12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна3087
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Программа элективного курса по изучению карело-финского эпоса «Калевала»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа »

Программа элективного курса

по изучению карело-финского эпоса

«КАЛЕВАЛА»

Автор Степаненко Валентина Ивановна,

учитель начальных классов высшей категории

Лахденпохья

Пояснительная записка.

Предметом изучения моей программы является карело-финский эпос «Калевала». Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с историей и культурой своей малой родины. Без изучения своего прошлого нельзя решить проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины.

Данный курс рассчитан на 22 часа (1 час в неделю в течение 1 или 2 полугодия) и адресован учащимся 4 класса общеобразовательной школы.

Форма обучения безотметочная.

Цель курса:

1. Вызвать интерес младших школьников к истории и культуре своей малой родины и её народу.

2. Способствовать формированию нравственной позиции учащихся.

Задачи:

1. Познакомить с карело-финским эпосом «Калевала», с его создателем Э. Лённротом, рунопевцами Карелии, героями эпоса.

2. Воспитывать любовь и уважение к культуре народов, населяющих республику Карелия.

3. Обогащать нравственный опыт младших школьников,

4. Развивать познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении карело-финского эпоса.

Кроме того, данный курс помогает

- воспитывать интерес к чтению и книге;

- учит учащихся размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные;

- обеспечивает развитие устной и письменной речи учащихся.

Возможно использование самых разнообразных видов работы: беседа по прочитанному, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, чтение по ролям, работа со справочным материалом, составление характеристики героев, сочинение, изложение, сообщения учащихся, составление вопросов по содержанию прочитанного, кроссворды, рисунки, работа с иллюстрацией, просмотр Презентаций.

Тематическое планирование и краткое содержание уроков.

(22 часа)

Темы

Кол-во часов

Краткое содержание урока

1.Знакомство с карело-финским эпосом – «Калевала».

Урок в библиотеке.

1

Знакомство учащихся с карело-финским эпосом «Калевала», с создателем эпоса Э. Лённротом.

2. Карело-финский эпос «Калевала» (работа над содержанием).

Вяйнемейнен – главный герой эпоса.

15

1. Знакомство с книгой «Калевала», с писательницей А. Любарской, которая пересказала «Калевала для детей. Презентация «Издания «Калевалы». Работа над 1-2 главами. Главный герой – Вяйнемейнен. Словарная работа.

Руны. Карельские рунопевцы.

 

2. Руны. Карельские рунопевцы А. Перттунен, М. Михеева. Работа над 3-4 главами. Работа над смыслом выражения «Чужой хлеб горек». Выразительное чтение песни Айно. Рисунки к 4 главе.

Художники – иллюстраторы «Калевала»

 

3. Знакомство с художником «Калевалы» - Н. Кочергиным. Презентация «Художники-иллюстраторы «Калевалы». Работа над 5-6 главами. Словарная работа. Рассказ о том, как чувствовал Вяйнемейнен в чужой стране.

Илмаринен – один из героев эпоса.

 

4. Работа над 7-8 главами. Новый герой - Илмаринен. Старуха Лоухи – хозяйка мрачной страны Похъёлы. Сампо - волшебная мельница, символ вечного изобилия. Работа над смыслом выражения «Нет радости тому, кто покинул родину». Составление по 3 вопроса к содержанию 8 главы.

Знакомство с новым героем - Лемминкайненом.

 

5. Работа над 9-10 главами. Новый герой – Лемминкайнен. Выразительное чтение песни Лемминкайнена. Беседа по содержанию 9 главы. Вопрос: «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Миф. Мифология.

 

6. Работа над 11-12 главами. Знакомство со словом финской мифологии – Манала. Рассмотреть иллюстрации героев эпоса (Презентация «Художники-иллюстраторы «Калевалы») в исполнении художника Г. Стронка. Работа в тетради. Игра «Напишите правильно имена героев эпоса» (Илмаринен, Вяйнемейнен, Лемминкайнен). Рассказ о том, как пчёлка помогла матери Лемминкайнена.

Вяйнемейнен строит себе лодку.

 

7. Работа над 13-14 главами. Обмен мнениями и впечатлениями по содержанию прочитанного. Словарная работа. Рисунок лодки Вяйнемейнена по описанию. Чтение по ролям разговора Вяйнемейнена и Анникки.

Красавица Похъёлы выбирает себе

мужа.

 

8. Выставка рисунков. Работа над 15-16 главами. Ответить на вопрос: « Как вы думаете, кого выберет красавица Похъёлы себе мужа?» Прочитать, какие испытания пришлось выполнить Илмаринену, чтобы получить в невесты красавицу.

Знакомство с карельскими свадебными ритуалами.

