12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения Чухрай52

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Михайловска







Практическая работа на тему «Комплексный анализ текста»

(10 класс)







Автор: Чухрай Евгения Валерьевна;

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 г. Михайловска







составлена на основе статьи

«Знаменитое письмо А.П. Чехова

своему брату Николаю о воспитанных людях»;

https://zen.yandex.ru/media/id/60605f8cc5f36d422a4445b8/znamenitoe-pismo-antona-pavlovicha-chehova-bratu-nikolaiu-o-vospitannyh-liudiah-606c71f707257b2fd56fb0f7












Михайловск, 2021

Прочитайте текст А. П. Чехова и выполните задания 1-5.

Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались... Тебя отлично понимают... Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других.
Уверяю тебя, что, как брат и близкий тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. Все твои хорошие качества я знаю как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен. Ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, неехиден, незлопамятен, доверчив. Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на два миллиона.
Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. Недостаток же у тебя только один. В нём и твоя ложная почва, и твоё горе. Это твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста. Дело в том, что жизнь имеет свои условия. Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным.
Воспитанные люди, по моему мнению, такие.
Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках.
Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.
Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они неболтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление помочь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!»
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.
Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.
Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. (По А. П. Чехову)

Задания

Ознакомьтесь с содержанием текста и придумайте 2-3 заголовка.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________



Каким, по мнению А. П. Чехова, должны быть воспитанный человек? Используя текст, заполните таблицу.

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10




Ситуация 1.

Представьте, что у одного из ваших одноклассников пропал мобильный телефон. Вы знаете, что его взял ваш лучший друг. Ему очень нужны деньги. Как вы поступите? Как поступил бы воспитанный человек?

Ситуация 2.

Представьте, что что у одного из ваших одноклассников пропал мобильный телефон. В краже обвиняют вас, но вы этого не делали. Телефон находят в кармане вашей куртки, которая висит в школьном гардеробе. Никто не верит, что вы не брали телефон и открыто называют вас вором. Через неделю один из одноклассников признается, что именно он взял телефон, а потом, испугавшись, подбросил его в карман вашей куртки. Как вы поступите? Как поступил бы воспитанный человек?

Выполните задание.

Составьте связный текст (не менее 7 предложений), используя предложенные слова, и озаглавьте его.

Определите жанр получившегося текста.

Если у вас остались неиспользованные слова, объясните, почему вы не сумели ими воспользоваться.

Слова для справок: сострадание, ложь, невоспитанность, воля, пошлость, личность, уважение, молчание, суета

Грамматические задания.

Найдите в тексте 3-5 фразеологизмов («Играть на струнах души», «пускать пыль в глаза», «боятся как огня», «как свои пять пальцев», «в своей тарелке»).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите в тексте слово со значением «тщательное изучение, всестороннее, глубокое исследование» и определите его стилистическую принадлежность (Штудировка, разговор.)

____________________________________________________________

Выпишите из текста 2-3 сложных слова и укажите часть речи (чистосердечный – прил., великодушие-сущ., простодушен – кратк.прил.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите из текста по 3 - 5 слов с орфограммами:

а) удвоенная согласная (воспитанные, миллионы, пережаренное, интеллигентной, собственность) - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) непроверяемая гласная (тарантул, бриллианты, неехиден, неболтливы, откровенность) - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) безударная гласная (оскорбительна, опошляет, тряпичность, великодушен, остроты) - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.