимание на выражение его лица, глаз, на положение рук, его богатырской фигуры.
- Какое впечатление на вас производит Илмаринен?
- Какие чувства зрителя стремится вызвать художник?
- Какие преобладают краски и почему?
- На каком фоне изображен Илмаринен?
-Удивительно красив Илмаринен художника Г. А. Стронка! Для Илмаринена труд источник вдохновения. Он видит в труде радость и высокий смысл. Он трудится во имя мира, во имя жизни. Самый замечательный трудовой подвиг Илмаринена - создание чудо-мельницы Сампо.
- Какие мечты народа нашли свое воплощение в чудесной мельнице Сампо?
- Какими качествами обладает чудо-мельница?
- Сампо — это как бы чудесный сплав, соединивший все качества этих вместе взятых вещей. Сампо — плод фантазии трудового народа, мечтающего о счастье и довольстве, о том, чтобы облегчить свой тяжелый труд.
Продолжите фразу: «Жил в Калевале смелый рыбак, удалой охотник, весёлый парень …» (Лемминкайнен).
- Какой по характеру Лемминкайнен?( весёлый, обаятельный, воинственный, жизнерадостный, вспыльчивый, легкомысленный).
Вспомнить лыжную погоню за лосем Хийси (глава10) и другие приключения Лемминкайнена.
- Но, несмотря на это, он является достойным товарищем мудрого Вяйнемейнена и мужественного Илмаринена.
Домашнее задание.
Составить рассказ о любимом герое.
В своём рассказа отметить внешний вид, черты характера, поведение, чем понравился.