Развернутый конспект урока по литературному чтению Тема урока: Создание образов героев-животных в литературных сказках на примере произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца». Класс: 3
Министерство образования и науки Алтайского края
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ АДМИНИСТРАЦИИ
КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МБОУ Кулундинская СОШ №1
Конспект урока
литературное чтение
Создание образов героев-животных
в литературных сказках на примере произведения
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца».
3 класс
Составитель: Довбня Светлана Александровна
учитель начальных классов
Кулунда,2024
Развернутый конспект урока по литературному чтению
Тема урока: Создание образов героев-животных в литературных сказках на примере произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца».
Класс: 3
---
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка и его основными идеями.
2. Развить навыки анализа образов героев-животных в литературных текстах.
3. Воспитать интерес к литературным произведениям, формировать умение сопереживать героям.
4. Научить детей выявлять уроки морали и применить их к собственной жизни.
1. Изучить содержание и основные характерные черты образа зайца.
2. Обсудить, как автор создает образы других животных и их символическое значение.
3. Развить навыки работы в группе и коллективного обсуждения.
4. Провести физминутки для повышения активности и концентрации.
Оборудование:
• Текст сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца» (в печатном виде).
• Презентация с иллюстрациями книжных страниц и ключевыми моментами сказки.
• Компьютер и проектор для показа презентации.
• Картинки с изображениями различных животных.
• Доступ к библиотеке Минпросвещения.
• Платформа для проведения опросов (Сферум).
Интернет-ресурсы:
• Портал Библиотеки Минпросвещения для поиска информации о Д. Н. Мамин-Сибиряке.
• Экраны с видеороликами и мультфильмами по сказке, например, на YouTube.
• Электронные библиотеки (например, ЛитРес или Лаборатория Фантастики) для поиска текстов и примеров сказок.
---
Этапы урока
1. Организационный момент (3 мин)
• Приветствие и настрой на урок.
• Краткий опрос: «Назовите ваши любимые сказки с животными».
Цели и задачи: Создать позитивную атмосферу, актуализировать знания учащихся.
2. Введение в тему (5 мин)
• Рассказ о Д. Н. Мамине-Сибиряке: его биография и значение в русской литературе. Использование материалов из библиотеки Минпросвещения.
Цели и задачи: Познакомить с автором, его стилем и тематикой его произведений.
3. Предварительное чтение сказки (10 мин)
• Чтение сказки вслух с акцентом на выразительность. Учитель или записанный аудиофайл с чтением.
Цели и задачи: Сформировать целостное восприятие сюжета, развить навыки аудирования.
4. Анализ текста (15 мин)
• Обсуждение образа зайца:
• Какой он: трусливый или смелый?
• Почему заяц может считаться храбрым?
• Обсуждение других животных в сказке: кто они и какую роль играют?
• Определение ключевых моментов и выявление смыслов.
Цели и задачи: Развить навыки анализа литературного текста и понимания основной идеи произведения.
5. Физминутка для глаз (3 мин)
• Упражнения для глаз: посмотреть вдаль, выполнять круговые движения глазами, закрыть глаза и представить пейзаж.
Цели и задачи: Расслабление, предотвращение усталости, восстановление внимания.
6. Работа в группах (15 мин)
• Учащиеся делятся на группы и работают над созданием презентации об образах животных в сказках. Задания:
• Нарисовать своего персонажа-животного и кратко описать его.
• Определить, какие качества они хотят показать в своих героях.
Цели и задачи: Стимулировать критическое мышление, развивать навыки работы в команде.
7. Физминутка (3 мин)
• Динамическая пауза: выполнить простые физические упражнения (потягивания, наклоны, имитация бега зайца).
Цели и задачи: Повысить уровень энергии и активности учащихся.
8. Опрос на платформе Сферум (5 мин)
• Проведение опроса с вопросами о произведении и его героях. Например:
• Какое качество заяца вы считаете самым важным?
• Как ты представлял себе храбрость, читая сказку?
Цели и задачи: Получение обратной связи, анализ мнений учащихся.
9. Подведение итогов (5 мин)
• Учащиеся делятся выводами о сказке – какой урок они могут извлечь из поведения зайца.
Цели и задачи: Закрепить изученный материал, формировать обобщенные представления о прочитанном.
10. Рефлексия (5 мин)
• Вопросы к учащимся:
• Что нового вы узнали о храбрости?
• Как вы видите себя в роли героя сказки?
Цели и задачи: Самоанализ, обсуждение внутреннего мира героя, возможность для личных размышлений.
Выводы по уроку:
1. Учащиеся познакомились с Д. Н. Маминим-Сибиряком и его произведением «Сказка про храброго зайца», освоили навыки анализа образов в литературе.
2. Обсуждение способствовало развитию критического мышления и пониманию образов, использованных в сказке.
3. Физминутки поддержали активность учащихся, а работа в группах усилила командное взаимодействие.
4. Опрос на платформе Сферум позволил получить оперативную обратную связь и выяснить детали восприятия текста.
Итог и рефлексия:
На уроке учащиеся не только узнали о сказке, но и научились видеть глубину и природу образов животных в литературе. Рефлексия будет заключаться в обсуждении: «Как вы сможете применить урок о храбрости в своей жизни?», что поможет связать урок с реальными жизненными ситуациями.