Презентация к уроку чтения в 4 классе «Д.Н. Мамина-Сибиряк "Сказка про храброго зайца-длинные уши... "»

3
0
Материал опубликован 28 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации


Презентация к уроку чтения в 4 классе
PPTX / 25.07 Мб

 

 

 

 

 

Открытый урок по чтению в 4 «Г» и 5 «Б» классах

«Д.М. Мамин-сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»»

 

 

 

                                                                                              Подготовила:

учитель начальных классов

Шило В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Самара 2018

 

Тема: Д.М. Мамин-сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цель: Познакомить учащихся с произведением Д.М. Мамина –Сибиряка «Сказка про храброго зайца –длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Задачи:

Образовательные:

1.                Познакомить с творчеством Д.М. Мамина –Сибиряка, повторить литературоведческое понятие «главный герой»;

2.                Расширять лексический запас, уточнять значения слов (Душа в пятки убежала, отведавшие волчьих зубов, не смел дохнуть, задал такого стрекача, выскочить из собственной кожи, гонится по пятам, замертво свалился), формировать умение правильно употреблять новые слова в связной речи;

3.                Развивать навыки выразительного чтения, художественного пересказа;

4.                Умение находить слова, которые помогают дать характеристику героям.

Коррекционные:

1.                Обогащать словарный запас, развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;

2.                Развивать устойчивость внимания;

3.                Развивать ассоциативное мышление;

4.                Развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах);

5.                Развивать словесно-логическую память.

Воспитательные:

1.                Способствовать воспитанию интереса к чтению, доброго отношения ко всему живому.

Оборудование: оборудование для презентации (проектор, экран, ноутбук, сама презентация); учебник; тетрадь; письменные принадлежности; сюжетные картинки.

Технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-

коммуникационная технология.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Инструкция

Деятельность учащихся

       I.            Вводная часть

Организационный момент.

Приветствие обучающихся.

Предлагает выполнить работу со скороговорками.

Предлагает прочитать загадки и отгадать о ком или о чем идет речь. (Кто справился первым получает фишку)

- Ребята, прозвенел звонок на урок. Присаживаемся на свои места.

Давайте начнем наш урок с разминки.

(Скороговорки:

1.      Белые бараны били в барабаны;

2.      От топота копыт пыль по полю летит.)

- Ребята, обратите внимание на слайд, на котором представлены загадки, пожалуйста прочитайте их и отгадайте.

- Кто справился первым получит фишку.

Выполняют работы со скороговорками.

Читают загадки и стараются правильно ответить.

                

    II.            Проверка домашнего задания.

Учитель задает вопросы относящиеся к произведению, прочитанному обучающимися дома.

 

Работа обучающихся в парах.

- На прошлом уроке мы с Вами прочитали произведение Н. Носова. Скажите, как оно называется?

Индивидуальная работа с обучающимся:

- Саша, у тебя на столе лежит карточка с вопросами и картинками. Тебе необходимо прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.

Фронтальная работа:

-Как звали главного героя?

-Что случилось с главным героем произведения Н. Носова «Заплатка»?

 -Сейчас мы поработаем в парах.

(1 ученик задает вопрос другому ученику, который должен на него ответить)

- Ребята, в то время пока мы с Сашей будем работать с карточкой, вы думаете над вопросом: Чему Вас может научить данное произведение?

 

Отвечают на заданные учителем вопросы.

Работают в парах, отвечают на вопросы заданные одноклассниками.

Индивидуальная работа по проверке домашнего задания у Козлова Александра.

 III.            Основная часть

Сообщение темы урока

Знакомить обучающихся с автором Д.Н. Мамин-Сибиряк и его биографией.

Обращать внимание учеников на информацию, указанную на слайде.

Постановка проблемного вопроса.

Уточнять лексические значения выражений встречающихся в тексте.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного писателя. Прочитайте, как его зовут? (Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к)

Рассмотрите его портрет.

(Биография автора:

Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин.

Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы.

Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию, потом он учился в Петербургском университете.

Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

100 лет прошло, а писателя помнят, читают его книги.

- Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”.

Автор написал его для своей дочери Алены, которую он очень любил.

- Мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери. На столах у каждой из вас есть слова, соберите из них название произведения, с которым сегодня познакомимся. (Кто справился первым получает фишку.)

- Проверьте на слайде. У вас получилось название первой сказки из сборника «Аленушкины сказки», но в этот сборник входит много других сказок.

 -Как вы думаете о чем эта сказка? (Заяц главный герой. Дается его подробное описание. Только не понятно, почему он храбрый, если зайцы обычно трусливы.)

- Что можно узнать по названию сказки?

- Можно ли по названию сказки определить главного героя?

- Какие обычно бывают зайцы в сказках? (Добрые, глупые, трусливые)

- А сегодня мы познакомимся с зайцем, который отличается от всех названых. А чем он отличается от всех названных вы скажите мне в конце урока.

- Нам предстоит сегодня узнать, каким же был заяц в этой сказке? Может быть, это какой-то необычный заяц, действительно сказочный.

- Какие опасности подстерегают зверька в лесу?

Словарная работа (уточнение лексического значения выражений).

- В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним.

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо.

Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком.

Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

 Гонится по пятам – бежит след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

 

Ученики анализируют фотопортрет.

Обучающиеся делятся на две группы:

1.      Складывают из слов название произведения:

“Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”.

 

2.      Ученики отвечают на вопросы учителя.

 

Прослушивание рассказа учителя по теме урока (биография автора).

 

Размышление обучающихся над проблемным вопросом.