 

9. Работа над 17-20 главами. Прочитать отрывок, который рассказывает об атмосфере, которая царит в доме Илмаринена во время свадьбы. Сравнить с обстановкой во время свадьбы в Похъёле. Соотнести иллюстрации с текстом 20 главы. Выписать незнакомые слова

Лемминкайнен спасается от злых людей Похъёлы.

 

10. Работа над 21-22 главами. Рассмотреть иллюстрации. Чтение по ролям разговор Лемминкайнена с матерью. Составить в тетради 3-4 вопроса по содержанию 21 главы. Вопрос: «О чём заставил вас задуматься наш урок?»

Куллерво – герой-богатырь карельской мифологии.

 

11.Работа над 23-25 главами. Знакомство с героем-богатырём финской и карельской мифологии - Куллерво. При чтении отметить тот отрывок, который больше всего взволновал. Выписать в тетрадь незнакомые слова. Кроссворд.

Работа над смыслом выражений «Не хочу умирать от злых вражьих рук».

 

12. Работа над 26-28 главами. Работа над смыслом выражений: «Не хочу я умирать от злых вражьих рук» и «Не должен герой склоняться перед золотом, не должен льститься на серебро». Составить по 3 вопроса к содержанию 27 главы. Отметить самые интересные. Вопрос: «Смогут ли наши герои похитить Сампо?» Выразительное чтение песни Вяйнемейнена.

Кантеле – карельский музыкальный инструмент.

 

13. Работа над 29-30 главами. Беседа по содержанию. Презентация «Карельские музыкальные инструменты» (кантеле). Работа в тетради «Дополни предложения».

Герои Калевала спасают Сампо.

 

14. Работа над 31-33 главами. Вопросы по содержанию. Вопрос: «Как понять слова Вяйнемейнена

Не поможет плач в несчастье

И печаль – в годину бедствий»

Словарная работа (година, бедствие, печаль). Цифровой конкурс.

Добро побеждает зло.

 

15. Работа над 34 главой. Работа над выражением « Не герой тот, кто с полпути возвращается». Чтение по ролям диалога Илмаринена и хозяйки Похъёлы. Перечитать 4 последние абзацы. Высказать свои впечатления о прочитанном.

Заключительный урок.

1

Заключительная беседа. Работа над образами главных героев. Игра « Кто это?» (по отрывкам из произведения узнать героя эпоса). Кроссворд.

Фильм-сказка «Калевала» (Презентация)

1

Беседа: Понравился ли эпос?

За что понравился?

Какие впечатления остались после прочтения?

Что нового узнали?

Посоветуете ли вы друзьям прочитать его?

Изложение «Калевала»

1

Презентация изложения «Калевала»

Сочинение «За что мне понравился эпос «Калевала?»

1

Беседа. Словарная работа.

Рисуем «Калевалу»

2

Презентация «Дети рисуют «Калевалу».

Рисование героев и событий, описанных в книге.

Выставка работ.

Всего

22

 

Учащиеся после изучения «Калевала» должны знать:

- содержание произведения;

- создателя эпоса финского фольклориста Э Лённрота;

- писательницу А. Любарскую, которая пересказала «Калевала» для детей;

- художника – иллюстратора детского издания Н Кочергина;

- карельских рунопевцев А. Перттунена, М. Михееву

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- видеть заключённую в эпосе народную мудрость;

- орфоэпически правильно произносить слова;

- узнавать героев эпоса по описанию;

- различать добро и зло;

- передавать впечатления от прочитанного с помощью стихов и рисунков.

Литература для учителя.

1.Калевала. Карело-финский народный эпос. Вступительная статья Э. Карху. Художник П. А. Стронк. Петрозаводск. 1985.

2. Калевала. Карельские руны, собранные Э. Лённротом. Перевод с финского языка А. П. Бельского под редакцией В. Казина. Вступительная статья О. В. Куусинена. Художник В. И. Курдов. М. 1956.

3. Калевала. Избранные руны. Художник Т. Юфа. Петрозаводск. 1967.

4. Калевала. Карело-финский эпос. Пересказала для детей А. Любарская. Художник Н. Кочергин. Петрозаводск. 1985.

5. Дети рисуют «Калевалу». Петрозаводск. 1966.

6. Карху Э. Г. В краю «Калевалы». М. 1974.

7. Упорова 3.М. «Калевала» в школе. Петрозаводск. 1968.

Литература для учащихся начальной школы.

1. Блюдник А. Г., Котова Р. И., Огиенко Г. П. Младшим школь­никам о Карелии. Петрозаводск. 1978.

2. Дети рисуют «Калевалу». Петрозаводск. 1979.

3. Калевала. Карело-финский эпос. Пересказала для детей А. Лю­барская. Петрозаводск. 1985.

4. Сампо. Из «Калевалы». Композиция для детей. К юному поэту. Петрозаводск. 1985.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.