 

Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.

   IV.            Изучение темы.

 Беседа по вопросам.

Создание кластера к произведению не читая содержание.

 

Чтение произведения учителем.

Выстраивание сюжетной линии прочитанного учителем произведения с помощью сюжетных картинок.

Беседа с обучающимися по прочитанному произведению.

Контроль чтения учащимися произведения по цепочке.

-Ребята, перед тем как мы прочитаем сказку, давайте составим с Вами кластер. (Создание кластера)

- Сейчас я начну читать вам сказку, а Вы внимательно слушайте. (чтение сказки учителем)

Речевая разминка.

(Ча-ча-ча- была Таня у врача.

Ща-ща-ща- поймал Вова леща.

Ша-ша-ша- мы любим малыша.

Ша-ша-ша- я сижу у шалаша.)

- А теперь читаем по цепочке. (чтение сказки обучающимися по цепочке)

Работа над сказкой

Индивидуальная работа:

- Саша перед тобой есть сюжетные картинки, пожалуйста, расставь их по порядку.

Беседа после чтения:

- Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она интересная, весёлая. В ней много смешных моментов)

- Каким изображён заяц в начале сказки? (Маленьким, трусливым). Постарайтесь найдите ответ на этот вопрос. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки).

-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться).
-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Зачитайте отрывок из сказки. (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого).
- Что они говорили? (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?)
- Прочитайте, как хвастался заяц. 
- Почему волк решил съесть именно этого зайца?
(Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью)
- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?
(Язык у хвастуна точно примёрз.)
- Как вы понимаете это выражение?
(Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка).
- Что показалось волку? Что он подумал о зайце? (Ему показалось, что кто-то в него выстрелил. А о зайце он подумал, что он какой-то бешенный)
- Как автор говорит о том, как заяц убегал от волка? (Задал такого стрекоча. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).
- Где нашли трусишку другие зайцы? (В ямке под кустиком).
-Какие чувства он испытывал? (Чувства страха.)
- Что ему сказали зайцы? Как они его стали называть? (Они его похвалили. Молодец, косой!..) 
-Во что стал верить заяц, после этого происшествия? (Что он действительно никого не боится)

 Физминутка. (Слайд 7)
 - Ребята, посмотрим на наш кластер есть ли слова, которые мы не написали? (Работа над кластером)

Создание кластера к произведению.

Работа над сказкой:

1.      Прослушивание чтения текста учителем.

2.      Чтение сказки по цепочке обучающимися.

3.      Краткий пересказ текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении.

(Индивидуальная работа с обучающимися)

    V.            Итог урока

Подведения итога урока.

 

В народе всегда разграничивали добро и зло, правду и ложь, трусость и храбрость.

- С какой сказкой познакомились на уроке?
- Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила)

- Ребята, выберете на слайде те качества, которые относятся к главному герою этого произведения.

Рассуждают над вопросами учителя.

Отвечают на вопросы.

Выбирают качества, которые относятся к главному герою.

Выбирают яблоко, выходят к доске.

   VI.            Рефлексия

Выявления уровня осознания содержания пройденного

- Посмотрите внимательно на пословицы, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке?

-Наш урок подошел к концу. Вы все отлично поработали. У вас на столах ребята есть яблочки, вырезанные из бумаги дух цветов красного и желтого. На доске нарисовано дерево, пожалуйста по очереди выйдите к доске и прикрепите яблоко магнитом, если вам все понравилось вы крепите красное яблоко, а если были трудности, тогда желтое.

 

Выбирают пословицы, которые относятся к данному произведению.

Выбирают яблоко, выходят к доске.

VII.            Домашнее задание

Учитель разъясняет домашнее задание учащимся.

- Ребята, посмотрите на слайд, на котором вы видите домашнее задание:

1 группа-читает сказку и пересказывает.

2 группа- читает сказку и составляет вопросы к этой сказке, которые мы зададим ребятам на следующем уроке.

 

Записывают домашнее задание в дневники.

 

Предварительный просмотр презентации

Открытый урок по чтению Учитель начальных классов ГБОУ школа-интернат №113 г.о. Самара Шило В.Н.

Белые бараны били в барабаны. Белые бараны били в барабаны. От топота копыт пыль по полю летит. Скороговорки

Главные герои Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. (Заяц) Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый… (Волк)

Проверка домашнего задания Как звали главного героя? Что случилось с главным героем произведения Н. Носова «Заплатка»?

Знакомство с писателем Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к (1852-1912) Известный русский писатель, автор великолепных детских произведений. Писатель родился на Урале в семье священника по фамилии Мамин. Своей дочери Алёнушке Дмитрий Наркисович посвятил цикл своих произведений для детей, который он так и назвал: «Алёнушкины сказки».

Как вы думаете о чем эта сказка? Можно ли по названию сказки определить главного героя?

Какие обычно бывают зайцы в сказках?

Словарная работа Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком  Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать. Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью. Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.  Гонится по пятам – бежит  след в след. Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

Речевая разминка Ча-ча-ча- была Таня у врача. Ща-ща-ща- поймал Вова леща. Ша-ша-ша- мы любим малыша. Ша-ша-ша- я сижу у шалаша.

Как вы понимаете выражение? Язык у хвастуна точно примёрз

Качества главного героя сказки Добрый Трусливый Хвастливый Глупый Храбрый

Волка ноги кормят. Волка ноги кормят. У страха глаза велики, чего нет, то и видят. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Домашнее задание 1 группа - читает сказку и пересказывает. 2 группа- читает сказку и составляет вопросы к этой сказке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации